*НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
Глава 8.
Не стал дед Матвей ждать уговоров, сам начал дальше рассказывать, что Алексей у него просил.
- Да что было! То и было, - дед всё ещё сердито хмурился и потирал колени, укладываясь на лежанке у печи, - Ох, к непогоде ноги мои ломает… Старость-то, она хворая да седая. Ну а что Рыбалье? Сгинуло Рыбалье в страшном пожаре, кругом и тайги выгорело прилично, но далеко пал не пошёл, мхи сырые были, дождя было в те года довольно. Радовался старый шаман, что не пошёл огонь на ихнее селение, за добрый знак то принял, дары богатые своим идолам принёс. С подарками Чагата отправил к старой найманке, видать с умыслом – чтоб та сына поглядела… Сам не свой Чагат был после того, как Настю сгубил, тосковал сильно, хоть теперь и виду не казал – гордый ходил, дескать силу какую имеет – целое село сгубил самолично! Чем не царь над остальными?!
Вот и отправился Чагат с дарами для старой шаманки, товарищей с ним сколь-то ехали, свита, значица, евойная. Едут, вроде как веселят Чагата этого, славят его, дескать, победитель-покоритель, надёжа ихняя! А он всё одно чернее тучи, не радует его ничего, ничего ему не надо в этой жизни… Так ведь оно и бывает! Не люба жизнь без той, кого душой любил, вот как! А знать, что самолично ты её и сгубил, своими, так сказать, руками в омут управил? Каково? То-то и оно!
Ну, доехали до озера, там Огийё жила, а там… нет ничего. Ни самой шаманки, ни дома её, ни хозяйства! Ну, тут разное сказывали – что собрала она свои пожитки да в другие места перебралась, где ей покойнее от людей. Другие говорили – померла сама или тати какие сгубили. Да только как же так – вот был дом, поди ж чем-то она жила, двор и хозяйство, а куда всё девалось? Если прибыли эти, а у озера поляна большая, зелено всё кругом, трава ковром лежит, озеро тихой гладью поблёскивает. Опосля старики сказывали, якобы сошёл берег вместе с домом старухи Огийё прямо в озеро, и поглотили воды всё, похоронили. Потому и не нашёл Чагат и следа старой шаманки, как ни искал вкруг озера. Ну, что правда, теперь кто же дознается.
Ну вот, стал Чагат да с сотоварищи ночевать налаживаться, куда ж в ночь в обратный путь пускаться, да и устали все, вот на берегу и устроились. Только заснули, загремело, земля под ними зашаталась и разверзлась. Камни с неба посыпались, буря страшная пришла. Только двое и выжили из всех – сам Чагат да друг его, вот он-то и принёс Чагата к отцу с матерью, переломанного да пораненного.
Страшным воем выла мать, да только вот такая цена за чужих детей, которых неведомая хворь, шаманом насланная, в селе-то сгубила. Сам шаман великую жертву тогда принёс своим богам, что уж там у них положено, я сказать не могу – потому как не ведаю.
После говорили, что от болей страшно кричал Чагат, на всё селение слышны были его крики и стоны. Возле идолов своих шаман соорудил для сына айлу, думал, намоленная земля поможет, ежедневно обряды совершал, ночевать возле тех идолов оставался. Но видать не помогло ничего… Как-то ночью сама собою вспыхнула айлу, от чего, кто ж знает, и сгинул в том огне Чагат, шаман кинулся спасать единственного сына из пламени, но не смог – отхлестало его пламенем так, что после на себе до смерти страшные отметины носил.
Как окончил свои дни старый шаман, и куда пропала найманка Огийё, про то много сказов сложено, народ на сказки падкий, любит придумать. Может опосля когда и расскажу тебе, да только что с того – правды теперь уже не дознаешься.
С той самой поры пустошью стала гарь, где Старое Рыбалье было. Не селятся там люди, да и зверь те места стороной обходит, я это давно заприметил. Только вы, молодёжь неугомонная, всё туда норовите лезть…
Дед Матвей посмотрел на Алексея. Парень спал, безмятежно посапывая и положив руку под щёку.
Анюта вместе с ребятами из исторического кружка приехали на дедову заимку ранним утром. Шумной компанией вывалились с лодки на деревянные мостки, выгрузили свои рюкзаки и мешки, что деду Матвею с посёлка отправили.
- Алексей, привет! – Анюта радостно замахала рукой встречающему гостей парню, - Вот мы и прибыли! Знакомься!
Анюта представила Алексея прибывшим, а ему – группу из шести человек. Старшим был Веселов Константин, серьёзный парень двадцати семи лет, он работал на кафедре в институте и серьёзно увлекался спортивным туризмом. Его помощником и единомышленником был Василий Кукушкин, спортсмен, КМС по гребле, невысокий коренастый парень с широкой добродушной улыбкой.
Девушек было двое – сама Анюта и Ирина Зуева, студентка-первокурсница, немного испуганная, наверное, потому, что на такой поход решилась впервые. Её сопровождал старший брат, третьекурсник, Зуев Володя, он учился на преподавателя физкультуры, и в поход отправился вместе с сестрой и лучшим другом – Соболевым Артёмом.
Не прошло и часа, как на берегу под пригорком стояла большая палатка, решили разместиться по-походному – ночевать здесь останутся, а уже завтра, налегке, выйдут, как говорил Константин «на объект». Отсюда до горелой пустоши, бывшей когда-то Старым Рыбальем, ходу было около дня, нести с собой много припасов группа не собиралась.
- За два дня, что мы там пробудем, - говорил Константин, собрав группу за дощатым столом под окнами дедовой заимки и разложив карту, - Проведём разведку, составим подробное описание ландшафта. Сегодня рекомендую всем отдохнуть и выспаться. Матвей Захарович баню готовит, нам нужно обеспечить воду – парни, это к нам, берёмся за вёдра. Девочки – на вас питание группы, ужин, и подготовка провианта, что берём с собой, вот список. Распределить вес по членам группы – ответственный Артём.
Алексею ребята понравились, и он невольно «заразился» их энтузиазмом, с интересом слушал рассказы Константина о целях этой их экспедиции и ожидаемых находках.
- Эта земля – она уникальна! - говорил Константин, когда вода на баню была приготовлена, а из трубы вился дымок, - Здесь столько веков жили люди разных народностей и культур, смешиваясь между собой и перенимая обычаи, уклад. Это, конечно, археология изучает, а наша задача – определить доступность, возможность размещения экспедиции, а там уж пусть специалисты решают. Для того он и существует, спортивный туризм!
На небольшой печке, сложенной возле дедова амбара, в алюминиевой кастрюле кипела каша, там заправляли девчата, двор заимки ожил, звенел молодыми голосами.
Вечером, после бани и купания в реке, плотно отужинав, команда была приглашена дедом Матвеем к самовару. На столе появились душистый мёд, и варенье из таёжных ягод, смолистый дух плыл от закопчённой самоварной трубы.
- Ну-кось, туристы, расскажите мне, чего такое вам занадобилось на старой гари? Что за надобность у вас отправиться в те места, которые даже звери стороной обходят?
Константин принялся обстоятельно объяснять деду, используя исторические и археологические термины, рассказывать о важности исследований, о наследии и прочем таком. Упомянул и геологические изыскания - хотя бы поверхностную разведку местности.
Алексей видел, что дед Матвей слушает рассказчика внимательно, но в глазах его поблёскивает тревога. Сам он не знал, что и думать… После того, что с ним приключилось там, на порогах, и потом тоже – с плёнкой его и записью этой… Кто знает, что там вообще происходит, на старой гари? Ведь дед прав – зверь не зря туда не идёт. Может быть, там газ какой-то из-под земли выходит, или ещё какие природные явления, которые так на человеческий организм влияют. Галлюцинации там всякие возникают, головокружение, боль в мышцах и прочее…
Алексей решил поговорить об этом с Константином наедине, чтобы не волновать зря остальных ребят, и… и чтобы Анюта не подумала, что он боится туда идти с ними.
Продолжение здесь.
Все текстовые материалы канала "Сказы старого мельника" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.