Найти в Дзене
В море книг

Воскресение души

В общем-то банальная история. Один богатый дворянин в юности соблазнил воспитанницу своей родственницы. Как это бывает у молодых, соблазнил и забыл. Многими годами позже, будучи присяжным заседателем уже не очень молодой дворянин, узнал в подсудимой ту самую, соблазнённую им, воспитанницу. Он узнал, что после рождения ребёнка, воспитанница была изгнана из дома родственниц, из-за неимения средств, сдала ребенка в сиротский приют, а сама сменив множество работ, опустилась до работы в публичном доме. И вот теперь её судят за кражу ста рублей у клиента этого заведения – богатого купца. Дворянин осознал, что его распутный поступок в юности сломал жизнь этой женщине. Он был так потрясён, что изъявил желание тотчас же жениться на ней. Розалия, так звали подсудимую, согласилась на брак. Но свадьбе не суждено было состоятся. Вскоре Розалия, еще находясь под следствием заболела в тюремном замке сыпным тифом и умерла. Эту историю рассказал Льву Николаевичу Толстому известный русский юрист Анатоли

В общем-то банальная история. Один богатый дворянин в юности соблазнил воспитанницу своей родственницы. Как это бывает у молодых, соблазнил и забыл. Многими годами позже, будучи присяжным заседателем уже не очень молодой дворянин, узнал в подсудимой ту самую, соблазнённую им, воспитанницу. Он узнал, что после рождения ребёнка, воспитанница была изгнана из дома родственниц, из-за неимения средств, сдала ребенка в сиротский приют, а сама сменив множество работ, опустилась до работы в публичном доме. И вот теперь её судят за кражу ста рублей у клиента этого заведения – богатого купца. Дворянин осознал, что его распутный поступок в юности сломал жизнь этой женщине. Он был так потрясён, что изъявил желание тотчас же жениться на ней. Розалия, так звали подсудимую, согласилась на брак. Но свадьбе не суждено было состоятся. Вскоре Розалия, еще находясь под следствием заболела в тюремном замке сыпным тифом и умерла.

Эту историю рассказал Льву Николаевичу Толстому известный русский юрист Анатолий Федорович Кони. Толстой был потрясен услышанным. Рассказанная история легла в основу центрального произведения творчества Л.Н. Толстого, романа «Воскресение». Безусловно, роман интересен. Мне было интересно читать еще и потому, что имел возможность некоторое время наблюдать работу областного судебного аппарата изнутри. И знаете, ничего не меняется. Если кто-то думает, что сегодня судьи, обвинители глубоко вовлечены в рассматриваемое дело, то он глубоко заблуждается. Как раньше, так и теперь стараются быстрее закончить судебный процесс. Нюансы, нестыковки в доказательствах вины никого не волнуют. Опытный адвокат, еще имеет шанс изменить ход судебного процесса. Но на опытного адвоката далеко не у всех есть деньги. А посему шансы доказать свою невиновность, пусть даже частичную резко уменьшаются.

«Председательствующий приехал в суд рано. Председательствующий был высокий, полный человек с большими седеющими бакенбардами. Он был женат, но вел очень распущенную жизнь, так же как и его жена. Они не мешали друг другу. Нынче утром он получил записку от швейцарки-гувернантки, жившей у них в доме летом и теперь проезжавшей с юга в Петербург, что она будет в городе между тремя и шестью часами ждать его в гостинице «Италия». И потому ему хотелось начать и кончить раньше заседание нынешнего дня с тем, чтобы до шести успеть посетить эту рыженькую Клару Васильевну, с которой у него прошлым летом на даче завязался роман.
— И прекрасно, — сказал товарищ прокурора, но он вовсе не находил этого прекрасным: он не спал всю ночь. Они провожали товарища, много пили и играли до 2 часов, а потом поехали к женщинам в тот самый дом, в котором шесть месяцев тому назад еще была Маслова, так что именно дело об отравлении он не успел прочесть и теперь хотел пробежать его. Секретарь же нарочно, зная, что он не читал дела об отравлении, посоветовал председателю пустить его первым. Секретарь был либерального, даже радикального образа мыслей человек. Бреве же был консервативен и даже, как все служащие в России немцы, особенно предан православию, и секретарь не любил его и завидовал его месту.»
Судебное заседание. Россия. 19-й век
Судебное заседание. Россия. 19-й век

Вообще, должен сказать, что роман «Воскресение» не рекомендовал бы читать, предварительно не прочитав толстовские трактаты «Исповедь» и, особенно, «В чем моя вера». Здесь и здесь я писал об этих произведениях. В них Лев Николаевич выводит собственную философию исходя Нагорной проповеди Христа. Толстой интерпретирует части Нагорной проповеди в жесткие законы жизни христианина. Главной же задачей подобных законов стало нравственное самосовершенствование человека. Так вот, роман «Воскресение» - своеобразный путеводитель или иллюстратор жизни в соответствии, с выведенными из Нагорной проповеди, законов. А законы, выведенные Толстым, мягко говоря, спорные, порой антигосударственные и антицерковные. Толстой становится ярым сторонником принципа непротивления злу. Те, кто на зло отвечает злом, подавлением или сопротивлением, по убеждению автора становится еще большим преступником. Поэтому Толстой клеймит позором судебный аппарат, судей, обвинителей, показывая их откровенно глупыми завсегдатаями домов терпимости, пьяницами и развратниками. В романе они судят одну из тех, услугами которых постоянно пользовались. Само собой напрашивается известный вопрос: «А судьи кто?!» При этом, не забывая уточнить у подсудимой Екатерины Масловой её православное вероисповедание. Автор показывает, что опуститься на жизненное дно, пойти работать в публичный дом Маслову заставили те, кто, выдавая себя за истинных православных, по делам своим, православными ни на грош не являются. То же самое касается и Сената, самого Государя к которым безуспешно обращались за пересмотром приговора. «Не суди, да не судимы будете» - нарушена еще одна заповедь Христа. Все люди невиновны – вот убеждение Л.Н. Толстого. Госаппарат, полиция, конвойные – нехристи и преступники. А армия, а защитники Родины?

«Военная служба вообще развращает людей, ставя поступающих в нее в условия совершенной праздности, т. е. отсутствия разумного и полезного труда, и освобождая их от общих человеческих обязанностей, взамен которых выставляет только условную честь полка, мундира, знамени и, с одной стороны, безграничную власть над другими людьми, а с другой — рабскую покорность высшим себя начальникам.
Но когда к этому развращению вообще военной службы, с своей честью мундира, знамени, своим разрешением насилия и убийства, присоединяется еще и развращение богатства и близости общения с царской фамилией, как это происходит в среде избранных гвардейских полков, в которых служат только богатые и знатные офицеры, то это развращение доходит у людей, подпавших ему, до состояния полного сумасшествия эгоизма. И в таком сумасшествии эгоизма находился Нехлюдов с тех пор, как он поступил в военную службу и стал жить так, как жили его товарищи.
Дела не было никакого, кроме того, чтобы в прекрасно сшитом и вычищенном не самим, а другими людьми мундире, в каске, с оружием, которое тоже и сделано, и вычищено, и подано другими людьми, ездить верхом на прекрасной, тоже другими воспитанной и выезженной и выкормленной лошади на ученье или смотр с такими же людьми, и скакать, и махать шашками, стрелять и учить этому других людей. Другого занятия не было, и самые высокопоставленные люди, молодые, старики, царь и его приближенные не только одобряли это занятие, но хвалили, благодарили за это. После же этих занятий считалось хорошим и важным, швыряя невидимо откуда-то получаемые деньги, сходиться есть, в особенности пить, в офицерских клубах или в самых дорогих трактирах; потом театры, балы, женщины, и потом опять езда на лошадях, маханье саблями, скаканье и опять швырянье денег и вино, карты, женщины.
-3
В особенности развращающе действует на военных такая жизнь потому, что если невоенный человек ведет такую жизнь, он в глубине души не может не стыдиться такой жизни. Военные же люди считают, что это так должно быть, хвалятся, гордятся такою жизнью, особенно в военное время, как это было с Нехлюдовым, поступившим в военную службу после объявления войны Турции. «Мы готовы жертвовать жизнью на войне, и потому такая беззаботная, веселая жизнь не только простительна, но и необходима для нас. Мы и ведем ее».»

Вообще, мне не очень понятно, почему с такими воззрениями, Толстой был причислен к величайшим классикам России. Понятно, что при Советской власти своим восхвалением Толстой был обязан Ленину, который посвятил ему целую статью. Плюс то, что Лев Николаевич был отлучен от церкви, что, несомненно ставилось ему в заслугу в период активного богоборчества. При этом не уточнялось, что причиной отлучения Толстого от церкви было не только искажение церковных догматов, но и их антигосударственная трактовка.

Но вернёмся к роману «Воскресение». По сюжету романа князь Нехлюдов, работая присяжным заседателем, узнает в подсудимой Екатерине Масловой, ту которую он совратил в юности у своих родственников. Нехлюдов осознал, что последствия его прелюбодеяния привели Маслову на скамью подсудимых. Он решает жениться на ней, чтобы хоть как-то загладить свою вину, начинает хлопотать о пересмотре приговора, нанимает дорогого адвоката, подаёт прошение в Сенат, потом Государю. Всё тщетно, Екатерину Маслову отправляют по этапу. Князь следует за ней. Хлопоча за Маслову, а потом и за других арестантов, он отказывается от выгодной женитьбы, начинает избегать светских увеселений, званых обедов. Приехав в свою деревню, Нехлюдов, фактически, отдает в пользование свою землю крестьянам. Здесь Нехлюдов следует по еще одному принципу толстовской философии: всякие развлечения, всякие блага для человека опасны. Опасны тем, что они развращают душу, уничтожая в ней всё христианское. Вообще, Толстой считал, что в человеке живёт два начала: животное и разумное. Животное начало – достижение всяческого блага для себя. Толстой был категоричен, к животному началу он относил всё дурное в человеке и его деятельности. Истинная жизнь состоит в сознательном отречении от благ животной жизни

Х\ф "Воскресение" 1960 год Катерина Маслова (Т. Сёмина) и Дмитрий Нехлюдов (Е. Матвеев)
Х\ф "Воскресение" 1960 год Катерина Маслова (Т. Сёмина) и Дмитрий Нехлюдов (Е. Матвеев)

Здесь необходимо сделать еще одно важное отступление. Уже писалось, для того, чтобы глубже вникнуть в суть романа «Воскресение», необходимо прочесть толстовские трактаты «Исповедь» и «В чем моя вера». Кроме того, необходимо отметить, что Толстой даёт нам возможность проследить духовный путь князя Нехлюдова в различных произведениях. Впервые князя Нехлюдова встречаем в автобиографических повестях Толстого «Отрочество» и «Юность». В них Нехлюдов выступает как образец нравственности, как идеальный друг-наставник Николеньки Артемьева. В повести «Утро помещика» одержимый искренним желанием делать добро своим крестьянам, молодой Нехлюдов сталкивается с непониманием. Здесь я писал об «Утре помещика» Историю нравственного падения князя Нехлюдова можно наблюдать в рассказе «Записки маркёра». О этом рассказе я писал здесь. Нравственный протест против лицемерия Европы Толстой описал в очерке «Из записок Нехлюдова. Люцерн». Об очерке я писал здесь. И как логический итог нравственности князя – воскресение души.

В отказе от благ, принеся всего себя в жертву, во имя искупления своей вины, в неустанной, очень трудной работе по облегчению судьбы каторжан, бессонных размышлениях о Нагорной проповеди ему наконец открылась великий смысл бытия. Что это, поступок чудаковатого князя? Нет, как раз это и есть нравственное самосовершенствование. Самосовершенствование, которое спасет мир, которое превратит земную жизнь в рай. В романе «Воскресение», да и в других произведениях мы можем наблюдать возрождение души Нехлюдова.

««Надеясь найти подтверждение этой мысли в том же Евангелии, Нехлюдов с начала начал читать его. Прочтя нагорную проповедь, всегда трогавшую его, он нынче в первый раз увидал в этой проповеди не отвлеченные, прекрасные мысли и большею частью предъявляющие преувеличенные и неисполнимые требования, а простые, ясные и практически исполнимые заповеди, которые, в случае исполнения их (что было вполне возможно), устанавливали совершенно новое устройство человеческого общества, при котором не только само собой уничтожалось всё то насилие, которое так возмущало Нехлюдова, но достигалось высшее доступное человечеству благо — Царство Божие на земле. «То же самое делаем мы, — думал Нехлюдов, — живя в нелепой уверенности, что мы сами хозяева своей жизни, что она дана нам для нашего наслажденья. А ведь это, очевидно, нелепо. Ведь если мы посланы сюда, то по чьей-нибудь воле и для чего-нибудь. А мы решили, что живем только для своей радости, и ясно, что нам дурно, как будет дурно работнику, не исполняющему воли хозяина. Воля же хозяина выражена в этих заповедях. Только исполняй люди эти заповеди, и на земле установится Царствие Божие, и люди получат наибольшее благо, которое доступно им.
Ищите Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам. А мы ищем остального и, очевидно, не находим его.
Так вот оно, дело моей жизни. Только кончилось одно, началось другое»»
Х\ф "Воскресение" 1960 год Катерина Маслова в исполнении актрисы Тамары Сёминой
Х\ф "Воскресение" 1960 год Катерина Маслова в исполнении актрисы Тамары Сёминой

А что же Катюша Маслова, осужденная на каторжные работы? Наверное, главным воскресением романа стало воскресение души Катюши Масловой. В результате общения в тюремном замке с Нехлюдовым, виде его искреннюю заботу её душа преображается. Она учится прощать, она пытается избавиться от обид и унижений. Она узнаёт мир, она общается с политическими заключенными, с теми, кто, презрев обеспеченную жизнь, встал на путь борьбы с несправедливостью. Она учится видеть в людях хорошее. Наконец, она жертвует собой, отвергая любовь Нехлюдова. Ведь она любит князя, но не хочет обременять его жизнь собой – каторжной женщиной. Прекрасно сознаёт, что с ней у Нехлюдова будет закрыт путь в светское общество. Самопожертвование, решение выйти замуж за политического заключенного свидетельствует о её возрождении и готовности жить ради других.

Роман «Воскресение» Лев Николаевич Толстой писал без малого десять лет. Роман сложный и неоднозначный. Его можно рассматривать со многих точек зрения и приходить к разным, порой, противоположным выводам. Однозначно лишь то, что роман никого не оставит равнодушным. Он заставляет размышлять. Безусловно, правота Льва Николаевича не оспорима. Она в том, что обществу, каждому её члену, в первую очередь необходимо нравственное совершенствование. Необходимо стремление отказываться от благ и роскоши. Хотя, порой, это так трудно.

P.S. Статья написана в рамках литературного марафона в часть 197-летия со дня рождения Л.Н. Толстого. Марафон организовала очаровательная хозяйка интереснейшего канала «БиблиоЮлия».

Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал

-6