Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".
Когда мы обращаем взор к безграничному, тёмному вакууму космоса, в памяти всплывает вопрос, сформулированный некогда итальянским физиком Энрико Ферми: "Где же они все?".
Является ли жизнь, в том виде, в котором мы её знаем, уникальной химической случайностью, которой не суждено повториться в ледяной бесконечности над нашими головами? Или же она – закономерный итог достаточно распространённых условий, благодаря которым Вселенная оказывается полна жизнью и разумными существами? Если это так, то суждено ли нам когда-нибудь повстречаться с ними?
И если, и когда мы столкнёмся с жизнью, развившейся под иным солнцем и обладающей разумом, отличным от нашего, но сопоставимым с ним, как мы сможем её пережить?
В некоторых кинолентах нам показывают, что при встрече с новыми формами жизни и цивилизациями они исцелят наши болезни с помощью волшебных, светящихся прикосновений, объяснят нам, что ядерные войны – это плохо, и будут смотреть на наши обычаи с восхищением и добротой.
Но инопланетяне из более реалистичных фильмов преследуют лишь одну цель: съесть вас, отложить в вас личинки или изменить ваше восприятие настолько, чтобы вы ощутили истинный ужас существования.
В этой статье речь пойдёт о фильмах ужасов, посвящённых инопланетянам. Поэтому в стороне останется "Пекло", где опасность исходит от человека с солнечным ожогом, "Пандорум" и "Горизонт событий" (независимо от ваших теологических взглядов, я думаю, мы все согласны, что Сатана, если и не является уроженцем Земли, то прожил здесь достаточно долго, чтобы получить вид на жительство).
Приятного чтения!
Живое (2017)
После премьеры кинолента вызвала противоречивую реакцию критиков и зрителей. Значительная часть аудитории утверждала, что она представляет собой, по сути, копию другой, более знаменитой истории ужасов о внеземных формах жизни.
Однако эти зрители не поняли ключевой задумки авторов.
В этом фильме избитый сюжет о "монстре на борту космического корабля" переносится в пространство реально существующей Международной космической станции.
Кардинальные перемены моментально бросаются в глаза. Во-первых, полное отсутствие гравитации. Во-вторых, вместо протяжённых коридоров и обширных вентиляционных шахт мы видим замкнутое пространство. В центре сюжета группа невооружённых исследователей, которые, облачённые в свою повседневную одежду, пытаются противостоять чудовищу в тесной, парящей в невесомости капсуле.
В подобных условиях шансы человека на победу даже над обычной разъярённой обезьяной ничтожны, но само существо здесь – это плод фантазии, попытка создать что-то подлинно неземное, чьи злодеяния выходят далеко за рамки простого "поедания" своих жертв.
Аполлон 18 (2011)
Космические кадры, запечатлённые с околоземной орбиты, – довольно редкое явление в кинематографе, что несколько парадоксально, учитывая, что для подавляющего большинства людей это единственный способ взглянуть на космос по-настоящему. Фильм "Аполлон 18" восполняет этот пробел, представляя зрителю историю о засекреченной лунной экспедиции, последовавшей за миссией "Аполлона-17".
Намеренная "шероховатость" изображения помогает скрыть несовершенство графики, а лунные "пауки", вызывающие, конечно, вопросы об их эволюции и способности к выживанию, тем не менее, эффективно справляются с ролью пугающих монстров, способных передать тот ужас, который могли испытывать космонавты, столкнувшиеся с попаданием лунной пыли в их кабины.
Известно, что лунная пыль обладает неприятными свойствами: она острая, липкая и сложно удаляется.
Отдельным плюсом является правдоподобное воссоздание советского лунного модуля, который так и не был реализован. Это, безусловно, привлечёт внимание всех, кто интересуется космической тематикой.
Гори, гори ясно (2019)
Влияние супергеройских кинолент на современную поп-культуру настолько велико, что их присутствие в любом обзоре неизбежно. "Гори, гори ясно" опирается на знакомый сюжет: супружеская пара находит потерпевший крушение звездолёт с младенцем на борту и решает его усыновить. По мере взросления у ребёнка проявляются необычные способности. Эта завязка кажется до боли знакомой.
Однако, в отличие от традиционной истории о супергерое, который становится символом надежды, этот ребёнок использует свои силы для совершения злодеяний.
Сценарий, написанный Брайаном и Марком Ганнами, родственниками продюсера Джеймса Ганна, объединяет элементы ужасов и супергеройского кино.
Фильм намеренно деконструирует миф о Супермене, представляя зрителю мрачную альтернативу, где суперспособности оборачиваются кошмаром.
Вивариум (2019)
Открывающая сцена "Вивариума" обильно украшена изображениями кукушек, что служит ранним сигналом о тематическом родстве с "Гори, гори ясно". Основная идея картины проста, но вызывает тревогу: молодые влюблённые посещают перспективный дом в новом жилом районе. После осмотра они пытаются покинуть территорию, но обнаруживают, что выход невозможен, и они совершенно одни.
Я не буду вдаваться в подробности дальнейшего развития событий, но отмечу, что кажущаяся вначале невинной ситуация стремительно перерастает в настоящий ужас.
Тихое место (2018)
Изначально я не планировал включать в подборку фильмы, демонстрирующие тёмную сторону родительства, однако один в ней всё-таки оказался.
В "Тихом месте" задаётся вопрос: "Что, если бы наша планета оказалась захвачена инопланетными чудовищами, реагирующими на любой шум смертельной атакой?" И тут же следует ответ: "Ваши собственные дети станут причиной вашей гибели".
Концепция слегка напоминает сюжетные ходы Стивена Моффата в "Докторе Кто", однако воплощение идеи создаёт атмосферу непрекращающегося напряжения, клаустрофобии и лишает зрителя чувства безопасности. Тишина, заявленная в названии, становится почти невыносимой, вызывая острое желание услышать хоть какой-то звук, но в то же время этот звук пугает.
Гармоничное сочетание оригинальной задумки и её мастерской реализации практически мгновенно возводит фильм в ранг культовых.
Спутник (2020)
"Восход-2" – советский космический аппарат, вошедший в историю благодаря первому в мире выходу человека в открытый космос. Этот подвиг совершил космонавт Алексей Леонов, столкнувшийся с неожиданными трудностями за пределами корабля. Вакуум спровоцировал расширение газа в его скафандре, что значительно ограничило движения. При попытке вернуться на борт раздутый скафандр не проходил через шлюз. Леонову пришлось стравить из него часть воздуха, чтобы протиснуться. После этого возникла новая проблема: шлюз не закрывался из-за температурных деформаций.
Возвращение Алексея Леонова и Павла Беляева на Землю превратилось в настоящее испытание: в результате отклонения от запланированного курса более чем на 386 километров они провели ночь в лесу, где обитали дикие звери.
Это наводит на мысль: почему кинематограф не уделяет больше внимания советской космической программе в жанре хоррор?
Примером может служить фильм "Спутник", рассказывающий о психиатре, которому поручено разобраться в состоянии единственного выжившего космонавта после загадочной миссии. Хотя в сюжете присутствуют инопланетные существа и пугающие монстры, настоящим ужасом фильма является атмосфера секретности и паранойи, царящая в советском режиме, где человеческая жизнь не имеет большой ценности.
Цвет из иных миров (2019)
Отношение Говарда Филлипса Лавкрафта к расовым вопросам — неоспоримый факт, который необходимо учитывать при анализе его литературного наследия.
Это мировоззрение не просто влияет на его произведения, оно служит фундаментом для всего жанра космического ужаса, автором которого он по праву считается. От "Тени над Иннсмутом" до "Хребтов безумия" и, конечно, историй о Ктулху, в его рассказах отчётливо прослеживается идея о том, что любое отличие является источником страха. Перспектива того, что человечество, особенно белые мужчины, не является центром мироздания, представляется Лавкрафту невыносимо пугающей для человеческого разума.
Несмотря на то, что расистские взгляды писателя проявляются не везде, его страх перед иным и ощущение головокружения от осознания незначительности человека в бескрайней Вселенной цепляют что-то глубоко внутри нас.
"Монстр" в рассказе "Цвет из иных миров" принципиально отличается от других чудовищ. Это не хищник, стремящийся поглотить или эксплуатировать человечество. Это не вторжение чуждого разума. Это поистине иное существо, мировоззрение которого находится за пределами человеческого понимания. Мы не можем судить о его намерениях, но само его присутствие в нашем мире представляет опасность, а его взаимодействие с нами разрушительно, как неосторожная игра ребёнка со снеговиком.
Экранизация "Цвета из иных миров" удачно адаптирует идеи Лавкрафта, преобразовав сложный язык и порой утомительные диалоги в захватывающую и тревожную историю с впечатляющими сценами живых мертвецов.
Нет (2022)
Этот фильм способен вернуть забытое чувство ужаса перед фразой "нечто хочет тебя поглотить". По сути, это вариация на тему "Челюстей", но вместо акулы здесь выступает неопознанный летающий объект, и персонажи стремятся не уничтожить чудовище, а запечатлеть его на камеру.
Настолько примелькались нам стереотипные изображения НЛО, что стирается понимание их потенциальной опасности. А что, если бы инопланетный корабль преследовал цель — поглотить вас целиком? Как в анимационной короткометражке Pixar "Похищение"? Где искать укрытие? Как спастись от неминуемой гибели?
Кроме того, кинолента затрагивает тему существования инопланетного разума. Подобно "Цвету из иных миров", она показывает, как даже простое нахождение в чуждой среде может превратить существо в угрозу.
Нечто (1982)
Нечто, или, скорее, то, как оно маскируется под земные формы жизни, до сих пор вызывает ужас, не уступающий впечатлениям от премьерного показа.
Финал этой ленты справедливо считается одной из самых выдающихся сцен в истории жанра ужасов.
Неведение относительно мотивов пришельца лишь усиливает напряжение. Является ли это тщательно спланированной агрессией или попыткой установить контакт? Возможно, это примитивное существо, неразумно копирующее всё, с чем сталкивается? Впрочем, человечество быстро забывает о мотивах, как только находит эффективный способ уничтожения – огнемёт.
Можем ли мы предположить, что истинное чудовище в этой истории – само человечество?
Нет, всё гораздо проще: это инопланетный метаморф, способный превратить свою грудь в подобие челюсти и отгрызть конечности.
Итак, вы готовы к просмотру (пусть и далеко не первому) одного из лучших хорроров об инопланетном существе в истории кинематографа?
Чужой (1979)
Сенсация! Этот выбор может стать неожиданностью для фанатов "Зубастиков" или "Клоунов-убийц из космоса".
Как любитель непредсказуемых развязок, я признаю, что за 46 лет ни один фильм ужасов об инопланетных созданиях не смог затмить оригинал, который, бесспорно, является лучшим.
Временно забудьте о сиквелах, приквелах, неудачном кроссовере и на удивление удачном спин-оффе в формате видеоигры. Оставьте в стороне фанатские теории, связанные с "Бегущим по лезвию". Не думайте о том, что это отправная точка для медиафраншизы с миллиардным оборотом, независимо от её востребованности.
Оцените эту историю в её первозданном виде: как обособленный рассказ о членах экипажа "Ностромо", сбившихся с курса из-за сигнала бедствия и невольно пустивших на борт корабля смертоносного монстра.
Забудьте о "расширенной вселенной" и оцените масштабы мира, который открывается в этой истории, с древними, исчезнувшими инопланетными цивилизациями и охватывающими галактику человеческими антиутопиями, которые мы видим лишь в пределах двух космических кораблей.
Фильм "Чужой" сам по себе весьма необычен, причём фаллическая голова Ксеноморфа и агрессивный способ размножения с помощью Лицехвата невольно заставляют задуматься о природе зловещих инопланетян.
И всё же, подлинная опасность, истинный ужас и, в некотором смысле, самое чуждое существо для Рипли и экипажа "Ностромо" — это "Компания".
Этот фильм остаётся лучшей частью франшизы, но сам по себе он является безупречной экранизацией простой, но гениальной истории. Скорее всего, ни один другой подобный фильм не сможет его превзойти.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 50 лайков, я составлю рейтинг лучших научно-фантастических комедий всех времён.
Возможно, вас также заинтересует: