Александр Исаевич Воинов (1912-1979 гг.) прошел две войны, начиная с войны финской, именно поэтому большинство его произведений – на военную тематику, в основном серьезного направления. Однако несколько его повестей и романов были рассчитаны и на тогдашнюю сугубо молодежную советскую аудиторию. И самым первым опытом его в этом направлении была чисто приключенческая военно-шпионская повесть «Кованый сундук», которая сначала в сокращенном варианте была напечатана в газете «Комсомольская правда» (1954 г.). Потом, в 1955-м, она появилась в первом номере популярного впоследствии богато иллюстрированного альманаха «Мир приключений» и четыре раза - с 1955 по 1958 гг. - выходила отдельными книгами в московском, киевском и калининградском издательствах. И после этого повесть больше не издавалась – ни в СССР, ни в последние времена, хотя писатель после этого создал еще ряд выдающихся приключенческих романов на военную тематику.
В начале 70-х, когда я запоем стал читать всякую литературу, мне очень часто попадались военные приключения. Тогда с книгами было гораздо легче, чем стало ближе к концу 70-х, по крайней мере, и в библиотеках было много ставших потом дефицитом книг, и по рукам ходило тоже достаточно. Кстати, в букинистических отделах книжных магазинов регулярно мне попадались книги интересующих меня тематик – и фантастика, и приключения, и детективы.
И вот, как-то я выклянчил у матери 40 копеек, чтобы купить в ближайшем киоске серию почтовых марок (я тогда и марки тоже собирал), и случайно проходя мимо книжного магазина, заглянул в него. И вышел я оттуда с маленькой книжечкой, которая имела очень притягательное название – «Кованый сундук» 1955 года издания. Была она тоненькая, в мягкой обложке, затертая, и обошлась мне в 15 копеек. Но внутри она была прекрасна, и особенно меня поразило богатство иллюстраций, хоть и черно-белых, но тогда это было в порядке вещей.
Короче, это была книжка про шпионов и поиски таинственного сундука, вернее, его содержимого – это я определил, пролистав эту книжечку у прилавка. Как раз для меня – я ведь тогда запоем читал как раз шпионские романы и военные приключения. Мать меня даже похвалила, ей не нравилось, что я собирал марки по 40 копеек, от которых ума-разума не наберешься, а вот книги по 15 копеек, да еще с картинками – это, по ее мнению, было самое лучшее решение для ученика третьего класса. Она мне только попеняла на то, что я не прикупил в магазине еще каких-то книг по 15 копеек, но все же ссудила меня этими потраченными на книгу 15-ю копейками, чтобы я все-таки купил любимые мной марки.
Хорошая у меня мама, до сих пор жива, хотя скоро ей будет 90 лет. Ей повезло, что она заполучила такого сына в моем лице, который свою нынешнюю квартиру превратил в целую библиотеку, завесив ее почти 100 полками, заполненными старыми книгами. А почтовыми марками я бросил заниматься еще в начале 90-х, когда в один прекрасный момент стал финансовым банкротом и мне пришлось по дешевке распродать всю свою коллекцию из 60 больших кляссеров, которую я собирал до того момента всю свою жизнь.
Но когда я из банкротства выбрался, то с филателией завязал, зато стал собирать книги, и мама очень довольна. Кстати, даже сегодня у нас на барахолках книги стоят гораздо дешевле почтовых марок, потому что те марки, которые меня интересовали, можно купить только у коллекционеров-барыг, которые ломят на них такие цены, что дешевле купить полку книг, чем одну марку, которая до перестройки стоила копейки.
Ну ладно, я не собирался рассказывать свою биографию, просто вспомнил счастливые времена. Ну, притащил я эту книжку домой, и как водится, сразу принялся ее читать, благо, были летние каникулы, и уроки не надо было делать. И что вы думаете?
Правильно – прочел я эту книжку запоем, и остался очень доволен, жаль только, что она была маленькая, а не роман, чтобы растянуть удовольствие. Но все же и от этой маленькой повести за 15 копеек я получил удовольствие на всю жизнь – перечитывал потом я ее неоднократно.
Рассказывалось в повести «Кованый сундук» о вражеских шпионах и наших контрразведчиков, причем не в банальный мирный период, а непосредственно во время войны. И чтобы не раскрывать раньше времени сюжет, но ничего не перепутать, я приведу краткую аннотацию к этой книге, написанную профессионалом:
«…Летом 1942 года под Воронежем пропал без вести начальник финансового управления дивизии Соколов. Вместе с ним также исчез большой кованый сундук с дивизионными деньгами и документами. Спустя восемь месяцев сундук нашелся, а затем объявился и сам Соколов. Подполковнику Стремянному предстоит разгадать тайну кованого сундука»...
Дополню этот анонс еще одной современной рецензией, которая более полно раскрывает направление этого произведения, но, опять-таки, не раскрывает сюжет для тех, кто повесть еще не прочитал:
«…Повесть относится к жанру военных приключений. Здесь патриотическая тема отодвинута на второй план, хотя, конечно же, по литературным законам времени написания, ее присутствие априорно. Но в этом и состоит изюминка повести, когда к стандартной военной тематике прибавлена некая романтическая составляющая.
Судите сами - сундук с двойным дном, спрятанный в склепе архив, скрывающийся в подвале человек, хитро замаскированный шпион – это, безусловно, элементы приключенческого жанра, придающие повести стремительный и увлекательный характер.
Весьма возможно, что для нынешнего поколения книга будет малоинтересна, но рожденным в СССР, воспитанным на подобного рода литературе, чтение, я думаю, принесет удовольствие»…
Вот такая вот повесть, и правильно в рецензии написано, что вся патриотическая тема, которая часто доминировала в произведениях подобного рода в те времена, тут не доминирует. Люди – персонажи повести - просто делают свое дело, и причем тут патриотизм? А то сегодня многие из молодого поколения считают, что для того, чтобы в СССР делать свое дело хорошо, надо было быть каким-то патриотом коммунизма.
Это они просто вообще ничего не знают про СССР. И далеко не все книги в СССР, даже во времена Сталина, были наполнены патриотическим содержимым. Попробуйте найдите советский патриотизм в самых популярных романах Александра Беляева, Ивана Ефремова или Владислава Крапивина. Нету там этого, а если и есть, то не найдешь, если не знаешь где искать.
Также и повесть «Кованый сундук» - она полностью посвящена сюжету, в котором люди делают свое дело, и в конце концов делают его хорошо, а для читателя – так и вовсе увлекательно. Но это как основа, а на самом деле сюжет завязан на почти что детективном расследовании, сдобренном изрядной долей совершенно захватывающих приключений.
И автор этой повести – достаточно известный в те времена писатель, Александр Исаевич Воинов (1912–1979 гг.), с двумя не менее шикарными произведениями которого я познакомился позже – это романы «Отважные» (1970 г.) и «Западня» (1973 г.). Оба романа – опять-таки военные приключения, первый – про партизан во время Великой Отечественной, второй – про одесских подпольщиков.
Были у А. И. Воинова еще значительные книги, и тоже в основном про войну, в частности – роман о советском полководце Н. Ф. Ватутине.
Я не знаю, фамилия Воинов – это настоящая фамилия писателя, или псевдоним, но то, что он успел повоевать – это точно. Он был участником советско-финской войны 1939-1940 гг., во время Великой Отечественной войны присутствовал на фронтах как специальный военный корреспондент Совинформбюро, в частности, прошел Ленинградский, Волховский, Брянский, Воронежский и 1-й Украинский фронты. Именно поэтому у него военная тематика – доминирующая, но и не военных произведений он написал немало.
Что сказать о повести «Кованый сундук», то я знаю только четыре ее издания.
Первый раз она появилась в первом номере альманаха «Мир приключений» от «Детской литературы», 1955 год, с иллюстрациями И. Пахолкова. Тираж альманаха составил 90 тысяч экземпляров.
В том же, 1955 году, повесть вышла в виде отдельной книги в «Трудрезервиздате» в серии «Фантастика. Приключения» (так называемая «паутинка») с рисунками А. А. Лурье. Тираж был тоже 90 тысяч, обложка мягкая (а это было редко для «паутинки»), цена – 2 рубля, 20 копеек, что после хрущевской реформы составило 22 копейки. Это была та книга, которую я тогда купил в книжном магазине, а так как подержанные книги в букинистике не могли стоить дороже госцены, то потому она мне и обошлась всего 15 копеек. Впрочем, тогда у нас и 15 копеек были немалыми деньгами.
В 1956 году повесть была переиздана в том же «Трудрезервиздате» в том же самом виде, что и годом ранее, на корешке и обложке есть только незначительные отличия (фото выше). Тираж этого переиздания мне неизвестен.
Также в 1956-м повесть была издана на русском языке в киевском издательстве «Держлитвидав», и тоже в мягкой обложке. Никаких других данных об этой книге у меня нет, я их в Интернете просто не нашел, помимо того, что формат книги был не уменьшенный, а нормальный.
И последнее известное мне издание повести случилось а 1958 году в «Калининградском книжном издательстве» с иллюстрациями художника Ю. Синчилина, но без указания тиража. Обложка твердая, формат обычный - 84x108/32 (130x200 мм).
Вот и всё, больше мне издания повести не известны, как я выяснил, ее не переиздавали даже после 1991 года.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Серия «Фантастика. Приключения» издательства «Трудрезервиздат», 1955-1961 гг.