Найти в Дзене
Тех Лаб

Фильмы, которые были сняты во время ВОВ.

Оглавление

Кинематограф в годы Великой Отечественной Войны: Искусство, как оружие и источник надежды Война – это не только грохот орудий, кровь и смерть. Это еще и испытание для человеческого духа, требующее колоссальной стойкости, веры в победу и, что немаловажно, сохранения человечности. В самые тяжелые годы Великой Отечественной Войны, когда страна находилась на грани выживания, кинематограф не просто не прекратил свою работу, но и стал мощным оружием в борьбе с врагом, источником надежды и утешения для измученного народа. Всего за военный период было создано около 200 кинолент, каждая из которых, словно маленький осколок зеркала, отражала боль и надежду, героизм и трагедию, любовь и верность тех лет. Начало войны стало тяжелым ударом для советской киноиндустрии. Многие актеры, режиссеры и операторы ушли на фронт, а киностудии оказались под угрозой захвата врагом.

В сентябре 1941 года было принято решение об эвакуации крупнейших киностудий страны – "Мосфильма" и "Ленфильма" – в Алма-Ату, столицу Казахской ССР. Этот город, расположенный вдали от линии фронта, стал временным пристанищем для советского кинематографа. Прибыв в Алма-Ату, кинематографисты столкнулись с серьезными трудностями. Отсутствие привычных условий работы, просторных павильонов и декорационных мастерских создавало огромные проблемы. Однако творческий гений и воля к победе помогли преодолеть все препятствия. В качестве съемочной площадки был приспособлен цирк, где под куполом, среди акробатов и дрессировщиков, рождались будущие шедевры. Выбор Алма-Аты был обусловлен не только ее безопасностью, но и благоприятными климатическими условиями. Город славился большим количеством солнечных дней в году – около 300. Это позволяло проводить большую часть съемок на открытом воздухе, значительно экономя на электроэнергии и ресурсах, которые в военное время были на вес золота. Тематика фильмов, созданных в годы войны, была подчинена одной главной цели – укреплению боевого духа народа, мобилизации всех сил на борьбу с врагом. Киноленты рассказывали о героизме советских солдат, о стойкости тружеников тыла, о любви и верности, прошедших через испытания войной. В фильмах воспевались подвиги, прославлялись идеалы, давалась надежда на скорую победу и мирную жизнь.

-2

Актриса (1942)

-3

Одним из ярких примеров такого кино является фильм "Актриса" (1942). Эта картина, как и многие другие военные фильмы, несла в себе мощный заряд патриотизма и веры в победу. Она показывала, что каждый, независимо от профессии, вносит свой вклад в борьбу с врагом. Актеры, так же как солдаты, медсестры, врачи и генералы, сражались на своем фронте – фронте искусства, поднимая дух людей и вселяя в них надежду. Кинематограф в годы войны понимал свою важную роль в поддержании морального духа нации. Нельзя было просто бросать людей в бой, оперируя лишь военными планами и политическими лозунгами. Необходимо было давать им возможность отдохнуть душой, вспомнить о мирной жизни, о красоте и любви, за которые они и сражались. Именно поэтому в репертуаре военных лет были не только героические драмы, но и комедии, музыкальные фильмы, спектакли.

В шесть часов вечера после войны (1944)

-4

Картина "В шесть часов вечера после войны" (1944) стала настоящим символом надежды для миллионов советских людей. Фильм рассказывал о любви двух молодых людей, разлученных войной, которые договорились встретиться после победы на мосту в Москве ровно в шесть часов вечера. Эта простая, но трогательная история вселяла веру в то, что война закончится, что жизнь вернется в нормальное русло, что любовь и счастье снова станут возможными. Фильм вышел на экраны еще до окончания войны, но многие мечты, показанные в нем, сбылись: весенняя Москва, салют над Кремлем и, конечно же, долгожданная встреча влюбленных.

Она защищает Родину (1943)

-5

Фильм "Она защищает Родину" (1943) рассказывал о трагической судьбе русской женщины, потерявшей на войне мужа и сына. Не сломленная горем, она создает партизанский отряд и начинает мстить врагам за смерть своих близких и за страдания своего народа. Эта картина стала символом мужества и стойкости советских женщин, которые наравне с мужчинами сражались на фронте и в тылу, приближая победу. Трагизм ситуации заключался в том, что исполнительница главной роли, Вера Марецкая, узнала о гибели своего мужа в день премьеры этого фильма… Несмотря на тяжелые времена, кинематографисты находили место и для комедий.

Воздушный извозчик (1943)

-6

Фильм "Воздушный извозчик" (1943) рассказывал о летчике, влюбленном в юную певицу. Родители девушки были против их романа, но война внесла свои коррективы. Во время выполнения задания летчик попадает в сильный туман, и его спасает голос любимой, звучащий по радио. Эта легкая и жизнерадостная комедия дарила зрителям минуты отдыха и отвлекала от ужасов войны. Не забывали кинематографисты и о детях, которые особенно сильно страдали в годы войны.

Жила-была девочка (1944)

-7

Фильм "Жила-была девочка" (1944) стал одним из первых фильмов о блокаде Ленинграда. Картина рассказывала о жизни двух маленьких девочек, которые боролись за выживание в умирающем и холодном городе. Фильм был снят всего через 11 месяцев после прорыва блокады и стал своеобразным памятником мужеству и стойкости ленинградцев. В главной роли снялась Нина Иванова, которая позже прославилась благодаря своей роли в фильме "Весна на Заречной улице". Этот фильм был пронзительным свидетельством трагедии, разыгравшейся в Ленинграде, и напоминанием о цене, которую пришлось заплатить за победу.

Жди меня (1943)

-8

Фильм "Жди меня" (1943), снятый по сценарию Константина Симонова, стал настоящим гимном верности и надежды. Знаменитое стихотворение Симонова, легшее в основу сценария, вселяло в бойцов уверенность в том, что их ждут дома, что любовь и верность помогут им выжить и вернуться с победой. Строчка "Жди меня – и я вернусь" стала своеобразным заклинанием для многих солдат, помогавшим им не сойти с ума на поле боя. Фильм рассказывал о летчике, пропавшем без вести, и о его жене, которая верила в его возвращение и ждала его долгие годы. Война диктовала свои правила, но даже в самые тяжелые времена люди не забывали о смехе.

Свадьба (1944)

-9

Комедия "Свадьба" (1944), снятая по одноименной пьесе Антона Чехова, давала зрителям возможность отвлечься от ужасов войны и посмеяться над знакомыми жизненными ситуациями. Комедийный талант Фаины Раневской, сыгравшей в этом фильме одну из главных ролей, оказался как нельзя кстати, помогая зрителям хотя бы на время забыть о войне и окунуться в мир юмора и сатиры.

Сердца четырех" (1945)

-10

Фильм "Сердца четырех" (1945) был снят еще до войны, но его премьера состоялась только после ее окончания. Изначально фильм был "положен на полку", так как считалось, что во время войны народу нужны более серьезные и вдохновляющие картины. Однако ближе к концу войны, когда люди устали от трагедий и потерь, было решено выпустить эту легкую и жизнерадостную комедию на экраны. Фильм рассказывал о любви, дружбе и о том, что даже в самые трудные времена нужно находить повод для радости и оптимизма.

Кащей Бессмертный (1944)

-11

Георгий Милляр, исполнивший роль Кащея Бессмертного, очень серьезно подошел к созданию образа. Перед началом съемок он посетил несколько московских храмов, чтобы изучить, как художники-иконописцы изображали зло на иконах. Во время работы над фильмом Милляр сильно заболел малярией и сильно похудел, весил всего около 45 кг. Из-за этого он выглядел еще более истощенным и зловещим, что, безусловно, помогло ему вжиться в роль бессмертного злодея.

Радуга (1944)

-12

Фильм "Радуга" был снят по мотивам повести Ванды Василевской. Интересно, что съемки проходили в Ашхабаде, и поскольку снега там не было, для создания зимних сцен использовали соль. Фильм рассказывает трагическую историю украинской партизанки Олёны Костюк, которая подверглась ужасным пыткам от фашистов, но не предала своих товарищей и осталась верной своим убеждениям. Это очень тяжелая и драматичная история о стойкости человеческого духа перед лицом нечеловеческой жестокости.

Кинематограф военных лет стал летописью героизма и мужества советского народа. Эти фильмы не просто развлекали зрителей, они вдохновляли их на подвиги, вселяли в них надежду на победу и помогали им выжить в самые тяжелые времена. Кино стало настоящим оружием, которое вместе с танками и самолетами ковало победу над врагом. И сегодня, спустя десятилетия, эти фильмы остаются важным свидетельством истории, напоминая нам о цене, которую пришлось заплатить за мирное небо над головой. Они учат нас любить свою Родину, ценить мир и помнить о героизме тех, кто отстоял нашу свободу.