21 июля в 5 часов утра мы выехали из Голубовки в Омск с комфортом на автомобиле комитета по образованию. Проблемных участков на дороге в региональную столицу за последние два года стало меньше и к железнодорожному вокзалу мы прибыли вместе с горожанами к половине десятого.
Как и в прошлом году, объединенный поисковый отряд Омской области торжественно провожали в экспедицию не только родные и близкие, но и представители молодежной политики, Роспатриот центра со знаменами РФ, Омской области, копией Знамени Победы, Поискового движения России и отряда «Поиск». Журналисты и операторы «12 канала» и ГТРК «Иртыш» снимали все происходящее на камеру, брали интервью, вызвав интерес других пассажиров и некоторое неудобство у меня и Галины Григорьевны. Не привыкли мы к помпезности.
Три омских вагона прицепили к скорому поезду Кемерово – Санкт-Петербург. В 10.27 мы отправились в путь. В отряде нас 11 человек. Командир – Галина Григорьевна Кудря, заместители: я и Надежда Ивановна Мясищева, а также поисковик, оператор правительства и губернатора Омской области – Стас Никитин. Кроме того, в составе отряда две наши девушки и пять юношей из Омского монтажного техникума. Из семи бойцов 5 – новички.
Разместились мы в трех купе. К вечеру все перезнакомились, и парни стали частыми гостями у наших девчонок. Половина молодежи в поезде и за пределы региона ехала впервые в жизни, поэтому интересовались меняющимися пейзажами, и не только крупными городами Тюменью, Кировым, Екатеринбургом, Пермью, Вологдой, но и станциями поменьше, известными русскими реками Вятка, Кама, Волга, Волхов, Нева. К сожалению, Уральские горы проезжали ночью и рассмотреть их во всей красе не получилось. Увидели Волховскую ГЭС. Отличительной чертой дороги в этом году были проблемы с Интернетом, в связи с известными событиями работали «глушилки», но это оказалось плюсом, вместо зависания на сайтах – живое общение. Возможность позвонить родителям при этом осталась.
В Питер прибыли по расписанию, в десятом часу утра по местному времени, на Ладожский вокзал. Метрополитеном переехали на автовокзал на Обводном канале. Метро и длинные эскалаторы вызвали восхищение молодежи. Комфортабельным автобусом Санкт-Петербург – Питкяранта выехали в Карелию. Дети удивились наличию разъемов для зарядки телефонов на каждом сиденье. Путь пролегал через половину города, и мы любовались его широкими проспектами, соборами и парками, каналами и мостами, современными кварталами.
Шоссе Кола тоже впечатляет. Единственная на севере федеральная трасса – современный автобан с шестиполосным движением и разделением встречных потоков. Единственный минус – ремонт одного из участков, и часовая пробка. Дорога построена в конце 1950-начале 1960 годов, до этого были лишь отдельные тупиковые гравийные дороги, устроенные в годы Сталинских репрессий заключенными. В память о них остались названия редких населенных пунктов: Волховстрой, Сясьстрой, Свирьстрой. У поселка Новая Ладога, который мы проезжали, начиналась «Дорога жизни».
Постепенно болото с карликовыми сосенками сменяется полноценными борами и от Лодейного Поля начинается настоящая тайга. Наличие мачтового леса и послужило причиной строительства здесь по указу Петра I судостроительной верфи. Они сохранились, работают и сегодня. Отсюда и название города. Именно он считается родиной Балтийского флота. А в 1941-м здесь проходила линия фронта.
На другом – высоком – берегу реки Свирь были позиции финнов. В поселке Тервеничи вокруг развалин Успенского собора в 1991 году был устроен один из самых молодых в России женских монастырей с величественным Покровским собором. Прямо у его стен и останавливался наш автобус. А в нескольких километрах от него начинается Карелия – край лесов и болот, озер и рек. Многие из них в 1941 году стали промежуточными рубежами обороны: Олонец, Тулокса, Видлица.
В Нижней Тулоксе нас уже ждали местные поисковики на минивэне и двух джипах, автобус опоздал на час.
Сергей СЕРОБАБОВ. Продолжение следует.