Или ШМАЙСЕР.
Меня тут на днях запозорили, дескать, почему вы немецкий пистолет-пулемёт МР-40 назвали ШМАЙСЕРОМ, это же грубая ошибка, оружие создал совсем другой человек!
Могу повторить в сотый раз: есть многократно упомянутый здесь ЗАКОН СТИГЛЕРА, суть которого предельно проста: "Ни одно научное открытие не названо в честь того, кто его открыл".
Понятно, это шутка, но в ней лишь доля шутки, причём самая малая. Потому что и в самом деле, сплошь и рядом наблюдаем картина: один открыл, но назвали именем другого, один всю жизнь посвятил изучению такого-то феномена, но в итоге его фамилии в составе эпонима вообще нет.
Так же и со ШМАЙССЕРОМ. Да, я вас понимаю, мне самому в какой-то момент было странным узнать, что человек с такой фамилией является автором совсем другого оружия, а к этому он, как говорится, боком. Но, чёрт побери, я не стал после этого ходить и всем тыкать, мол, вы ошибаетесь, надо говорить не ШМАЙССЕР, а ФОЛЬМЕР! При том, что такого эпонима как ФОЛЬМЕР нет. А ШМАЙССЕР (или ШМАЙСЕР - да-да, с одной С!) - есть, и он присутствует в огромном количестве литературных произведений.
"Сержант перекатился под защиту ближайшего ствола, ребристая ручка «шмайсера» до отпечатка вдавилась в ладонь. Очередь застучала по листьям, словно крупный град. Дождавшись ее окончания, немец сиганул в сторону, уходя с линии огня. Опытный, скотина! Сержант навёл мушку автомата на крохотный взгорок, за которым мог укрываться враг."
Источник - https://proza.ru/2015/04/13/832?ysclid=mfdtkr312h500583361
"Полы кургузых пиджачков этих как бы крестьян подозрительно оттопыривались с правой стороны. Во время движения, а эти парни не просто шли, они, словно подкрадывались к своей цели, из-под полы пиджачишек у них проглядывали рукоятки немецких пистолетов-пулеметов МП38, которых население Польши уже успело прозвать «шмайсерами»."
Источник - https://megaknigi.ru/read/485498/44
"В это время прозвучала автоматная очередь. Патронов десять - двенадцать, метрах в семистах от меня, там, куда убежала косуля, а вслед за ней - пес. Стреляли из шмайсера - он бьет поголосистее, пораздельнее, чем наш ППШ, у которого темп стрельбы много выше. Я не сомневался, что косуле хана, потому что выстрелы не повторялись. Тот, кто стрелял, если бы промахнулся, непременно бы долбанул вслед второй очередью. Автомат - штука азартная."
Источник - https://4etalka.ru/proza-main/proza_o_voyne/479223/fulltext.htm?ysclid=mfdtnl25z1110144202
"Звонкие удары пуль защелкали, высекая искры вокруг него. Он повернул голову и увидел, как по следам гусеничных траков к опушке бегут черные автоматчики. «Шмайсеры» возле их животов то и дело вспыхивали красными факелочками. Они вели прицельный огонь, и этой целью был он."
И т.д.
В общем, ежу понятно: 1) всё вертится именно вокруг того самого ПП, который МР-38/40, а вовсе не StG-44, 2) про Фольмера в описываемые времена никто никогда не вспоминал, 3) даже если учесть, что название ПП "незаслуженное", могу лишь констатировать: на этом канале всего лишь расшифровывают эпонимы, а не определяют генеральную линию военной терминологии.
Так в чём же причина, почему вот этот пистолет-пулемёт ошибочно называют не только автоматом, но ещё и чужим именем?
Как вам уже известно из статьи ПИСТОЛЕТ БЕРГМАННА, в конце XIX века немецкий промышленник и предприниматель Теодор Бергманн решил освоить новое направление и сделать то, чего до него никто не делал. И, не будучи конструктором-оружейником, нанял того, кто на этом, как говорится, собаку съел - немецкого инженера Луиса Шмайссера (5 февраля 1848 - 23 марта 1917).
Для Бергманна он разработал много чего интересного, в первую очередь - пистолет ДРЕЙЗЕ, названный почему-то не в честь автора, и даже не в честь владельца компании, а по имени другого человека-легенды - прусского ружейника Иоганна Николауса фон Дрейзе.
ДРЕЙЗЕ М1907 находился на вооружении немецкой армии, начиная с 1907 года и вплоть до окончания Второй мировой войны. Это самозарядный пистолет, автоматика которого работает по принципу отдачи свободного затвора. Он питался патронами калибра 7,65х17 мм, помещёнными в коробчатом магазине. Любопытно, что при неполной разборке, например, для чистки, его надо было "переломить" пополам.
Про другие изделия того же Луиса Шмайссера я уже писал и вы уже читали в той же статье ПИСТОЛЕТ БЕРГМАННА.
Но у Луиса было двое сыновей - Ганс и Хуго. Оба трудились с папой на той же фирме, в городе Зуль, занимаясь конструированием и производством пулемётов, получая бесценный опыт, вплоть до конца Первой мировой войны.
А в 1919 году, после подписания Версальского договора, делать автоматическое оружие немцам запретили, и семья Шмайссеров была вынуждена уволиться из компании Бергманна, ибо там ей уже не могли предложить то, что им было нужно.
Ганс и Хуго тут же создали собственную компанию Industriewerk Auhammer Koch und Co., а для защиты своих патентов - ещё одну, Gebrüder Schmeisser. Обе - там же в Зуле.
Хотя немцев и называют педантами, которые прилежно и методично выполняют всё, что им скажет начальство, а также, наоборот, никогда не будут делать того, чего нельзя (например - перебегать улицу на красный свет или ходить по газонам), братья Шмайссеры продолжили разработки автоматического оружия.
И вот тут как раз стоит переключить всё внимание на одного из них.
Хуго Шмайссер (24 сентября 1884 - 12 сентября 1953) - немецкий конструктор стрелкового оружия.
Родился в Йене, земля Тюрингия, в семье оружейника. С детства был вовлечён в эту деятельность, работая вместе с отцом и братом над созданием различных образов огнестрельного оружия.
Ещё до окончания Первой мировой Хуго отметился своими оригинальными идеями в плане создания пулемётов, а в 1917-1918 годы разработал конструкцию пистолета-пулемёта, который мог вести автоматический огонь на расстояние до 200 метров. Его назвали МР-18, то есть Maschinenpistole 18.
Автоматика его работала за счёт отдачи свободного затвора, ствол был полностью закрыт круглым стальным кожухом с вентиляционными отверстиями. Приёмник магазина располагался с левой стороны ствольной коробки, питание осуществлялось из барабанного магазина на 32 патрона калибра 9х19 мм Luger. В дальнейшем применялись и коробчатые магазины, но это уже было развитием темы MP-18 в другом изделии - MP-28.
Кстати, оба этих изделия не имели в своём названии имени автора, но зато все прекрасно знали производителя MP-18 - Бергманна. Пишут, что с этим ПП немцы успешно воевали и даже прорвали фронт в марте 1918 года. Хотя положения на фронте он изменить не мог - Бергманн его произвёл в количестве всего 35 000 штук. Как говорится, ни о чём. А с 1919 года и вовсе прекратил это дело, потому как победители запретили.
Что же до совместных с братом компаний, то поначалу дела у них шли не очень. Лишь начиная с 1921 года, когда они заключили контракт с фирмой C.G. Haenel в Зуле ситуация стала меняться к лучшему. А в 1925 году Шмайссеры и вовсе стали деловыми партнёрами и совладельцами C.G. Haenel, имея по 1/6 доли в компании.
Оружие, созданное по проектам Хуго Шмайссера, здесь производили почти 20 лет, причём довольно удачно - MP-28 был принят на вооружение немецкой полиции, а также успешно продавался в Испанию, где его применяли друг против друга обе противоборствующие стороны, в Америку (Боливийско-парагвайская война 1932-1935 гг), Южную Африку, Китайскую Республику и Японию по лицензионному соглашению с бельгийской компанией Bayard.
Когда к власти пришли нацисты, стало понятно, откуда стоит ожидать крупных промышленных заказов, поэтому предприятия Зуля объединились с другими, создав крупную компанию Vereinigte Suhl-Zella-Mehlisser Waffenfabriken. Шмайссеры и здесь проявили находчивость, познакомившись с правильными людьми - в частности, с Эрнстом Удетом (вспомните БУЙ УДЕТА), благодаря чему имели стабильные военные заказы от Третьего Рейха.
Любопытно, что и MP-18, и MP-28 были именно пистолетами-пулемётами, то есть питались пистолетными патронами. Но в 1938 году Хуго Шмайссер, понимая, что такие боеприпасы слишком слабые, а ружейные - слишком мощные, решил начать разработку оружия под новый, промежуточный патрон 7,92×33 мм, он же Kurzpatrone 43 или просто 7,9 mm Kurz.
Этот автомат уже тогда можно было считать крупным прорывом, тем более что, параллельно с Шмайссером, который трудился в компании C.G. Haenel, аналогичные разработки проводил и Эрих Вальтер, у которого получалось ничуть не хуже.
Эти два изделия носили названия Maschinenkarabiner 42(H) и Maschinenkarabiner 42(W) или просто MKb 42(H) и MKb 42(W).
Но всё-таки даже несмотря на то, что работы в создании оружия под промежуточный патрон в Германии начались ещё до начала Второй мировой войны, Вермахт решил сделать ставку на массовое производства пистолетов-пулемётов, а точнее - MP-38 и MP-40. Который были созданы... Нет, уже не Шмайссерами, а германским конструктором Генрихом Фольмером.
Генрих Фольмер (26 июля 1885 - 1 июля 1961) родился в Альтдорфе, округ Эссленген, земля Баден-Вюртемберг. Был владельцем машиностроительного завода, но во время Первой мировой переключился на разработку оружия. Сначала производил стволы для ПУЛЕМЁТА МАКСИМА и ВИНТОВОК МАУЗЕРА, затем разработал к созданному Шмайссером MP-18 оригинальный портативный шланговый магазин - диск на 60 патронов, который можно было носить, повесив на плечо.
Ещё одним изобретением Фольмера стало безленточное питание для пулемётов, которое почему-то военные восприняли довольно холодно.
В 1931 году он создал пистолет-пулемёт EMP (Erma Maschinenpistole), который выпустили в количестве всего 10 000 единиц. Военному ведомству машина понравилась, и Фольмер затем стал развивать успех, однако потом что-то случилось, и финансирование от государства резко прекратилось. В итоге компания Vollmer Werke, оказавшись в весьма затруднительном положении, продала свои наработки компании Erma Werke.
Каковыми же были взаимоотношения Фольмера и Шмайссера? В 30-е годы оба этих оружейника вместе со своими коллективами, а заодно и с фирмой Rheinmetall участвовали в секретной программе разработки современных на тот период пистолетов-пулеметов. Но из-за мирового экономического кризиса программа застопорилась. И дальше уже разработки шли в индивидуальном порядке, на энтузиазме.
Фольмер создал ещё несколько интересных образцов и запатентовал ряд оригинальных решений - в частности, использовал в конструкции затворной группы пистолета-пулемета телескопическую пружину, помещённую в металлический кожух, которая в процессе стрельбы надвигалась на затвор, тем самым уменьшая общую длину отката и замедляя его скорость.
Вот только с реализацией изобретений у него было не очень, инвесторов он не сумел привлечь, из-за чего производил слишком мало оружия, которое, к тому же, шло на экспорт. Более-менее приличные деньги у него появились только после продажи прав на свои разработки той самой компании Erma.
Получив их, Фольмер занялся конструированием ручных пулеметов и участвовал в создании MG-34, из которого затем появилась ПИЛА ГИТЛЕРА - MG-42.
А самое главное - в составе коллектива фирмы Erma-Werke он создал базовую конструкцию - экспериментальный пистолет-пулемёт MP-36, который сам по себе мало где засветился и его мало кто видел, однако на основе этого изделия было создан тот самый ШМАЙССЕР.
MP-36 имел продольно-скользящий затвор, коробчатый магазин под патрон 9х19 мм, деревянный корпус и складной приклад. То есть нечто очень знакомое.
И вот уже на этой базе появились дальнейшие изделия - MP-38 и MP-40, очень похожие, поэтому их часто пишут MP-38/MP-40.
А уже в этом проекте главную скрипку играл Фольмер, поскольку здесь его идей было больше всего. От Шмайссера же тут осталось довольно мало - только магазин. Позже, в 1941 году, на нём и на приёмнике с защёлкой в виде кнопки появилось клеймо Patent Schmeisser C.G.Haenel, Suhl.
Ровно по этой причине те иностранцы - кстати, не только русские, но также поляки, американцы, британцы и пр. - воспринимали это оружие как нечто "сделанное Шмайссером", по его патенту. Поэтому и стали называть MP-38/MP-40, а также MP-41 ШМАЙССЕРОМ. Или ШМАЙСЕРОМ, потому что в народе любят упрощать. Имя же Фольмера нигде на самом оружии не фигурировало, поэтому глупо считать или даже навязывать мнение, что называние ФОЛЬМЕР более уместно для MP-38/MP-40.
Кстати, MP-41 был разработан именно Хуго Шмайссером, который учёл все недостатки изделия Фольмера и предложил свою собственную версию MP-40, с деревянным прикладом (вполне возможно, рождённую под влиянием советско-финляндской войны, где отлично проявил себя ПП Suomi M-31.) Но почему-то изделие не имело успеха.
На этом оружейная песня Фольмера, практически, завершилась, ибо всю Вторую мировую он была занят производством того, что сделал ранее, а после войны успешно отошёл от дел в сторону запада, избежал суда над сообщниками нацистов и до самой смерти клепал очень мирное оборудование для обработки дерева.
А что же Хуго Шмайссер?
Он тоже на протяжении военных действий работал в оружейной сфере, однако не почитал на лаврах, а продолжал развивать тему, взятую ранее - под промежуточный патрон. И в 1944 году на основе уже упомянутого MKb.42(W) создал нечто из ряда вон выходящее - штурмовую винтовку StG 44 (Sturmgewehr 44).
Вот именно её-то и следовало называть ШМАЙССЕРОМ. Однако по какой-то причине этого не произошло - как известно, эпонимика наука довольно непредсказуемая.
При всех своих неоспоримых достоинствах и преимуществах перед всем, что тогда было на фронте, StG 44, однако, не помог нацистам переломить ход войны. После её окончания Хуго и Ганс Шмайссеры попали в плен сначала к американцам, которые, допросив их основательно, почему-то оставили в покое, а затем к советским солдатам, которые вывезли их в СССР, в Ижевск - столицу нашей оружейной мысли.
Там немецкие специалисты трудились на благо Советской страны, искупая грехи перед ней, и подсказывая нашим конструкторам, что и как делать, как правильно жить в смысле создания оружия. Через некоторое время (куда меньшее, чем можно было ожидать от "кровавого режыма") их отпустили, очевидно, признав заслуги перед СССР. По крайней мере, Хуго вернулся к себе домой в 1952 году, то есть ещё при жизни Сталина (который, полагаю, и позволил ему уехать). Но уже в следующем году скончался (полагаю, Сталин тут ни при чём). О судьбе Ганса мне ничего не известно.
Шмайссер, говорят, оказал большое влияние на Михаила Тимофеевича Калашникова, и споры о сходстве StG 44 и АК-47 ведутся до сих пор.
Но об этом я расскажу после. А пока несколько слов про тот самый ШМАЙССЕР, который Фольмера только по сути, но не по названию.
И MP-38, и MP-40 - самозарядные автоматические пистолеты-пулемёты со свободным затвором. Стрелять они могли только в автоматическом режиме, однако при относительно низкой скорострельности в 500–550 выстрелов в минуту (напомню, у ППШ этот показатель составляет 1000 выстрелов) послать одиночную пулю при определённом навыке не составляет особого труда.
Затвор оснащен телескопической направляющей возвратной пружины, которая служит пневматическим буфером отдачи. Рукоятка затвора служит предохранителем: если нажать на её головку, она войдет в одну из двух отдельных выемки над основным отверстием; при этом затвор фиксируется в взведенном (заднем) или невзведенном (переднем) положении.
Почему-то принято считать, что перпендикулярно торчащий магазин очень удобен для удержания оружия при стрельбе. На самом деле, как утверждают знатоки, это ошибочное мнение, точнее, держать можно, но это неудобно, лучше взяться за цевьё, покрытое пластиком. А ещё это могло привести к перекосу патронов при подаче, что приводило к задержкам стрельбы.
За годы Второй мировой было произведено, по разным данным, от 1,1 до 1,4 миллиона таких ПП. А поскольку люди по всему миру оценили достоинства этого оружия, ещё долгие годы после войны MP-38/MP-40 стояли на вооружении ряда стран. (Норвегия, к примеру, использовала из вплоть до начала 80-х. То есть у нас в СССР шла подготовка к Олимпиаде, а у них всё ещё бегали со ШМАЙССЕРАМИ.
Ну и, конечно, это оружие любили и уважали партизаны, причём, опять же, не только советские. В самом деле, оно довольно компактное (особенно если с отомкнутым магазином), его легко спрятать под пальто или полушубком, работает надёжно и дырявит исправно.
А ШМАЙССЕР... Да, это ШМАЙССЕР, потому что так его называли и наши союзники. Несмотря на то, что полное его название "по паспорту" - ERMA ERFURT EMP 40. Безо всякой примеси Фольмера.