Найти в Дзене
Юрий Пашолок

34-ка как бронеприцеп

Проект боевого десантного танкового прицепа (БДТП) на базе танка Т-34, разработанный инженером завода №112 В.Е. Губановым

У танков жизнь может складываться по-разному. Какие-то из них погибают в первую минуту боя, другие живут десятилетиями, при этом их могут весьма активно эксплуатировать. И даже гибель танка на поле боя совсем не обязательно означает, что для него жизнь закончена. Например, Т-34, подбитые и брошенные летом 1941 года, весьма активно собирались ремонтными командами. Из них 1-я гвардейская танковая армия изготовляла бронированные эвакуационные тягачи. Так что реальные потери техники Красной Армии могут несколько не биться с официальными цифрами. Ибо у списанной техники начиналась вторая жизнь.

Типовые десантные волокуши, которые строились в 1941-43 годах. Их использовали и для десанта, и для установки огнеметов.
Типовые десантные волокуши, которые строились в 1941-43 годах. Их использовали и для десанта, и для установки огнеметов.

Наиболее интересная жизнь была у Т-34, как у самого массового танка Красной Армии. 34-ки, которые эвакуировали с поля боя, использовались самыми разными способами. Особенно что касается их башен. Ремонтные башни Т-34 использовались на бронепоездах, их ставили как главный калибр бронекатеров. И это только то, что строили в металле. Были и интересные проекты. Одним из них стал боевой десантный танковый прицеп, он же БДТП. В начале 1942 года его предложил В.Е. Губанов, инженер завода №112 (г. Горький).

Впервые БДТП проскочил в переписке в начале ферваля 1942 года.
Впервые БДТП проскочил в переписке в начале ферваля 1942 года.

Десантные волокуши были применены Красной Армией еще во время Советско-финляндской войны. Вместе с тем, полностью опыт работы по данной теме не реализовали. Между тем, у разработанных в то время десантных волокуш имелось две существенные проблемы. Первая заключалась в том, что волокуши не имели защиты сзади, чем пользовался противник. Вторая проблема проистекала из первой. Десант практически не имел возможности вести прицельный огонь, тем самым полезность десантных волокуш сводилась к минимуму. Похожая проблема была и у кустарно изготовленных десантных волокуш, которые применялись в 1942-43 годах. Противник пропускал танки с ними, после чего вел фланговый огонь, что приводило к гибели десанта.

Завод №112 в то время был лидером по различным бронетанковым инновациям.
Завод №112 в то время был лидером по различным бронетанковым инновациям.

Еще в конце 1941 года появились первые проекты по созданию бронированных саней, которые могли возиться за танками. За прошедшее с Советско-финляндской войны время парк Красной Армии существенно пополнился новыми образцами бронетанковой техники.Речь идет, прежде всего, про средние танки Т-34 и тяжелые танки КВ-1. Они могли таскать за собой более тяжелые прицепы, на что, к слову, рассчитывали их создатели. Правда, имелся один нюанс. КВ-1, который постепенно рос с точки зрения боевой массы, постепенно становился не особо актуальным как тягач для прицепов. Фактически для подобных дел годился Т-34, имевший более высокую удельную мощность и в целом ходивший по снегу лучше любого другого танка. Но и у него имелся предел подвижности.

Таким предполагался десантно-боевой вариант прицепа.
Таким предполагался десантно-боевой вариант прицепа.

Еще одним важным моментом было то, что поначалу броневолокуши и прочие бронеприцепы предлагались безо всяких тактико-технических требований со стороны ГАБТУ КА. Это привело к тому, что набралась, можно сказать, критическая масса проектов, после которых пришлось чего-то решать. Финальной точкой стал проект, подготовленный 1 февраля 1942 года В.Е. Губановым. Инженер завода №112 не действовал как типичный изобретатель, который обычно посылал предложение И.В. Сталину или еще куда-то наверх. Губанов поступил куда грамотнее: сначала проект оказался представлен руководству завода, то его одобрило. 7 февраля проект направили Ж.Я. Котину (на тот момент заместителю наркома танковой промышленности), а далее его спустили в ГАБТУ КА. То есть сработала нормальная цепочка, что далее сильно повлияло на итоги.

Опытный вараинт БДТП, по сути конверсия корпуса и башни Т-34.
Опытный вараинт БДТП, по сути конверсия корпуса и башни Т-34.

БДТП (боевой десантный танковый прицеп) представлял собой укороченный корпус Т-34 со штатной башней, с полным сохранением характеристик по толщине брони. Строился он из типовых деталей корпуса Т-34, что ускоряло освоение. Изготовлялся бы БДТП силами завода №112. Летом прицеп перемещался на гусеницах, зимой же катки и гусеницы снимались, а вместо них должны были устанавливаться лыжи. Согласно расчету, масса БДТП, в зависимости от исполнения, составляла 10-15 тонн, внутри помещалось 10-15 десантников. Предполагалось, что они смогут вести огонь из бойниц, которые размещались в корпуса. Автор указывал, что прицеп снизит скорость движения танка-тягача, но считал, что это самое снижение не будет критичным.

Ответ ГАБТУ КА на инициативу.
Ответ ГАБТУ КА на инициативу.

Всего Губанов предлагал строить три типа БДТП - десантный, боевой-десантный и специального типа. Десантный прицеп предполагался простейшего типа, без огневых средств, полагаясь исключительно на вооружение танка, который его тащил. Десантно-боевой предполагался в двух вариантах - с пулеметным, либо пушечно-пулеметным вооружением. В отличие от десантного прицепа, десантно-боевые прицепы на месте отцеплялись и превращались в огневые точки, поддерживая огнем десант. Специальные прицепы могли строиться как подвозчики боеприпасов, их конструкция могла отличаться, в зависимости от требования. Для ускорения работ опытные образцы БДТП должны были иметь обычные корпуса от Т-34, при этом боевая масса бронесаней возрастала до 15-20 тонн, а десант увеличивался до 15 человек.

А это из протокола совещания по бронеприцепам. Губанов своей разработкой добился главного - ТТТ на бронированные прицепы.
А это из протокола совещания по бронеприцепам. Губанов своей разработкой добился главного - ТТТ на бронированные прицепы.

Проект бронесаней БДТП рассматривался 27 февраля 1942 года на совещании, которое организовал 5-й отдел ГАБТУ КА. Совещание это оказалось крайне примечательным, поскольку на нем, наконец, выработали тактико-технические требования на бронированные прицепы. В них, разумеется, БДТП не вписались, поскольку получались слишком тяжелыми. Согласно требованиям, боевая масса бронеприцепа составляла 5 тонн, при этом толщина брони составляла всего 13-15 мм. Внутри помещалось до 15 человек, которые получали бойницы для ведения огня из личного оружия. Как базу в то время предполагали использовать корпуса танков БТ, снимая с них башни и внутреннее оборудование. То есть отчасти идея Губанова оказалась принята. Впрочем, развитие танковых прицепов пошло по другому пути. Более разумным оказалось использование корпусов, либо агрегатов танков Т-60.

Список источников:

ЦАМО РФ

РГАКФД

Другие материалы по танковым прицепам, а также другим танковым десантным средствам и приспособлениям:

Десантно-штурмовой вариант Т-34 разработки майора Казимирова

ИЖ-72 и другие разработки командира 72-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона Г.В. Водопьянова

История использования фугасных огнеметов ФОГ на танках Т-34, а также применения ими волокуш с этими огнеметами

Танки как средство доставки пехоты на поле боя