Найти в Дзене
Лунный Буржуй

А ведь фильм "Чужой" был создан под влиянием одного забавного студенческого проекта. Чем же так примечателен этот студпроект?

Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй". Ксеноморф занимает особое место в пантеоне киномонстров. "Звёздный зверь", детище швейцарского художника Ханса Рудольфа Гигера, представляет собой уникальное сочетание органических и механических элементов, стирая половые различия, чтобы акцентировать темы беременности и агрессии в фильме "Чужой". Однако до того, как Гигер и режиссёр Ридли Скотт явили Ксеноморфа миру в 1979 году, концепция инопланетного существа претерпела значительные изменения. Перед тем как написать сценарий, ставший основой "Чужого", сценарист Дэн О'Бэннон трудился над иным научно-фантастическим проектом совместно с сокурсником из киношколы Университета Южной Калифорнии. Этим соратником был Джон Карпентер, и хотя оба впоследствии создали одни из самых влиятельных фильмов ужасов в истории, их дебютная работа, "Темная звезда", представила публике весьма необычного монстра. Вместо гладкого черного чудовища с выдвижной челюстью экипаж "Тёмной звезды", находясь в состоянии
Оглавление

Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".

Ксеноморф занимает особое место в пантеоне киномонстров.

"Звёздный зверь", детище швейцарского художника Ханса Рудольфа Гигера, представляет собой уникальное сочетание органических и механических элементов, стирая половые различия, чтобы акцентировать темы беременности и агрессии в фильме "Чужой".

Однако до того, как Гигер и режиссёр Ридли Скотт явили Ксеноморфа миру в 1979 году, концепция инопланетного существа претерпела значительные изменения. Перед тем как написать сценарий, ставший основой "Чужого", сценарист Дэн О'Бэннон трудился над иным научно-фантастическим проектом совместно с сокурсником из киношколы Университета Южной Калифорнии. Этим соратником был Джон Карпентер, и хотя оба впоследствии создали одни из самых влиятельных фильмов ужасов в истории, их дебютная работа, "Темная звезда", представила публике весьма необычного монстра.

Вместо гладкого черного чудовища с выдвижной челюстью экипаж "Тёмной звезды", находясь в состоянии наркотического опьянения, боролся с пляжным мячом, снабжённым ногами.

О чём фильм "Тёмная звезда"?

-2

Дэн О'Бэннон, уроженец Сент-Луиса, вырос в семье плотника. Его увлечение жанрами ужасов и научной фантастики зародилось в детстве и сохранилось на долгие годы. В юности он искал себя, меняя учебные заведения и пробуя силы в различных направлениях, включая писательство, стендап и искусство. В конечном итоге О'Бэннон решил посвятить себя режиссуре и поступил в киношколу Университета Южной Калифорнии, где завязал дружбу с Джоном Карпентером. Их совместная работа положила начало их дебютному полнометражному фильму под названием "Тёмная звезда".

Если вы знакомы с дальнейшим творчеством Карпентера или О'Бэннона, то стоит отметить "студенческий" дух, присущий "Тёмной звезде", что неудивительно, учитывая её происхождение. Фильм повествует о буднях экипажа космического корабля в 22-м веке, уставшего от своей затянувшейся миссии. После двадцати лет пребывания в космосе "Тёмная звезда" постепенно приходит в негодность, и капитан Дулиттл (в исполнении Брайана Нарелла) и его команда пытаются развлечь себя, как только могут.

Основное время уделено Дулиттлу, Пинбеку (роль которого исполнил сам О'Бэннон), Бойлеру (Кэл Кунихолм) и Тэлби (которого сыграл Дре Пахич, озвученный Карпентером), которые подшучивают друг над другом, курят марихуану и размышляют о смысле существования.

Сторонники "Тёмной звезды" считают эти эпизоды самыми удачными, подчёркивая атмосферу нигилизма, свойственную далёкому космосу и провальным миссиям. Другие же, напротив, считают эти сцены затянутыми, скучными и лишёнными смысла.

В ходе полёта экипаж сталкивается с инопланетным существом, которое сбежало из кладовки. Инопланетянин не представляет серьёзной угрозы и довольно легко уничтожается. Тем не менее ему удаётся освободить бомбу, которая под воздействием космической радиации обретает разум.

Команда пытается обезвредить бомбу, вступая с ней в философскую дискуссию. Но когда бомба осознаёт, что её единственное предназначение – взрыв, она выполняет свою миссию и уничтожает корабль.

Знаковые работы О'Бэннона и Карпентера создавались под влиянием "Тёмной звезды"

-3

В период с 1970 по 1972 год О'Бэннон и Карпентер приступили к созданию "Тёмной звезды", а в 1973 году получили финансирование для расширения материала до полноценного фильма. С помощью будущего режиссёра Джона Лэндиса О'Бэннон привлёк к проекту продюсера низкобюджетных фильмов Джека Х. Харриса, который потребовал урезать хронометраж для получения рейтинга G.

Финальная версия вышла в прокат в 1974 году, а в 1975-м была показана более широкой аудитории. Несмотря на одобрительные отзывы критиков, фильм не привлёк особого внимания зрителей.

Однако по мере роста популярности О'Бэннона и Карпентера росла и армия поклонников "Тёмной звезды". Фильм стал классикой домашнего видео и обрёл культовый статус, во многом благодаря тому, что предвосхитил дальнейшие работы ключевых создателей.

Карпентер всегда сторонился имиджа режиссёра, работающего с глубокими темами и масштабными идеями, поэтому логично предположить, что весь философский подтекст исходит от О'Бэннона. Тем не менее циничное мировоззрение перекликается с тем, что Карпентер транслирует в таких фильмах, как "Побег из Нью-Йорка" и "Чужие среди нас". Кроме того, одна из шуток Пинбека заключается в его попытках убедить окружающих, что настоящий Пинбек давно покончил с собой, а он лишь самозванец. Здесь это подано как комедийный элемент, но нельзя не провести параллель с паранойей, подчинившей себе людей в фильме "Нечто".

Но если отвлечься от музыки Джона Карпентера, наиболее значимой частью "Тёмной звезды" является инопланетный персонаж, к которому О'Бэннон вернётся в более успешном проекте.

Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл внесли правки в сценарий "Чужого"

-4

Навязчивая мысль о внеземном существе, повергающем в ужас команду космического корабля, не покидала О’Бэннона, и он решил исследовать эту концепцию в более серьёзном ключе. В сотрудничестве со сценаристом Рональдом Шусеттом О’Бэннон приступил к разработке проекта, получившего название "Звёздный зверь".

Сам О’Бэннон признавал, что "Звёздный зверь" не только опирался на идеи из "Тёмной звезды", но и интегрировал в себя мотивы из других любимых им научно-фантастических лент, таких как "Нечто из иного мира" и малоизвестная "Планета вампиров" 1965 года.

В разговоре с писателем Дэвидом А. Макинти, автором книги "Прекрасные монстры: неофициальный и несанкционированный путеводитель по фильмам о Чужом и Хищнике", О’Бэннон с воодушевлением заявил:

Я не украл "Чужого" у кого-то одного. Я украл его у всех сразу.

Имея в активе около 80 страниц, О’Бэннон и Шусетт представили свой проект различным киностудиям, позиционируя его как "Челюсти в космосе". В конечном итоге их работа была продана Brandywine, продюсерской компании, основанной Гордоном Кэрроллом, Дэвидом Гилером и режиссёром Уолтером Хиллом ("Воины", "48 часов"). Brandywine незамедлительно начала вносить коррективы в сценарий, что вызвало недовольство О’Бэннона.

К слову, двуличный андроид Эш появился благодаря правкам.

Несмотря на изменения, О’Бэннон остался автором сценария и сюжета, созданного в соавторстве с Шусеттом. Однако финальный вариант сценария, по которому Ридли Скотт снял "Чужого", был написан Хиллом и Гайлером.

Связь Лицехвата с болезнью Крона

-5

Положение О'Бэннона стало ещё более сложным, когда стало известно о нежелании студии 20th Century Fox доверить ему режиссуру его же произведения. Вместо этого кинокомпания предложила Хиллу занять режиссёрское кресло, а тот, в свою очередь, привлёк Ридли Скотта.

Несмотря на это, О'Бэннон продолжал играть важную роль в проекте, оказав влияние на один из самых ключевых элементов истории. Именно О'Бэннон познакомил Скотта с творчеством Х. Р. Гигера, показав ему картину "Некроном IV".

Скотт был убеждён, что работы Гигера должны быть интегрированы в фильм. Впоследствии, когда Fox попыталась вмешаться в процесс производства, Скотт и Хилл встали на защиту О'Бэннона, отвергнув опасения студии о том, что произведения Гигера могут оказаться слишком провокационными для массового зрителя.

В то время как Скотт отправился в Швейцарию для непосредственной работы с Гигером, О'Бэннон оставался в США, создавая свою интерпретацию образа из "Некрономикона IV", которая впоследствии легла в основу Ксеноморфа.

Согласно книге Джейсона Зиномана "Шокирующий ужас", О'Бэннон также утверждал, что именно он придумал концепцию Лицехвата, основываясь на своём опыте борьбы с болезнью Крона, однако эта версия является предметом споров.

Независимо от степени преувеличения в рассказе О'Бэннона, неоспоримым остаётся его существенная роль в создании образа Ксеноморфа, даже если его вклад не был реализован именно так, как он изначально планировал.

Дэн О'Бэннон не остановился на достигнутом

-6

Несмотря на то что Хилл, Гайлер и Кэрролл взяли на себя функции продюсеров "Чужого", вклад О’Бэннона в развитие жанрового кинематографа не закончился. Он выступил сценаристом и режиссёром культового фильма "Возвращение живых мертвецов" (1985), а также участвовал в создании сценариев к таким картинам, как "Жизненная сила" и "Вспомнить всё". До самой своей кончины в 2009 году он продолжал оказывать значительное влияние на жанр, охотно делясь своим опытом и идеями со всеми заинтересованными.

Впечатляющая фильмография, особенно если учесть, что всё начиналось с фильма о зловещем "пляжном мяче".

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 50 лайков, я расскажу, чем так примечателен анимационный научно-фантастический сериал "Царство падальщиков" и почему его стоит посмотреть в обязательном порядке.

До новых встреч!