На фоне ежедневного спуска в забой полярная ночь и вечная мерзлота уже не кажутся такими суровыми. Поговорили о профессии, отношении к Северу и судьбе норильского горняка.
С Денисом я знаком всю сознательную жизнь. Мы крепко дружим ещё со школы, и если бы тогда или сейчас любого из нашей школьной компании спросили, кто больше всего соответствует образу «настоящего мужчины», все бы не задумываясь указали на него.
Денис всегда был таким: знал цену слову и говорил строго по делу, не боялся труда и уважал его, был олицетворением надёжности и верности. А главное, никогда в нём не было злобы и хитрости по отношению к друзьям и близким.
Судьба сильно раскидала нашу компанию (что не мешает нам общаться и дружить до сих пор), но именно Денис пошёл по стопам наших родителей (многие из нас — дети горняков, и я в том числе) и устроился работать проходчиком на руднике в Норильске.
Когда мы с Ксюшей оказались на Таймыре, то, конечно, остановились не в безликом отеле, а именно у него. И это было настолько душевное времяпрепровождение, насколько даже и помыслить нельзя. Норильско-кубанское гостеприимство — а у Дениса южные корни, — это нечто!
В первый же день я усадил его на кухне и строго поставил перед фактом: «Я должен написать о тебе и твоей важной, но такой опасной и сложной работе». Само собой, он поначалу застеснялся, но вариантов отказаться не было.
Так и появилось на свет это интервью.
К тому же выходит материал в символичное время — меньше недели назад весь Норильск праздновал День шахтёра. Гулял не только город, но и даже немного тундры — у нас умеют отмечать с размахом.
И пусть эта заметка станет небольшой благодарностью людям, которые ежедневно трудятся в шахтах и на рудниках в сложнейших условиях Крайнего Севера, трудятся на всеобщее благо.
Расскажи немного о себе. Как давно ты живёшь в Норильске и как здесь оказался?
Я коренной норильчанин, родился и жил здесь до 2010 года, а потом уехал на Кубань. Пытался там найти достойную работу, но, не сложилось.
Когда появилась возможность вернуться в родные края, я не раздумывал. Отправил резюме на профессию электрогазосварщика и ждал ответа около полугода. Я уже почти смирился с мыслью, что меня не возьмут, но в самый последний момент приглашение всё же пришло. Так я вернулся в Норильск и устроился в «Заполярную строительную компанию».
Проработав несколько месяцев сварщиком, я увидел объявление о наборе на обучение проходчиков. В этой профессии работали отец и брат, поэтому я решил попробовать. Поначалу было тяжело, но я втянулся и по сей день тружусь в этой сфере. И мне это по-настоящему нравится.
Это же опасная и очень сложная профессия. Почему именно проходчик?
Ты не первый, кто это спрашивает. Мой ответ простой: кто-то же должен это делать. Есть люди, которые работают пожарными, служат в полиции — их труд тоже связан с риском.
Почему бы и мне не быть одним из них? Я чувствую, что наша работа полезна для общества и для страны в целом.
Мне нравится моя профессия, но её сложно объяснить словами. Чтобы понять, нужно там побывать. Не все выдерживают, и эту работу нужно именно полюбить. Это дано далеко не каждому.
Как выглядит твой обычный день? И как правильно: рудник или шахта?
В моём случае — рудник «Таймырский», хотя в обиходе для простоты мы называем это шахтой.
День начинается строго по регламенту. Сначала обязательный медосмотр, затем получаем наряд на работу от начальника участка. Он всё подробно объясняет и заносит в книгу нарядов: кто, куда и за что отвечает.
После этого берём инструмент, переодеваемся и спускаемся в шахту. Или, как мы говорим, «в яму».
Только от «Заполярной строительной компании» в одну смену спускается человек 80. И это не считая рудничных рабочих и сотрудников других организаций, которых здесь тоже очень много.
Если бы ты мог что-то изменить в жизни горняков, что бы это было?
Сделал бы наш труд безопаснее, насколько это возможно. И постарался бы наладить отношения между рабочими и руководством. Мне с начальниками повезло, но бывают и самодуры, чьи решения могут привести к печальным последствиям.
Что мотивирует тебя продолжать работать в тяжёлых условиях Крайнего Севера?
Думаю, здесь не нужно долгих объяснений: стабильность, заработок и надежда на достойную пенсию в будущем.
Какие преимущества жизни в Норильске ты видишь? Ты ведь жил на Кубани — почему здесь лучше?
Главное — стабильность, особенно в плане заработка. На Кубани по моей профессии так хорошо не сложилось, хотя я освоил там ещё несколько специальностей. Но там были проблемы с выплатой зарплаты, а здесь я ценю надёжность. Есть десятое и двадцать пятое число — зарплата и аванс. Ты можешь всё потратить до копейки, но твёрдо знаешь, что завтра будут деньги.
А ты любишь Норильск? И за что?
Да, люблю. Наверное, потому, что я здесь родился и это уже часть меня. Можно сказать, этот город внутри меня.
Многие приезжие видят Норильск хмурым и серым. Почему так?
Думаю, они видят лишь внешнюю картинку. А чтобы понять Норильск, нужно увидеть его глубину. Вот даже наш сегодняшний поход (к водопаду Красные камни) — здесь ведь очень красивая природа, но не каждый её замечает. Этот город нужно прочувствовать.
Как северная природа и климат влияют на твою жизнь?
Человек — такое существо, что ко всему привыкает.
Мне всегда казалось, северные люди из-за тяжёлых условий более сплочённые. Это так?
Да, есть такое. В условиях какой-нибудь чёрной пурги люди всегда помогают друг другу.
Какие хобби помогают тебе расслабляться после работы в шахте?
Особого хобби у меня нет. Всё свободное время я посвящаю воспитанию сына, порой занимаемся с ним спортом. Бывают такие смены, что сил просто не остаётся ни на что. Ещё люблю читать исторические книги.
Есть PlayStation 5, но это скорее увлечение сына, а я больше наблюдатель. Хотя в Mortal Kombat за Скорпиона могу ему «надавать по шапке». (Смеётся).
Какие у тебя мечты на ближайшие пять лет?
Мечта у меня одна — воспитать сына правильным человеком. В ближайшие пять лет надеюсь, что он сможет определиться с будущей профессией.
Что бы ты пожелал молодому поколению Норильска?
Жить по справедливости и быть достойными людьми. И ещё — не бояться трудностей. Я заметил, что молодёжь не стремится идти работать в шахту. Не нужно этого бояться.
Если бы ты писал книгу о своей жизни здесь, какой был бы её главный посыл?
Я бы рассказал одну историю. Когда мы приехали в первый отпуск с Севера, соседка спросила у моей жены: «Вы что, уже переезжаете? Наверное, дом покупаете? Вы же на Севере деньги лопатами гребёте».
Мой посыл был бы прост: не верьте стереотипам, будто нам здесь всё легко даётся. А если кто-то так думает, то пусть приезжает и попробует сам погрести.
С какими тремя прилагательными у тебя ассоциируется Норильск?
Красивый, родной и любимый. 🐾
__________________
Читайте другие заметки норильского цикла: