Найти в Дзене
Sunny Blues

Легендарный гитарист, который не очень нравился Эрику Клэптону: "Он выходил за рамки"

Оглавление

Эрик Клэптон всегда хотел докопаться до сути музыки, с кем бы он ни играл. В конце концов, начиналось всё с того, что он учился блюзу в любой группе, в которой оказывался, а лучшие моменты в его карьере наступили тогда, когда он играл, отдавая дань уважения самым выдающимся музыкантам, которых встречал на сцене, и своим кумирам прошлых лет. Но бывало и по-другому, когда он считал, что какой-либо гитарист не до конца понимает суть жанра.

Эрик Клэпитон, 1969
Эрик Клэпитон, 1969

Мем 1960-х «Клэптон - бог» не означал, что Клэптон должен проявлять свой «божественный» статус на пределе возможной скорости игры на гитаре. Да, конечно, в Steppin’ Out, записанной с Джоном Мэйоллом, он сыграл один из самых крутых грувов в истории блюза и блюз-рока,

но в 1970-х он перешёл к софт-року, и больше стремился к тому, чтобы его гитара передавала те эмоции, которые он не мог выразить словами.

Это уже не тот Клэптон, которого боготворило поколение, выросшее в Британии в 60--х. В своей сольной карьере Эрик был волен играть любую музыку, какую ему хотелось, но некоторые его работы с CREAM до сих пор считают лучшими психоделическими блюз-роковыми произведениями.

Лучшими, если их играл не Джими Хендрикс.

Клэптон играл на высочайшем уровне, и молодому гитаристу Эдди Ван Халену не потребовалось много времени, чтобы отметить для себя этот факт, когда он начал осваивать инструмент.

Музыка VAN HALEN очень сильно отличается от того, что делали CREAM, но влияние Клэптона можно заметить, если мы готовы к тому, чтобы немного его поискать. Чувство подачи, которое Эдди вкладывал в свои соло, его вкус были не так уж далеки от того, что делал «Слоухэнд» в своих ранних гитарных пьесах, и даже когда американский виртуоз играл свои фирменные тэппинговые пассажи, нередко можно услышать, что это просто блюзовая гамма, которую он гоняет вверх и вниз вдоль струны.

Необычная на тот момент техника Ван Халена была очень зрелищной, но это было не то, чего Клэптон ждал от нового мастера гитары. Настоящий блюзовый трубадур стремится выразить свои чувства, не привлекая к себе столь много внимания, и к тому времени, как Эдди достиг вершин как гитарист, Клэптон посчитал, что начинающий гитарный герой где-то упустил свой шанс. Он с большим энтузиазмом принял некоторых других гитаристов 80-х, таких как Стиви Рэй Вон, но не был заинтригован звучанием VAN HALEN: «Если Эдди Ван Халену нравится моя игра, то могу предположить, что ему должно нравиться и то, что всегда нравилось мне. Но если он всё это осознаёт и продолжает делать то, что делает, придётся признать, что он нашёл для себя что-то такое, чего я не понимаю. Потому что он не смог бы делать то, что делает, и одновременно познавать Роберта Джонсона. Слишком быстрый, на мой взгляд, часто переигрывает».

Ван Хален
Ван Хален

В чём-то Клэптон прав. Многие гитаристы поколения Эдди в конечном итоге переняли его манеру игры, превратив её в некий вид спорта, призванный соревноваться в том, чтобы играть как можно быстрее.

С другой стороны, если внимательно послушать Эдди, то он, пожалуй, был единственным исключением из правила. Он мог сыграть всё, что взбредёт ему в голову, на бешеной скорости, но превратить этот хаос в нечто прекрасное, а вот остальная лос-анджелесская гитарная сцена, пытаясь не отставать от него, сознательно соревновалась за то, чтобы становиться самыми быстрыми гитаристами в мире.

Эдди, безусловно, во многих отношениях был быстрее Клэптона, но нельзя сказать, что он не понимал, откуда берётся тот блюз, который всю свою жизнь изучает «Слоухэнд». Он был готов работать часами, и в процессе достижения своего уровня немало времени уделил скрупулезному прослушиваю пластинок CREAM, пытаясь понять, откуда растут все эти блюзовые фразы.

Соучредитель и гитарист всемирно известной рок-группы VAN HALEN Эдди Ван Хален вдохновлял огромное количество гитаристов в мире рока. Откуда же он сам черпал инициацию для своего искусства?

Он родился в столице Нидерландов Амстердаме 26 января 1955 года, и был основным автором песен группы VAN HALEN, изменив очень многое в подходе к игре на гитаре. Эдди Ван Халена признают, как одного из величайших гитаристов рока, популяризировавшего технику двуручного тэппинга.

Группа VAN HALEN выпустила двенадцать студийных альбомов, продав более 80 миллионов их копий.

В своих многочисленных интервью гитарист раскрыл свои основные источники вдохновения.

Джими Хендрикс

Зал славы рок-н-ролла определяет Джими Хендрикса, как величайшего инструменталиста в истории рока. С 1963 по 1970 год, за свою семилетнюю музыкальную карьеру, он выпустил три студийных альбома.

В интервью 1981 года Эдди рассказал, чему он научился у Джими Хендрикса. По его словам, он внимательно следил за пальцами Джими, за тем, как он держит медиатор, и за многим другим.

«Я научился у Джими Хендрикса тому, как держать медиатор при игре флажолетами», - рассказывает Эдди. «И ещё, посмотрев фильм о Хендриксе, я понял, куда девается медиатор, когда он играет пальцами. Он зажимает его между суставами среднего пальца».

Тони Айомми

Занимает 25-е место в списке 100 величайших гитаристов всех времён по версии журнала Rolling Stone. Единственный сольный студийный альбом под названием Iommi он выпустил в 2000 году, записав тем временем 19 студийных альбомов с BLACK SABBATH.

Они познакомились в 1978 году, когда VAN HALEN выступали на разогреве у BLACK SABBATH в их американском туре, подружились и в дальнейшем много общались. В 2013 году Эдди открыл малоизвестную информацию, сказав, что изначально его группа называлась RAT SALAD в честь инструментальной композиции из Paranoid, второго альбома BS.

«Мы играли практически все песни BLACK SABBATH», - говорит Эдди. «И я сам пел основной вокал во всех этих песнях, как Into the Void, Paranoid или Lord of This World».

Эрик Клэптон

THE YARDBIRDS, JOHN MAYALL & THE BLUESBREAKERS, CREAM, Би Би Кинг, PLASTIC ONO BAND, DEREK AND THE DOMINOS, ТHE BEATLES, вот далеко не полный перечень коллективов и исполнителей, в которых играл или с которыми сотрудничал Эрик Клэптон, выпустив помимо этого также более 20-ти сольных студийных альбомов, первым из которых был одноименный LP 1970 года.

В интервью 1981 года Эдди Ван Хален сказал, что именно Клэптон оказал на него наибольшее влияние: «Я знал каждую ноту, которую он играл. Мы с моим братом Алексом и ещё одним парнем - басистом назвали себя MAMMOTH, и мы были, как юниоры CREAM. Я и сейчас отлично помню соло Клэптона из Crossroads, и считаю её одной из лучших песен, записанных вживую».

«Вообще это забавно. Потому что когда я даю интервью и говорю людям, что Клэптон оказал на меня наибольшее влияние, они спрашивают: «Ктооо?» Они вспоминают Клэптона, игравшего Lay Down Sally, а не BLUESBREAKERS или CREAM.

«Я не слышал ни у кого, кроме раннего Клэптона, таких длинных интересных гитарных соло. Я сам играю довольно-таки длинные гитарные соло на концертах. Кому-то это может показаться скучным, но мне нравится. И Клэптон играл здорово!»

«С его чувством он мог взять одну ноту там, где другой взял бы двадцать, и эта его одна нота реально цепляла, в то время как двадцать другого никак вас не трогали».

«Но я - не Эрик Клэптон. Да, возможно, я играю быстро, но есть много людей, которые играют быстро совершенно без чувства. Я думаю, что я энергичен, но я вкладываю в свою игру больше чувства и эмоций, чем другие очень энергичные музыканты».

Пит Таунсенд

Гитарист, вокалист и автор текстов группы THE WHO. Будучи постоянным участником группы, Таунсенд внёс огромный вклад в её дискографию, которая включает в себя 12 студийных альбомов, 16 концертных альбомов, 27 сборников и многое другое.

Помимо THE WHO, Пит Таунсенд регулярно работал и сольно, начав в 1972-м с группой WHO CAME FIRST, его последним студийным релизом стал концептуальный альбом Psychoderelict 1993 года. Помимо работы на студии Таунсенд выпустил 10 концертных альбомов и 8 сборников.

В интервью 2011 года Эдди Ван Хален упомянул Пита Таунсенда как человека, оказавшего на него немалое влияние, вдохновляя его на игру на ритм-гитаре, и добавил, что Таунсенд очень мощно сыграл на альбоме Who’s Next.

«Пит Таунсенд оказал влияние на меня как ритм-гитарист», - признаётся Эдди. «Это просто мощно, интенсивно, и при этом очень просто. Знаете, ничего сложного у него не было».

«Вот, например, послушайте My Generation, её основной рифф. Или более поздние вещи на Who’s Next - там всё построено на пауэр-аккордах».

Ричи Блэкмор

Английский гитарист и автор песен Ричи Блэкмор - ещё один музыкант, повлиявший на Эдди Ван Халена. Один из основателей хард-рок-группы DEEP PURPLE, Блэкмор был включён в Зал славы рок-н-ролла в 2016 году.

Высоко оценивая песню Smoke on the Water и альбом Deep Purple in Rock, Эдди назвал Блэкмора одним из музыкантов, серьёзно повлиявших на его стиль игры.

«Ричи Блэкмор мне очень понравился, когда я послушал, как он использовал рычаг вибрато в Deep Purple in Rock», - говорит Эдди.

«Кроме того, у него отличные риффы. Да что там, Smoke on the Water - вот вещь, которая должна войти в историю».

Читать также: