В 1969 году Дмитрий Иванович Чевычелов (1904-1970 гг.) - бывший цензор ленинградского отделения «Детгиза», а потом и его глава, опубликовал свое единственное беллетристическое произведение – приключенческую повесть «Остров на карте не обозначен». В следующем году он умер, и вот после этого и пошли в сторону автора всякие выпады насчет того, что он, якобы, был доносчиком, а саму повесть украл, присвоил себе и издал под своим именем чужое произведение. Правда, никаких доказательств этим гипотезам нет, и даже знаменитые писатели тех времен, знавшие Чевычелова по работе, и даже пострадавшие от его доносов, их не подтверждают, а только обвиняют его в чрезмерном усердии при выполнении своей цензорской работы. То есть, они не признают в Чевычелове плохого человека, но, как говорится, осадочек остался.
Всем любителям приключенческого чтения на военную тематику прекрасно известно, что в СССР с еще сталинских времен и заканчивая поздними брежневскими, издавалось очень много первосортной литературы в этом направлении.
Ну, с этим спорить невозможно, хотя, конечно же, «первосортность» тут разная, например, взрослым читателям предлагалась более серьезная литература, например, «Щит и меч», «Волоколамское шоссе», «В августе сорок четвертого…» и прочие подобные.
Для более молодых читателей были подготовлены образцы попроще – «Секретный фарватер», «Конец осиного гнезда», «Отважные» и так далее.
Но всё это была отличная литература, которую можно было запоем читать и в те старые времена, и прекрасно воспринимается она и сегодня, о чем свидетельствуют многочисленные современные переиздания этих книг.
На этом споры о качестве советской военной литературы можно прекращать за бесперспективностью. Естественно, были и «проходные» образцы, но, во-первых, таких было мало, а, во-вторых, издавались они мизерными, «пробными» тиражами.
Но были и просто шикарные произведения, которые тоже издавались мало, и сегодня практически неизвестны.
Одним из таких является приключенческая повесть Дмитрия Чевычелова «Остров на карте не обозначен». Эта повесть была впервые издана в «Детгизе» в 1969 году (Ленинградское отделение), а потом была переиздана там же в 1972-м, правда, с измененным оформлением обложки, но с теми же самыми иллюстрациями В. Орлова.
Интересно, что в книге 1972 года указано, что это «третье издание», но я знаю только два издания повести, следов никакого третьего не обнаружено при самых тщательных поисках, даже журнального или газетного. Загадка?
Короче, повесть эта достаточно интересна для того, чтобы занести ее в разряд первосортных образцов для читателей «среднего и старшего возраста», как указано в выходных данных обоих изданий. Приведу сюжет вкратце:
«…События повести развертываются в конце 1943 года, на пустынном острове, в далеких водах Арктики. Там, в подземных лабиринтах, фашисты создают обширный тайник. Работают военнопленные и политические заключенные, обреченные на смерть как «носители тайны» («гехаймтрегер»). Подпольная организация заключенных готовит восстание и побег»…
Также считаю нужным привести часть предисловия, чтобы потенциальные читатели могли оценить литературный опыт автора:
«…Остров был невелик - менее шести километров в поперечнике. Он состоял из беспорядочного скопления крутых, заснеженных возвышенностей, большую часть года покрытых низкими, беспокойными тучами и туманами. В ущельях, разбросанных по острову, было много пещер, часто переходящих в сложные подземные лабиринты. Остров не значился на картах океана, лежал далеко в стороне от морских коммуникаций, и попасть к нему можно было только случайно, сбившись с курса в дурную погоду.
Огибая его изломанные, высокие берега, не всякий мореход обратил бы внимание на ничем не примечательный, против других, фиорд с южной стороны. Но именно этот фиорд неожиданно приводил в просторную, защищенную высокими скалами, удобную бухту с глубокими спокойными водами.
В сентябрьский день 1943 года, когда начинаются события этой повести, в океане свирепствовал шторм. Огромные волны с оглушительным грохотом обрушивались на скалистые берега острова. Бешеный ветер подхватывал пенящиеся тучи брызг, скручивал их в колючие смерчи, с воем кружил над скалами, врывался в ущелья, хлестал по черным камням.
В этот день уже нельзя было сказать, что остров необитаемый и непосещаемый. Нет! В его скрытой бухте имелась удобная пристань, с длинным причалом и вместительными складами у каменной стены. Возле складов - часовые с автоматами и два офицера в эсэсовской форме»…
Вот так и начинается эта повесть, и дальше в ней разворачивается целая цепь событий, свойственных любому приключенческому произведению. И никаких тут натянутостей, недомолвок – одни только действия, которые позволяют внести повесть в разряд боевиков.
Но после 1972 года «Остров на карте не обозначен» больше никогда не переиздавался, даже сегодня, и это очень странно.
Но есть версия, которая хоть как-то может объяснить причины этого забвения. В поисках биографии автора я обнаружил, что полное его имя - Дмитрий Иванович Чевычелов, родился в 1904-м, умер в 1970-м. С 1941-го он занимал должность цензора «Лендетиздата» - ленинградского отделения «Детгиза», в 1938-м возглавил это отделение и оставил его только в 1959-м. Считается, что это именно Дмитрий Чевычелов в 1938-м спровоцировал разгром «Лендетиздата», в результате которого руководство издательства было репрессировано, а часть известных детских писателей просто разбежались.
Вот так как бы Чевычелов и расчистил себе дорогу к руководству ленинградского отделения «Детгиза», и этому есть кое-какие доказательства в виде доноса, правда, оформленного не как классический донос, а как докладная записка начальнику Ленгорлита. Записка так и называлась – «Докладная записка о положении в ленинградском отделении «Издательства детской литературы» цензора Чевычелова».
Принципиально ничего нового для тех лет в этой «записке» не было – Чевычелов объявил все руководство «Лендетиздата» и ведущих его писателей во главе с Самуилом Маршаком в подрывной деятельности, и на трех страницах записки привел доказательства. Правда, самому Маршаку и другим писателям никакого наказания не было, но руководство пострадало основательно, причем не за то, что оно издавало какую-то вредительскую литературу, а за то, что срывало выпуск по-настоящему важных книг, например, произведений Пушкина и Маяковского.
То есть мы видим тут не идеологические «диверсии», а чисто финансовые.
Ну ладно, Дмитрий Иванович Чевычелов оказался доносчиком, хоть и доносил до того, кому надо, не слухи, а факты. Интересно, что впоследствии ни у кого из его бывших коллег, и даже тех, кто от него пострадал, не было к Чевычелову в доносительстве никаких претензий. Он был уважаемым членом коллектива и в качестве сталиниста, а после смерти Сталина – как убежденный антисталинист. Даже хорошо знавший его Вениамин Каверин уже в конце перестройки обвинил доносчика не в доносах, а в слишком большом усердии как цензора, причем сделал это не со злобой, а добродушно, будто Чевычелов и не был никаким доносчиком.
Еще более интересно, что сам Самуил Маршак, на которого так поклеветал Чевычелов, тоже не имел к нему никаких претензий за донос, хотя уже в хрущевские и брежневские времена он мог бы за доносы раздавить кого угодно, а не только какого-то бывшего цензора.
А вот Лидия Чуковская, которая все сталинские годы проработала с Чевычеловым бок о бок, отдавая ему на проверку сверстанные книги, заявляла о том, что такой тип людей ей просто очень не нравится. Она в своих воспоминаниях назвала его «существом без возраста и национальности, уродцем в тюбетейке», но никаких других претензий не выдвигала, и даже подчеркнула, что невзирая ни на что, это все же был специалист своего дела, но про какие-то доносы не упоминала никогда.
Хотя кто ей мешал все это припомнить? Пиши в мемуарах что угодно, никто не запрещает. Но нет, просто ей не нравился этот мужчина, а какие такие доносы? Не знаю ни про какие доносы, если бы знала, то обязательно бы ему на голову их напялила.
Однако все же никто Чевычелова доносчиком так и не назвал, а ведь были тысячи людей, любой из которых мог это сделать позже. Видать, «докладная записка» на самом деле не была никаким доносом, и этот цензор и на самом деле вскрыл в издательстве какие-то просто вопиющие недостатки. Заметим, что сами писатели не пострадали, а оказались виноватыми только те, кто имел доступ к финансам, кстати, довольно немалым в те времена.
В общем, в этом деле не все ясно до конца, но меня интересует другой момент.
Как известно, Дмитрий Иванович Чевычелов за всю свою жизнь кроме докладных ничего, не написал, но за два года до своей смерти принес в родное ленинградское отделение «Детлита» рукопись своего единственного произведения – приключенческой повести «Остров на карте не обозначен». А ведь могли бы припомнить Чевычелову его некрасивое поведение во время сталинизма и дать ему от ворот поворот.
Но повесть вышла в серии «золотая рамка» в 1969-м тиражом в 50 тысяч, в 1970-м автор ее умер, а в 1972-м случилось переиздание, на этот раз уже тиражом в 75 тысяч. И казалось, такая популярная книга – должна продолжать издаваться.
Однако больше повесть никогда не переиздавалась, даже сегодня.
И тут всплывают в свет всякие гипотезы, что, мол, Дмитрий Иванович не писал ничего, а просто присвоил себе произведение какого-то репрессированного автора и издал под своим именем. И якобы когда об этом в 70-х узнали, случился страшный скандал, и потому повесть больше никогда не переиздавалась.
Однако это всего лишь слух, не имеющий никаких подтверждений, хотя, конечно же, все может быть. Но думаю, что если бы за этим слухом стояло что-то серьезное, то концы все равно всплыли бы.
Но никаких концов так и не всплыло, никаких кругов на воде не видно, и никакие бульбы так и не появились. Поэтому эту историю тоже можно не учитывать, хотя поиски можно продолжить.
Как бы там ни было, а, несмотря на все сопровождающие повесть «Остров на карте не обозначен» обстоятельства, читать ее можно с удовольствием даже сегодня. Это настоящее добротное приключенческое произведение на военную тематику, а то, что оно вышло в суперпопулярной серии «золотая рамка» от «Детгиза», в глазах букинистов-коллекционеров добавляет ей дополнительных баллов.
Осталось только найти одно из потерянных изданий повести, как указано в книге, и тогда всю историю можно считать законченной.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: