Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
К концу семидесятых годов двадцатого века одновременно разрабатывались масштабные анимационные адаптации знаменитого романа "Властелин колец".
Артур Ранкин-младший и Жюль Басс, прославившиеся своими рождественскими проектами, такими как "Приключения оленёнка Рудольфа" и "Приключения Снеговика Фрости", создали для телевидения анимационный фильм "Хоббит", который вышел на экраны в 1977 году.
Они намеревались взяться за продолжение по мотивам "Властелина колец", однако режиссёр и аниматор Ральф Бакши опередил их, выпустив в 1978 году полнометражный мультипликационный фильм "Властелин колец", задуманный как первая часть дилогии.
Студия United Artists не разрешила указать "Часть 1" в названии и не дала согласия на производство второй части. В итоге Ранкин и Басс создали телевизионное продолжение своего "Хоббита" под названием "Возвращение короля", которое завершило эпическую историю Дж. Р. Р. Толкина.
Сегодня фильм "Хоббит" от Ранкина и Басса незаслуженно обходят вниманием, при этом в обоих фильмах, основанных на "Властелине колец", есть свои сильные стороны.
Актёрская игра в целом довольно хороша, особенно стоит отметить Джона Хёрта в роли Арагорна в версии Бакши.
Нападение на трактир "Гарцующий Пони" в Бри, преследование Фродо чёрными всадниками и захватывающая битва при Хельмовой Пади – это яркие и запоминающиеся эпизоды.
Конфликт Голлума/Смеагола с самим собой также хорошо показан и явно повлиял на фильмы Питера Джексона.
Искушение Сэма Кольцом и победа Эовин над Королём-чародеем в фильме от Ранкина и Басса — это сильные моменты, которые были достойно экранизированы.
Однако в этих двух фильмах можно найти и менее удачные режиссёрские и анимационные решения.
В фильме Ральфа Бакши ротоскопирование сочетается с традиционной анимацией
Утверждение о недостатках анимации в фильме Бакши вызывает дискуссии, ведь многим поклонникам нравится его визуальный стиль.
Бакши, подобно Питеру Джексону, стремился к максимальной серьёзности в экранизации Толкина, используя ротоскопирование – технологию, при которой отснятые сцены с живыми актёрами переносятся в анимацию. Это также позволяло удешевить производство масштабных баталий.
Однако Бакши часто использовал ротоскопирование для второстепенных персонажей, стремясь приблизить их к реалистичности. В то же время ключевые герои были выполнены в традиционной двухмерной анимации, хотя тоже с использованием живых моделей. Это создавало сюрреалистичные, порой даже психоделические эпизоды, как в сцене в баре "Гарцующий Пони". В этой сцене живые актёры, дополненные визуальными эффектами, взаимодействуют с двухмерными анимированными персонажами. Подобное смешение стилей наблюдается и в боевых сценах, где актёры, играющие орков, сражаются с всадниками Рохана, держа в руках нарисованных хоббитов.
Некоторые зрители оценили ротоскопирование, посчитав, что оно придаёт фильму уникальность, художественную выразительность и более серьёзный тон, отличный от диснеевских мультфильмов. Тем не менее в конечном итоге получается довольно странный визуальный коктейль, и несочетаемость стилей может отвлекать от повествования.
Семнадцатилетнее отсутствие Гэндальфа не пошло фильму на пользу
Семнадцатилетний период, разделяющий день рождения Бильбо и визит Гэндальфа, чтобы предостеречь Фродо насчёт Кольца, буквален по отношению к книге, но выглядит странным шагом для экранизации.
Подобный момент – один из многих в обеих адаптациях, которые будто бы продиктованы искренним намерением дословно перенести книжный материал, не учитывая специфику нового формата и значительно урезанного повествования.
Мультфильм Бакши охватывает всё "Братство Кольца" и большую часть "Двух крепостей". Следовательно, было ли настолько необходимо обозначать семнадцатилетнее отсутствие Гэндальфа? В фильме Джексона разумно было указано, что он отлучился на несколько месяцев для изучения Кольца, что поддерживает динамику развития сюжета и выглядит гораздо уместнее в рамках кино.
Кроме того, ход времени в анимационной версии показан через очень короткий монтаж, демонстрирующий смену сезонов в Шире. Это удачное решение, эффективно использованное в других картинах, но здесь оно выполнено настолько быстро, что скорее напоминает странное мерцание или визуальный артефакт, чем намеренный эффект.
Сэм похож на маленького тролля и говорит в забавной манере
Сохраняя серьёзность повествования, Фродо, Мерри и Пиппин воплощены довольно аутентично: предстают как невысокие существа с характерными мохнатыми ступнями, как и задумано Толкином. Однако Сэм не избежал изменений.
Визуально Сэму придали карикатурные черты: акцентированный нос, выдающийся подбородок, отсутствие некоторых зубов и, в целом, более грузное телосложение, отличающее его от других хоббитов. Голос персонажа в исполнении Майкла Шулза также вызывает вопросы. Хотя он использует тот же британский диалект, что и Шон Эстин, Шулз добавляет больше театральности и комедийности, в то время как Эстин просто естественно говорил на этом диалекте. В результате и сценарий, и актёрская игра рисуют Сэма недалёким персонажем.
В сцене, где Арагорн рассказывает историю Берена и Лутиэн, Сэм трогательно кладёт руку на плечо Фродо, и они обмениваются взглядом. Задуманный, вероятно, как момент близости и нежной романтики, этот момент, возможно, и не совсем отражает видение Толкина, но находит отклик у многих поклонников (Иэн Маккеллен подчёркивал значимость физической связи Фродо и Сэма для ЛГБТ-аудитории). Однако из-за комичного, неуклюжего образа Сэма и его эксцентричной внешности сцена выглядит неловко и нелепо.
Различия между Фродо и Сэмом настолько велики, что в данной интерпретации их союз кажется весьма сомнительным.
Саруман Белый носит красное
Саруман Белый, Гэндальф Серый, Радагаст Бурый – казалось бы, с цветами одеяний всё ясно. Однако, Саруман в интерпретации Бакши облачён в броскую алую мантию, надетую поверх длинной фиолетовой туники.
Создаётся впечатление, что это ещё одна попытка с предельной точностью воспроизвести первоисточник, насколько это реально в рамках выбранной анимационной техники или в кинематографе в целом. В книге, когда Гэндальф делится в Ривенделле своей историей и причинами задержки, он упоминает, что Саруман объявил себя Саруманом Многоцветным. "Я взглянул, – рассказывает Гэндальф, – и увидел, что его облачение, прежде казавшееся белым, на самом деле соткано из всех оттенков радуги, переливаясь и меняясь при каждом движении, приводя в замешательство".
Но на анимированном Сарумане мы не видим ни прозрачного радужного одеяния, ни многоцветных облачений. Он предстаёт в красном, под которым видна фиолетовая туника. И это заявление теряет смысл, поскольку он практически не представлен как Саруман Белый.
В конечном счёте, в фильме Бакши было бы логичнее просто одеть Сарумана в белое и опустить эту конкретную реплику из книги.
Боромир — викинг
Боромир происходит из Гондора. Несмотря на некоторые визуальные параллели между культурой Гондора и эпохой викингов, вроде крыльев на короне, напоминающих головные уборы валькирий, или мореплавательного прошлого нуменорских предков с их погребениями на кораблях (как при похоронах Боромира в "Двух крепостях", хотя это было скорее вызвано спешкой в погоне за орками, похитившими Мерри и Пиппина, и отсутствием времени на рытьё могилы), корни Гондора уходят гораздо глубже в другие исторические эпохи.
Наиболее часто Толкин проводил параллели с Византией – Восточной Римской империей, тысячелетие просуществовавшей после падения Рима. Гондор предстаёт как древняя цивилизация с монументальной архитектурой, а система сигнальных огней напрямую заимствована из византийской истории. Толкин также видел связь между Гондором и Нуменором с Древним Египтом, указывая на схожие колоссальные изваяния и экстравагантные короны.
В связи с этим возникает вопрос: почему Боромир изображён в рогатом шлеме, более уместном для тематической вечеринки, чем для воина Гондора?
Воины носят нелепо короткие туники
Шлем Боромира, стилизованный под викингов, выглядит нелепо. Не менее странно смотрятся короткие туники на нём, Арагорне и Элронде. Арагорн напоминает воина из средневековья, а Элронд облачён в светлую, практически римскую тунику с красным плащом и носит характерную причёску. При этом длина туник такова, что они едва прикрывают нижнее бельё персонажей.
Элронд дополняет свой образ серыми леггинсами, но Боромир и Арагорн, как и многие рохиррим, демонстрируют голые коленки, что выглядит крайне нелогично.
Как сочетается викингский стиль Боромира с его открытыми ногами? Разве мех и рогатый шлем не предполагают заботу о тепле? Арагорн, проводящий годы в диких условиях, неужели ни разу не почувствовал необходимости в более практичной одежде, например, в штанах?
Несоответствие нарядов персонажей климатическим условиям и их роду занятий вызывает вопросы.
Кровь орков — розовая
В трилогии "Властелин колец" Питера Джексона кровь орков имеет чёрный оттенок. Это решение позволило режиссёру добавить больше жестоких моментов в сражения, не переходя возрастной рейтинг PG-13 из-за отсутствия обилия алой крови.
В фильме "Звёздный путь 6: Неоткрытая страна" у клингонов кровь розовая, что также было сделано для смягчения сцен насилия и подчёркивания инопланетной природы персонажей.
Однако в анимационном фильме Ральфа Бакши Боромир теряет значительное количество именно красной крови. Розовые брызги в этом контексте плохо сочетаются с устрашающим обликом орков: их шлемами и пылающими красными глазами.
Если бы создатели фильма всё же решили отказаться от красного цвета крови, возможно, зелёный оттенок был бы более подходящим выбором.
Древобород похож на пастернак
А не послужило ли толкиновское изображение Древоборода, древоподобного создания, отправной точкой для мысли о подобной "приземистой морковке" в искусстве?
Задумайтесь: часто ли встречаются деревья столь причудливой формы?
"Возвращение короля" Ранкина/Басса явно является продолжением "Властелина колец" Бакши
Из-за планов Бакши создать дилогию его экранизация обрывается на кульминационной битве в Хельмовой Пади, оставляя историю незавершённой.
В свою очередь, Ранкин и Басс столкнулись с типичной проблемой адаптации "Властелина колец": колоссальный объём сюжета не поместился в один короткий фильм (всего 98 минут). Их решением стал элегантный ход: после краткого пролога, связанного с празднованием дня рождения Бильбо в Ривенделле, они продолжили повествование с того момента, на котором остановился Бакши, создав таким образом своеобразную трилогию.
Иначе и быть не могло, ведь Ранкин и Басс сосредоточились лишь на ключевых персонажах – хоббитах и Гэндальфе. Теоден и Эовин появляются в Минас-Тирите, но без знания книги или фильма Бакши их жертвы теряют смысл. Идея интересна, и в течение многих лет эти три фильма считались лучшими экранизациями. Однако просмотр их как единой трилогии вызывает странные ощущения.
Во-первых, у большинства персонажей, за исключением Сэма, внезапно появляется американский акцент. Причём Родди Макдауэлл, озвучивший Сэма, говорит с иным британским выговором, нежели актёр, озвучивший Сэма из Уэст-Кантри в фильме Бакши. Дизайн персонажей унаследован от предыдущего фильма Ранкина/Басса – "Хоббита". Орки напоминают гоблинов из Туманных гор, а не живых актёров в устрашающих шлемах, как у Бакши, а у хоббитов неестественно большие глаза, особенно у Фродо.
Мультфильмы Ранкина/Басса сильно отличаются по тону от фильма Бакши. "Хоббит" был детским музыкальным фильмом, а "Возвращение короля", хоть и более серьёзный, всё же ближе к "Хоббиту", чем к версии Бакши. У этого подхода есть свои плюсы: отсутствие ротоскопии подчёркивает анимационную природу произведения, ориентированного на семейную аудиторию, и оно является достойным продолжением "Хоббита". Однако без просмотра фильма Бакши половина истории остаётся за кадром. Даже в этом случае смена стиля и тона создаёт эффект когнитивного диссонанса.
Голлум Ранкина/Басса похож на лягушку
В анимационных фильмах студии "Rankin/Bass" можно заметить ряд своеобразных художественных приёмов. К примеру, Элронд изображён с нелогичной короной из звёзд. Также создатели ввели необычную концепцию о том, что рост хоббитов меняется с возрастом (старшие становятся ниже младших), чтобы Гэндальф мог обратиться к зрителям с намёком на возможное родство с хоббитами. Но наиболее странным является визуальное воплощение Голлума.
Подобное решение стало продолжением их адаптации "Хоббита", где описание Голлума у Толкина было воспринято слишком буквально. В произведениях "Властелин колец" подчёркивалась лягушачья манера передвижения Голлума, и орки сравнивали его с существом, отчасти напоминающим лягушку. В "Хоббите" же он описан как "маленький склизкий тип" с "большими круглыми бледными глазами на тощем лице".
Почему-то студия "Rankin/Bass" и их художники решили, что Голлум должен выглядеть как огромная лягушка – с характерной зелёной слизистой кожей и прочими атрибутами. В "Возвращении короля" его роль была сведена к минимуму, вероятно, по разумным соображениям, но полностью исключить его из ключевой сцены кульминации не представлялось возможным, поэтому он предстаёт во всей своей "красе", напоминая Кермита в не самый удачный день. Быть зелёным – не так уж и просто.
Несмотря на лёгкость критики таких решений, не стоит забывать о положительных аспектах данных адаптаций и их определённой недооценённости, особенно в сравнении с игровыми фильмами.
Фильмы Джексона, с участием живых актёров (что больше соответствует духу книг) и более продолжительным форматом (три трёхчасовых фильма), безусловно, имеют свои преимущества. Тем не менее люди, которые работали над анимационными фильмами, проделали достойную работу по переносу волшебного мира Толкина на экраны и первыми представили всю эпопею.
Это само по себе делает их важной частью истории "Властелина колец"
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, какой загадочный персонаж, помимо Тома Бомбадила, появился в сериале "Кольца власти".
С другими статьями, посвящёнными вымышленному миру Джона Рональда Руэла Толкина, вы можете ознакомиться в этой подборке.
Я создал второй канал — "Лунный Буржуй", где теперь на регулярной основе размещаю статьи о космосе во всех его проявлениях: исследования, реальные полёты, встречи с пришельцами, фантастические миры и так далее. Подписывайтесь, будет интересно.
Возможно, вас также заинтересует:.