Мало того что адски холодно, так ещё и солнце не появляется вообще! Суровые климатические парадоксы глазами норильчан.
Рассказывая про жизнь в Норильске, я, конечно же, не мог не затронуть тему полярных дня и ночи. Очень уж сильное влияние оказывают эти явления на ментальность, восприятие мира и здоровье северян.
Дошло уже до того, что в Норильске сейчас даже стартовала российско-китайская экспедиция, в ходе которой учёные планируют в очередной раз изучить, как экстремальный климат влияет на человека.
Забавно! А я в этом жил с детства и даже внимания особого не придавал. Это уже с возрастом приходит осознание, что условия жизни были, мягко говоря, не самые обычные.
Чтобы лучше понять эти дикие контрасты и потом рассказать вам, я задал вопрос своим друзьям и близким, как они воспринимали (а некоторые живут в этом и поныне, кто остался в Норильске) полярный день и, особенно, полярную ночь? Было ли им тяжело, или, может, напротив, находили в этом какое-то удовольствие?
Что такое ПН и ПД?
Но для начала стоит погрузиться в вопрос и чуточку прочувствовать эти славные природные явления.
Полярная ночь приходит на Север в конце ноября. В течение 45 дней над городом не восходит солнце, совсем. В лучшем случае днём можно поймать кратковременный лёгкий сумрак. И то, это если повезёт с погодой, так как зимы в Норильске настолько суровые, что пятьдесят градусов мороза при полном штиле скорее воспринимаются как «отличная сегодня погода!».
Куда хуже — метель, а то и «чёрная пурга». Второе явление самое неприятное и опасное. Дорогу между районами могут перекрыть, а рабочим приходится добираться до места службы строго колоннами из транспорта.
Помню ситуацию, когда заметало так сильно, что водитель автобуса, открыв двери на остановке и выпустив пассажиров, просто уже не смог закрыть их обратно. Моментально забился снег в салон.
А теперь представьте всё это «счастье» в антураже «вечной» тьмы! Такое вот испытание для организма.
Для красоты и эстетики стоит к этой картине добавить несколько мазков переливающегося северного сияния. Частый ведь гость на Севере. И красивый.
Полярный день — полная противоположность. Солнце не уходит за горизонт более двух месяцев подряд: с середины мая по конец июля. Вроде надо уже ложиться спать, а на улице светло как днём.
Мы с Ксюшей как раз в этом путешествии застали полярный день. Вновь испытал на себе этот заряд: адреналин бьёт как не в себя, спать не хочется вообще, и кажется, что всё по плечу. Настроение выкручено на максимум. Прямо как в детстве. Жить хочется!
Голоса детства и юности
Моё поколение росло среди полярной ночи и полярного дня так же естественно, как среди снега и ветра. Для нас это был фон — ничего экзотического. Мы жили среди этого и воспринимали спокойно, как само собой разумеющееся.
Полярная ночь в юном возрасте казалась даже приятной. Друзья не дадут соврать.
«В детстве любил её, прям нравилось, — начал рассказ мой друг Андрей. — А вот во взрослом возрасте уже труднее переносил. Родители, кстати, никогда на неё внимания не обращали».
Артём добавил: «Для меня при полярной ночи было здорово, особенно когда начинался мороз и появлялось северное сияние».
Тьма не пугала — наоборот, добавляла магии. Мы же только изучали этот мир, а на Севере он вон какой необычный.
С годами же ощущения менялись.
«Переносить полярную ночь во взрослом возрасте уже тяжело, — продолжил Андрей. — Хочется спать больше, настроение падает».
Никита вспомнил, что его мама первые годы тяжело переносила темноту, но потом привыкла. И добавил: «Уж лучше настоящая полярная ночь в Норильске, чем бесконечная питерская серость с ноября по май». Никита много лет живёт в Петербурге, есть с чем сравнить.
Полярный день же почти у всех связан с восторгом.
«Очень любил это время, — вспомнил Андрей. — Это тот недолгий промежуток, когда можно было по-настоящему насладиться солнцем. Помню, приезжие удивлялись, когда ближе к полуночи летом слышали детский смех с площадок — гулять хочется всем».
Никита добавил: «В полярный день легко потерять счёт времени. Засидишься — и вдруг уже утро, пора по делам».
Взгляд старшего поколения
Если для нас, детей Севера, полярные крайности были чем-то естественным, то старшие воспринимали их более сложно.
Я задал тот же вопрос Ирине Николаевне — маме моего школьного друга Артёма. Кстати, с Артёмом мы сидели за одной партой, до сих пор идём по жизни рядом и даже успели породниться: моя супруга Ксюша — его двоюродная сестра. Вот и так бывает.
Ирина Николаевна ответила: «Лет до сорока я, наверное, не ощущала ни полярный день, ни полярную ночь. Мы ведь с севера (с Архангельской области), у нас и так белые ночи. Поэтому ни на мне, ни на муже это особенно не отражалось.
А вот позже я стала чувствовать полярную ночь: появлялась лёгкая нехватка сна, хотелось подольше поспать. А полярный день был радостью. Солнце светит всё время — спать не хочется и настроение отличное».
Она описала момент, который знаком каждому норильчанину:
«Ты садишься в автобус в Талнахе (сегодня — район Норильска), едешь в город и видишь, как солнце медленно-медленно поднимается из-за горизонта. С каждой минутой оно становится всё выше. И кажется, что ты сам вместе с ним распрямляешься, как растение, и начинаешь расти».
Моя мама, Елена Николаевна, вспоминает эти явления чуточку иначе. Для неё полярная ночь — это прежде всего усталость:
«Недостаток солнца, витамин D не усваивается. Всё время клонит в сон. Помню, в праздники мы спали до трёх часов дня. На работе тоже сидишь, стимулируешь себя, чтобы работать. А шахтёрам и того хуже — они ведь и так всё время в темноте. Но спасало то, что в городе всегда было хорошее освещение, лампы горели ярко».
Она напомнила и о детском садике, где нам устраивали «солнечные» процедуры под специальными лампами, чтобы хоть как-то компенсировать нехватку света.
Полярный же день для неё — до сих пор праздник:
«Когда солнце идёт по кругу и не заходит, это неописуемое ощущение. Я поэтому в Петербурге люблю белые ночи. На юге жить не могу: там летом рано темнеет, ночью хоть глаз выколи, а у нас на Севере — красотища».
Но не стоит представлять, что северный город зимой погружается в темноту. Напротив, из-за таких климатических особенностей Норильск освещён так сильно, что скорее создаёт ощущение, будто в городе всю зиму проходит подготовка к празднованию Нового года.
Неспящие в Норильске
В Норильске ведь не бывает «настоящей» ночи в привычном понимании графика работы — ни зимой, ни летом.
Промышленность работает в три смены, рудники и цеха не останавливаются ни на минуту. Город шумит круглые сутки, и, как ни парадоксально, это тоже помогает жителям — создаёт чувство движения и ритма.
В полярную ночь город живёт при свете фонарей, витрин и подсвеченных домов. В пиковые зимние месяцы уличное освещение работает практически без выключения, круглосуточно.
Также в Норильске научились бороться с «визуальной депрессией» полярной ночи. Фасады домов окрашены в яркие цвета, а промышленные здания и трубы подсвечиваются.
Только в последние годы «Норникель» осветил более двадцати индустриальных объектов, а в планах увеличить это число до восьмидесяти. Свет здесь — инструмент выживания.
Вот и получается, что вокруг полной тьмы, арктического холода и экстремальных условий стоит яркий и красивый промышленный город, который светится как новогодняя ёлка, и согревает своим теплом жителей-северян.
Жизнь в нём кипит при любом свете и любой погоде — и в этом есть настоящая сила Севера. Это и помогает справляться с тьмой и не теряться в бесконечном дне, держаться друг за друга и закалять характер. 🐾
__________________
Читайте другие заметки норильского цикла: