Найти в Дзене
ABW

Взгляд в прошлое: Colani Truck 2001 и эволюция грузовых концептов

Оглавление

Мы привыкли видеть магистральные тягачи, как коробки на колесах: резкие углы, громоздкие зеркала и привычные всем формы кабины. Но в 1978 году Луиджи Колани показал другой пример – грузовик, похожий на каплю воды, где каждая линия работает на аэродинамику и экономию топлива. Сегодня расскажем вам историю Colani Truck 2001 – про его технические находки и то, как «биодизайн» перевернул представление о грузовиках будущего в 1970-х годах.

Концепт-тягач Colani Truck 2001 – футуристический опытный магистральный грузовик, разработан итальянским дизайнером Луиджи Колани в конце 1970-х годов. Первое публичное появление этой машины состоялось на международной выставке коммерческого транспорта IAA во Франкфурте в 1978 году. Огромная обтекаемая кабина «каплеобразной» формы с круглым лобовым стеклом и уникальным роторным трехлопастным стеклоочистителем обеспечивала машине рекордно низкий для своего времени коэффициент аэродинамического сопротивления (Сх ≈ 0,4).

-2

Такая форма позволила сократить расход топлива примерно на четверть по сравнению со стандартными грузовиками того периода. Концепт получил широкое освещение в мировой автомобильной прессе (включая советские журналы «Техника–молодежи» и «За рулем») и вызвал восторженные отзывы, однако крупные автопроизводители на тот момент не проявили интереса к технологии.

Луиджи Колани: философия дизайна

-3

Кто же такой Луиджи Колани? Это известный итальянский промышленный дизайнер и «маэстро аэродинамики». Он начал карьеру в 1950-х, разрабатывая кузова для таких компаний, как Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Volkswagen и BMW. В 1960-е годы Колани расширил поле своей деятельности до предметов быта и техники (мебель, кухонные гарнитуры, даже рояли), при этом продолжая создавать уникальные автомобили и грузовики. Известно, что он первым в мире предложил автомобильный кузов монокок из пластика (на базе BMW 700) и первые кит-кары.

Стиль Колани часто называют биодинамическим: его проекты характеризуются плавными, округлыми формами, «словно срисованными с обтекаемых тел дельфинов, китов, акул». Сам Колани говорил, что Земля и все тела природы имеют «круглые» формы и это должно отражаться в дизайне. Благодаря этому подходу большинство его работ внешне выглядит словно «органическая» техника будущего. За свою карьеру Колани получил множество премий, однако его экстравагантные идеи зачастую оставались за рамками массового производства.

История концепта Truck 2001

-4

Интерес к обтекаемым формам грузовиков возник у Колани в середине 1970-х. В основе проекта Truck 2001 лежало сотрудничество с десятками отраслевых компаний (Fiat – шасси, Pirelli – шины и др.). После показа первого образца в 1978 году, Колани основал в Швейцарии собственную студию грузовой техники и создал второе поколение тягача. В 1980 году был построен новый прототип на шасси Mercedes-Benz 1729 с дизелем на 240 л.с., колесной базой 4×2, но с еще более совершенной аэродинамикой – Сх удалось снизить примерно до 0,38. На втором поколении грузовика впервые появилась полностью стеклянная овальная «капля»-кабина и цельносклеенный монокок-кузов, а доступ в салон осуществлялся уже через боковую дверь.

-5

Несмотря на успешный демонстрационный пробег Track II по США (около 30 000 км) и полученные данные (средний расход ~26,7 л/100 км при скорости до 150 км/ч), коммерческого продолжения проект не получил: после поездки этот тягач был продан немецкой компании Bardusch и исчез из активной эксплуатации.

-6

В дальнейшем Колани периодически возвращался к теме «грузовика будущего». Так, в 1995 году при поддержке Daimler-Benz им был показан концепт Vision 2005 (кабина с боковыми аэродинамическими пилонами, Сх ≈ 0,32). На автосалоне в Лейпциге 2001 года дебютировал Colani DAF Aero 3000 – очередная «шоковая» версия на шасси DAF 95 XF (430 л.с.), отличавшаяся интегрированным дизайном передней части и технологическими новинками (видеокамеры вместо зеркал). В 2002–2003 годах по заказу компании по выпуску цистерн Spitzer-Silo появился демонстрационный «бионический» тягач с полуприцепом (Сх ≈ 0,30, расход топлива ~20,9 л/100 км). Однако ни один из этих концептов не перешел в серийное производство.

Дизайн и инновации

Колани вложил в Truck 2001 множество нестандартных решений. Например, оригинальная трехлопастная система стеклоочистителя, закрепленная на центральной стойке, напоминала пропеллер – это позволило добиться равномерной очистки круглого лобового стекла.

-7

В первом поколении доступ в кабину организовали через подъем всего модульного блока вверх, как на подъемном механизме: водительский отсек отклонялся назад, открывая вход, – такая конструкция исключала обычные боковые двери на первом прототипе (во втором поколении добавили торцевую дверь для удобства). Конструкция кабины – жесткий монокок со стеклянным «колпаком» – сочетала легкость с повышенной обзорностью.

Особое внимание уделялось безопасности. По проекту при фронтальном столкновении водительский отсек по рельсам смещался назад и вверх, а специальные гидроамортизаторы гасили энергию удара. Такое «скользящее» решение должно было снизить риск травм. Рабочее место было оснащено цифровой (а не стрелочной) панелью приборов и звуковыми сигналами (акустическими «индикаторами») – это снижало нагрузку на глаза водителя. В общем, Colani Truck 2001 демонстрировал не только аэродинамические, но и технические новинки, опередившие свое время.

Выставки и реакция

Проект Colani Truck 2001 был представлен на выставке IAA (Франкфурт, 1978) как демонстрация грядущих технологий грузового транспорта. Концепт мгновенно стал «звездой» экспозиции: его обтекаемый вид и нетипичные решения привлекли внимание посетителей и СМИ. На полях выставки он часто ассоциировался с заказом Mercedes-Benz – из-за общего стилистического сходства – хотя Mercedes к проекту не имел отношения.

После дебюта тягач объехал многие страны. Тем не менее ни один автопроизводитель не взял проект в серию. Советских граждан особенно впечатлил проект своей футуристичностью: отечественные СМИ назвали ее грузовиком будущего.

Влияние на индустрию

Хотя Colani Truck 2001 и его последователи не пошли в серийное производство, проект сыграл важную роль стимула для разработки более обтекаемых грузовых авто. Эксперименты Колани с плавными формами и минимальными зазорами (между кабиной и прицепом, а также между колесами) задавали направление исследований в аэродинамике грузовиков будущего. Многие из идей Колани («биоморфные» контуры, боковые обтекатели) позднее нашли отражение в концепт-прототипах крупных производителей и «шоутягачах» (например, Mercedes-Benz Vision Travego и др.), хотя серийные машины остались более консервативными. Как писали эксперты, ни одна модель Колани «так и не пошла в серию», однако его работы задали планку для будущих разработок и вдохновили дизайнеров «поглядывать вперед».

Colani Truck 2001 остается ярким примером биодизайна и футуристического подхода Луиджи Колани: это был первый «грузовик будущего», демонстрировавший, насколько гармонично можно сочетать эффективную аэродинамику с безопасностью и эргономикой кабины.

А как вы считаете, могли бы появится такие тягачи на дороге и почему идеи Колани не приняли в то время?

]]>