Найти тему
6000 миль до Голливуда

Помятый элемент. Эпическая фантастика от Люка Бессона.

Оглавление

("Валериан и город тысячи планет", Valerian and the City of a Thousand Planets, 2017, США)

Не люблю повторяться, ведь буквально на прошлой неделе я рассуждал на тему повторного вхождения в одну и ту же реку на примере "Викингов: Вальхаллы". Но куда деваться, если попытка Люка Бессона вновь разыграть перед нами в 2017-м "Пятый элемент" была "толчеей воды" в той самой реке. Чьи берега с виду остались прежние, но вот вода в ней была другой. И уже не такой теплой, как 20 лет назад, в предыдущее бессоново купание в космоопере.

- Вау! А что это за звезда так сияет, Дэйн? - Темнота ты британская, Кара! Это же и есть сам великий и неподражаемый Люк Бессон!
- Вау! А что это за звезда так сияет, Дэйн? - Темнота ты британская, Кара! Это же и есть сам великий и неподражаемый Люк Бессон!

Трудно сказать, на чем именно споткнулся Люк Клодович в "Валериане". Скорее всего, имела место досадная череда ошибок, из-за чего столь эпичное кино ценою в 177 млн. $ едва отбило в мировом прокате свой бюджет - с чисто символическим приварком, коим было даже пилюлю не подсластить.

Хотя ключевой недостаток "Валериана" становится очевиден по прошествии некоторого времени: когда вы элементарно забудете его главных героев (Дэйн ДеХаан и Кара Делевинь). Поскольку оба они ну совершенно никакие: выглядят заурядно, выразительной мимикой не обладают, разговаривают и шутят банально, а порой и вовсе ведут себя как подростки, фыркая и надувая губки. При том, что сыгравшие на вторых ролях, Итан Хоук и певица Рианна смотрятся в своих "инопланетных" образах на порядок круче. И явно не хуже персонажей того же "Пятого элемента", включая главных в исполнении тогда еще веселого и бодрого Брюса Уиллиса и безбашенной Миллы Йовович.

Да-да, мы еще по "Звездным войнам" уяснили, что половина обитателей этих ваших "далеких-далеких" галактик выглядит, как обычные земные бомжи.
Да-да, мы еще по "Звездным войнам" уяснили, что половина обитателей этих ваших "далеких-далеких" галактик выглядит, как обычные земные бомжи.

А ведь до сей поры именно колоритная прорисовка главных героев была творческим коньком Люка. Благодаря чему его фильмы и становились классикой жанра, не устаревшей по сию пору.
Местные же, простите, лупоглазые "спецагенты" майор Валериан и сержант Лорелин больше пришлись бы ко двору в каком-нибудь анимэ, или в тех комиксах, на основе которых снято кино. И уж точно не в попытке Бессона повторить успех "Пятого элемента", сыграв на ностальгических чувствах его поклонников.

К счастью, обо всём остальном здесь можно говорить без раздражения, а кое-что даже похвалить. Ибо фирменный почерк Люка в "Валериане" всё еще виден невооруженным глазом, тумблер иронии не выключается и "детализация" этой фантастической вселенной тоже феноменальная.
И пусть художник Юг Тисандье начал работать с Бессоном лишь в
"Жанне д'Арк", но работу он провел не менее грандиозную, чем команда Дэна Вэйла в "Пятом элементе". Где царило аналогичное пиршество для глаз зрителя, не успевавшего рассмотреть и половины попадающих в кадр, деталей антуража, оружия, костюмов и прочего-прочего-прочего.

Традиция жениться на своих актрисах у Бессона закончилась на Милле Йовович. Впрочем, Каре Делевинь такая перспектива и не светила, ведь Бессон - мужик, а ей таковые не любы.
Традиция жениться на своих актрисах у Бессона закончилась на Милле Йовович. Впрочем, Каре Делевинь такая перспектива и не светила, ведь Бессон - мужик, а ей таковые не любы.

История сия тоже вышла по-хорошему навороченной и разнообразной.
Однажды, а именно через 7 веков, земная МКС станет прибежищем едва ли не всех разумных форм жизни нашей галактики. И разрастется в гигантский город Альфа (тот самый, что "Тысячи Планет" из названия фильма), который придется уводить подальше в космос, дабы он не расплющил собой старушку-Землю.
Ну вот, а крутые агенты космобезопасности Валериан и Лорелин работают на правительство Альфы. То бишь носятся, как ужаленные, по всей галактике, утрясая кризисы, решая проблемы и влипая в неприятности.

Само собой, такого рода космоопера не могла обойтись без загадочных могущественных артефактов и галактических за́говоров - будут они и здесь. Как будет и целый паноптикум инопланетян, монстров и роботов - для разборок с героями хватит с лихвой.

Опять-таки повторюсь, сказав то, что уже говорил в обзоре на "Интерстеллар": да, "Валериан" не идеален, но в нем тоже есть дух Большого Космического Приключения, вызывающий тепло-ламповую ностальгию по читанным в детстве/юности книжкам. Только в данном случае это будут не серьезные мэтры-фантасты, а мэтры повеселее, вроде Гарри Гаррисона, Роберта Шекли, Клиффорда Саймака или Дугласа Адамса. Отчего и кино будет раз от разу напоминать вам то "Звездные войны", то эконом-вариант "Аватара", то "Автостопом по галактике", а порой всё тот же незабвенный "Пятый элемент". Что, собственно, и компенсирует интересными приключениями откровенную неинтересность главных героев.

Если хорошенько присмотреться... с очень большой лупой... а лучше с электронным микроскопом, то можно заметить на этом скриншоте дедушку Рутгера Хауэра в роли президента Всемирной федерации.
Если хорошенько присмотреться... с очень большой лупой... а лучше с электронным микроскопом, то можно заметить на этом скриншоте дедушку Рутгера Хауэра в роли президента Всемирной федерации.

***

В общем, такая вот, понимаешь, "валерьянка от бессонницы".
Чей коммерческий провал в принципе ясен: нельзя сочинить остросюжетную историю, нарисовать гигантский фант. мир, но гонять по нему скучных до зевоты приключенцев.
Как бы то ни было, но по сравнению с другой вдрызг провалившейся за пару лет до этого космооперой -
"Восхождение Юпитер" от Вачовски, - "Валериан" Бессона хотя бы можно иногда пересматривать. По крайней мере, когда вы уже морально готовы к тому, что с главными героями фильму не повезло, сам он воспринимается уже не столь критически. И открывает вам немало любопытных и забавных деталей, которые вы, возможно, прежде упустили, когда бранились на деревянных ДеХаана и Делевинь.

P. S. За смешную отсылку в одном из диалогов к "Заложнице" Мореля ("Я найду тебя и убью! - Удачи!"), сценаристом которой тоже был Бессон - особое гран мерси. Вышло и впрямь неожиданно и смешно, хотя, чую, многие из вас проморгали этот момент в суете экшен-сцены на рынке планеты Кириан.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):