Найти в Дзене
Москвич Mag

Почему вы должны меня знать: основатель столярной мастерской «Рожков мебель» Илья Рожков

Я художник и столяр-краснодеревщик. Все это вместе просто гремучая смесь, потому что я могу придумать и нарисовать предмет и собственноручно изготовить его. Но обо всем по порядку.

В моем советском детстве у мальчиков в школе были уроки труда, на которых мы пилили, строгали, колотили, в общем, работали не только головой, но и руками. И все, что было связано с деревом, очень мне нравилось. Потом я учился в художественной академии Ильи Глазунова в Москве. И лишь сравнительно недавно (лет пять назад) начал самостоятельно столярничать. Первым предметом стал книжный шкаф, украшенный сверху вылепленными мной керамическими вставками со львом и растительными мотивами, навеянными белокаменной резьбой Владимирской Руси. Я так и назвал свой первый шкаф — шкаф со львом. Вскоре появился его брат-близнец, и сейчас они оба стоят в нашей квартире. В них живут книги.

Мои знакомые заказали мне скамью-сундук, который я сначала нарисовал, а затем воплотил в материале — так постепенно моя столярная мастерская разрасталась, пополнялась станками и разнообразным ручным инструментом. Я работаю исключительно с натуральным материалом — деревом. Дуб, сосна, бук, береза, ольха, ясень, лиственница — у каждого дерева есть свои свойства, особенности, качества. Своя энергетика, фактура. Например, хвойные — сосна, лиственница — отлично обрабатываются и классно пахнут благодаря содержащейся в них смоле. Дуб и ясень имеют очень красивую текстуру, они по-настоящему твердые, но из-за этого с ними сложнее работать, инструмент должен быть очень острым. Зато изделия из дуба или ясеня действительно крепкие и надежные. Ясень, кстати, у древних скандинавов считался священным деревом с мужской энергетикой. Из него делали древки копий и рукояти боевых топоров.

В работе я опираюсь на наследие старых мастеров-краснодеревщиков, использую классические столярные соединения без гвоздей и саморезов. Очень много операций делаю ручным инструментом, сохраняя традиции столярного искусства. В этом есть своя прелесть и ценность. Каждая вещь, созданная мной, прошла сначала через мою голову (замысел), потом через мои руки (готовая вещь). В итоге она имеет свою индивидуальность и несет частицу души мастера, ее придумавшего и воплотившего. Это штучный товар, который может стать акцентом в любом интерьере, таким предметом, который будет передаваться по наследству, поддерживая связь поколений, семьи, рода.

Моя жена шутит, что я стал амбассадором скамьи-сундука. И правда, эту вещь мне заказывают чаще всего. У меня несколько вариантов подобных скамей, они на самом деле не только необычны и красивы, но и очень удобны в быту. Возникают ассоциации с бабушкиным сундуком или сундуком невесты, где должно храниться приданое. Вот опять связь поколений и семейные традиции, которых многим сейчас так не хватает.

Моя мастерская «Рожков мебель» тесно связана с мастерской моей жены, Натальи Рожковой, «Рожь текстиль». Наталья занимается ткачеством, как гобеленовым, так и традиционным, на ремизном ткацком станке. К моей последней работе «Манеры», состоящей из стола-консоли и пуфа, она выткала ткань для обивки сиденья. Вместе мы планируем создать мануфактуру по изготовлению авторской мебели и текстиля. Думаю, у нас все получится, потому что мы любим то, чем занимаемся, и наши вещи нравятся людям!

Фото: из личного архива Ильи Рожкова

Текст: Диана Дорофеева