Найти в Дзене
Сказы старого мельника

Книжная Лавъка Куприяна Рукавишникова. Глава 40

Куприян спрыгнул с коня, погладил Каштана по боку и с удивлением обнаружил, что конь ухожен, вычищен скребком, на копытах ни следа болотной грязи. - Натерпелся ты страху, а, Каштанушка, - ласково проговорил Куприян, - Да вот Ольша не дала нам пропасть, и тебя обиходила, вишь, как гриву заплела красиво. Хорошая она, добрая. Ну, потерпи немного, сейчас дойдём до Григория, он уже нас приветит, привышно тебе будет, в стойле-то тёплом постоять. Вишь, как осень разыгралась, теперь уж и до снега недолго ждать. Куприян пошёл рядом с Каштаном, вроде совестно было ему перед коником своим, что завёл его в такие места, где чуть они оба не сгинули. Хоть и стыли руки, и холодный ветерок пробирался ему под рубаху, а всё одно гнать коня он не желал. Спустились они с пригорка, по правую руку остался Демьянов хутор, и Куприян невольно вспомнил их с Григорием приключения там, когда они Арычиху с белого света изживали. Почему-то теперь ему казалось, что это было так давно… а ведь всего и весной он в Торжо
Оглавление
Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

*Начало здесь.

Глава 40.

Куприян спрыгнул с коня, погладил Каштана по боку и с удивлением обнаружил, что конь ухожен, вычищен скребком, на копытах ни следа болотной грязи.

- Натерпелся ты страху, а, Каштанушка, - ласково проговорил Куприян, - Да вот Ольша не дала нам пропасть, и тебя обиходила, вишь, как гриву заплела красиво. Хорошая она, добрая. Ну, потерпи немного, сейчас дойдём до Григория, он уже нас приветит, привышно тебе будет, в стойле-то тёплом постоять. Вишь, как осень разыгралась, теперь уж и до снега недолго ждать.

Куприян пошёл рядом с Каштаном, вроде совестно было ему перед коником своим, что завёл его в такие места, где чуть они оба не сгинули. Хоть и стыли руки, и холодный ветерок пробирался ему под рубаху, а всё одно гнать коня он не желал.

Спустились они с пригорка, по правую руку остался Демьянов хутор, и Куприян невольно вспомнил их с Григорием приключения там, когда они Арычиху с белого света изживали. Почему-то теперь ему казалось, что это было так давно… а ведь всего и весной он в Торжок-то приехал, и Книжную Лавку на себя принял.

Сколько же всего с ним с той поры приключилось! И ведьма та, что от древнего Дивья род свой вела, да на зло свой Дар использовала, и Михлай, и долина в Пригорье, где Саввушкин народец живёт, и дед Пахом с Маняшей, и страшный Бейсой…

- Ничего, Каштан, мы с тобой не пропадём! – сказал Куприян и поднял руку ко лбу козырьком, - А вот, гляди, Григорий сам нас встречать у ворот вышел. И как он всегда знает, что я приеду? Надо бы его выспросить!

- Где же ты запропал, Куприян? – с беспокойством глядя на друга, спросил Белугин, - Я ведь уж тебя встречать ездил, а нет как нет тебя ни на дороге, ни на тропе! Куда ж тебя занесло в этот раз?

- Расскажу, да только прежде позволь умыться и Каштана устроить, а то я вот ничего, а он, бедняга, натерпелся, - Куприян хлопнул друга по плечу, ему казалось, что они так давно не виделись.

- Уж вижу, что не без приключений вы сюда добрались, - покачал головой Григорий, и добавил, приглядевшись, - А что это у тебя на сюртуке?

Возле пояса, в маленькой складке, что-то блеснуло на завершающем свой путь солнце, и Куприян вынул оттуда маленькую жемчужинку. Вон как… оберег свой ему Ольша оставила, не иначе! Бережно прибрал Куприян девичий подарок и вздохнул, вспомнив Ольшу и судьбу её нелёгкую – век свой на топи вековать.

- В ночь на обратную дорогу не отпущу! – заявил Григорий другу, - Ещё не хватало тебе запропасть, меня Ермил твой и вовсе со свету сживёт! Ух, суров у тебя помощник, да хорошо это – за тебя горой!

Куприяна устроили в доме, он стал приводить себя в порядок, Григорий сказал, что скоро и ужин готов будет. Тогда и поговорить можно обо всём.

К ужину пришла Елизавета, и Куприян отметил, как посвежело лицо девушки, ушла та нездоровая бледность, румянец играл на щеках, сама она приветливо улыбнулась, увидев Куприяна. После ужина устроились на веранде, Елизавета взяла в руки пяльцы, и все приготовились слушать рассказ Куприяна о том, как он сюда добирался.

- Вот старый хрыч! – Белугин в сердцах стукнул, - Заманил-таки! Ну, раз он сам уговор наш нарушил, значит теперь пусть не серчает на меня! Изведу я его, как есть, вместе с топью и всеми жабами, что там обитают!

- Дед Ба́готь нам не враг, - покачала головой Елизавета, - Нет в нём зла, ты и сам это чувствуешь, Гриша… Потому ты и позволил ему жить там, на краю ночи и дня, и Ольша… не злая она, и своя у них забота – топь та охраняет не только тропу, чтоб из этого мира в тот никто незваным не попал, но и обратно чтобы никто не пробрался, оттуда… А это пострашнее будет.

- Елизавета верно говорит, - кивнул Куприян и незаметно сунул руку в карман, где в малом лоскутке лежала та жемчужинка, Ольшин подарок, - Дед мог меня сгубить, и ежели бы захотел того, я бы теперь здесь не сидел. И Ольша… она хорошая, добрая. Я думаю, может быть её как-то от такой доли избавить? За что же ей на болоте вечно-то сидеть назначено?

- Это нам неведомо, - покачала головой Елизавета, - Там, на той стороне подлунного мира, свои дела творятся, и нам нос них совать не дозволено. Знать есть на то резон, а если бы не было, Ольша не была бы у деда болотного в услужении. Ты, Куприян, хорошо сделал, что не стал их обижать, потому ты и цел остался, и за свою помощь и доброту награду получил. Помните оба – у мира этого свои законы есть, человеку они неподвластны, и если не вами назначено деду болотному топь хранить, не вам его оттуда гнать. Куприян пришёл с поклоном, потому и жив остался.

- Дед сказал, чтоб Михлая одолеть, надо его к топи приманить, там дед Баготь нам поможет, - задумчиво сказал Куприян.

- Верно, на окраине миров Михлай в человеческой сущности своей станет, - воскликнул Григорий, - Как я сам не догадался! И тогда в том подарке Саввушкином он увидит свою звериную сущность! Да!

Белугин поднялся и стал в волнении ходить по веранде туда-сюда, что-то приговаривая и отмеряя руками.

- Ох и хитёр дед Баготь! Ай да дед, ну хитрец! – остановился Григорий, - А я уж было собрался его извести за такие проделки! А он видать сам чует, как множится здесь зло! Оно вот и Лизоньку чуть не сгубило!

Скоро Елизавета встала, собрав своё рукоделье, она понимала, что мужчинам нужно поговорить о своём, не чинясь перед нею. Раскланялись, пожелали доброй ночи, и мужчины тоже ушли в дом, уселись в кресла, протянув ноги к огню. Осенние ночи уже стылые, всё кругом сковало заморозком, и Куприян теперь грел руки у огня, раздумывая…

- Скоро зима, - сказал Григорий, - Как думаешь, вернётся ли Гербер в город, или где-то станет зимовать, от нас подальше? Я пытался вызнать, есть ли у него ещё где пристанища, но почти ничего не смог узнать. У него есть небольшое именье в Тихом, но я там был, дом пустой, только слуги, кто на присмотр оставлен, там живут.

- Знаешь, Григорий… чуется мне что-то, а пока никак я не могу придумать, что же… вот словно ниточку тяну-тяну, а она – раз! И обрывается. Есть что-то… Гербер, и помощник его, но… что-то здесь осталось, а что? Ты не чуешь сам этого?

- Я ведь Ратник, у меня нет того Дара, что тебя ведет, - с сожалением проговорил Белугин, - Кабы я тоже мог… Но вот что я тебе скажу – ты себе доверяй. Если что-то чуешь ты, если кажется тебе, что вот она – ниточка, ты не сомневайся, она есть, и это не блазнится тебе. Расскажи, что ты чуешь?

- Давеча на базар ходил, дядька Сидор домой поехал, в Киселёво, так я домашним гостинцы покупал, и вот иду... а меня тут словно холодом по ногам сковало, и рука… так стало больно, вот здесь, - Куприян указал на левую кисть, - Будто в тиски зажали и крутят! В глазах потемнело, я аж остановился. После прошло, отпустило, но вот… как волна пришла, так и это было.

- Рука… помнишь, про Гербера говорили, что увечье у него будет, за дела чёрные зло ведь тоже плату берёт, вот и с него видать плату такую попросили – плотью своей. И он её не пожалел, чтобы нас извести, а это значит боится он нас! Значит, в наших силах его извести, навечно эту землю от него избавить! А ты его чуешь, может потому так и было? Слушай, а он может и не уехал никуда? Может, так в городе и хоронится? Тем более, что у него увечье… доктора нужны… Куприян, а ведь верно! Нужно поискать, попытаться вызнать у докторов, осторожно порасспрашивать!

- Ты, Григорий, не спеши, - сказал Куприян, ему сейчас вспомнилась история того самого Забелина, который сгинул в страшном огне вместе с книгами, - Нельзя нам себя обнаруживать раньше времени! Если прознает Гербер, что мы к Саввушке наведались, и подарок от него принесли, да и план уж придумали, как Михлая извести, чтобы некому было защитить ведьмака…

- Ты прав, - вздохнул Григорий, - Что ж… значит надо нам в городе почаще бывать, теперь уже все из загородных имений вернулись, пойдут балы да званые ужины… нам надо больше слушать, может что про Гербера и прознаем!

Куприян кивнул. Верно говорил Григорий, надо слушать… Но всё равно что-то не давало ему покоя, как будто… вроде бы и ясная картина, а всё кажется, что чего-то недосмотрел, не приметил…

И вот уже ночь укрыла осенние луга, покрытые инеем от заморозка, Куприян лежал в тёплой постели и смотрел, как догорают в камине дрова. Дрёма уже обнимала его, шептала на ухо то, что придут во сне, и тут вздрогнул Куприян... то ли снилось ему, то ли блазнилось, а словно кто-то ходит по лугу, хрустит по его ногой промёрзшая трава... Нет, разве через закрытое окно такое услышишь? Но всё одно, покоя нет, тихонько встал Куприян и приник к окну. Луна освещала и сад, и луг, простёршийся далеко до самой реки, никого там не было... да и кому ходить в этакий холод, подумал Куприян, зябко поведя плечами. Снова забрался в тёплую кровать, но сны ему снились беспокойные, словно ходит кто-то кругами, а в усадьбу попасть не может! Белугин знает, как свой покой защитить, да вот только не укроешься от злых глаз, горят они красным, прячутся в чаще, ждут своего часа!

Продолжение здесь.

Дорогие Друзья, рассказ публикуется по будним дням, в субботу и воскресенье главы не выходят.

Все текстовые материалы канала "Сказы старого мельника" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

© Алёна Берндт. 2025