Найти в Дзене

Как учатся дети на Крайнем Севере. Посетил школу в Норильске, в которой когда-то учился сам

20 лет назад я покинул двери этой школы. И вот теперь вернулся с супругой и школьным другом, чтобы снова пройтись по знакомым коридорам, пообщаться с теми, кто когда-то меня учил, и даже самому провести занятия для следующего поколения северян. Ба! Попалась мне в ленте новость со странички родной школы. Смотрю, кого-то напоминает: «В нашей школе в рамках проекта „Классные встречи“ познакомились с выпускником 2005 года Тимуром Угулава». Читаю и улыбаюсь: о-о-о, да это же я! Какие знакомые лица! Это я сейчас, конечно, смеюсь. Я прекрасно помню ту встречу — разве такое забудешь? И для меня это не просто новость в школьной хронике, а поистине событие вселенского масштаба. Говорю без всякой иронии. Планируя возвращение в Норильск спустя двадцать лет, я сразу поставил себе одну из главных целей — попасть в школу № 43, где когда-то учился. Очень хотелось вернуться в своё детство и взглянуть уже взрослыми глазами на место, которое так сильно на меня повлияло и во многом сделало тем, кем я стал
Оглавление

20 лет назад я покинул двери этой школы. И вот теперь вернулся с супругой и школьным другом, чтобы снова пройтись по знакомым коридорам, пообщаться с теми, кто когда-то меня учил, и даже самому провести занятия для следующего поколения северян.

Ба! Попалась мне в ленте новость со странички родной школы. Смотрю, кого-то напоминает: «В нашей школе в рамках проекта „Классные встречи“ познакомились с выпускником 2005 года Тимуром Угулава».

Читаю и улыбаюсь: о-о-о, да это же я! Какие знакомые лица!

Это я сейчас, конечно, смеюсь. Я прекрасно помню ту встречу — разве такое забудешь? И для меня это не просто новость в школьной хронике, а поистине событие вселенского масштаба. Говорю без всякой иронии.

Планируя возвращение в Норильск спустя двадцать лет, я сразу поставил себе одну из главных целей — попасть в школу № 43, где когда-то учился. Очень хотелось вернуться в своё детство и взглянуть уже взрослыми глазами на место, которое так сильно на меня повлияло и во многом сделало тем, кем я стал. Хотя бы минут на 5–10, одним краешком глаза…

Из личного архива, 2003 г. Узнали автора?
Из личного архива, 2003 г. Узнали автора?

Честно говоря, до последнего переживал, что задуманное не получится. Лето, каникулы — а вдруг никого не будет? А если и будут, то, скорее всего, незнакомые люди, для которых я лишь «какой-то выпускник 2005 года».

Поэтому я заранее начал искать контакты учителей, которых помнил, в надежде, что и они смогут узнать меня. Но и помыслить не мог, что эта затея выльется в полноценную экскурсию, душевную встречу с дорогими сердцу учителями и даже в лекцию для юных северян.

«Я смотрю на эти лица…»

Каким же было моё удивление, когда, изучая школьный сайт, я наткнулся на знакомые фотографии и лица. Заворина Белла Станиславовна!

-3

В моей юности она постоянно была в движении: всё время что-то придумывала, организовывала мероприятия, чем-то занимала школьников. Она до сих пор работает в школе?! Заместителем директора по воспитательной работе?! Не может быть!

Из личного архива, 2004 г. Судя по пейзажу за окном — дело идёт к весне.
Из личного архива, 2004 г. Судя по пейзажу за окном — дело идёт к весне.

Листаю дальше. О, Покачалова Людмила Совукатовна! Заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Она вела у нас в старших классах литературу и русский язык. Ничего себе!

Дальше — больше. Даже директор остался неизменным — Вдовин Иван Владимирович. Вот это да! Вот это оплот и фундамент стабильности. Кстати, он иногда вёл физику у нашего класса.

А я-то ещё боялся.

Сразу же написал своему близкому другу Артёму. Мы с ним сидели за одной партой и с тех пор так и продолжаем идти по жизни рядом. Даже умудрились породниться: моя любимая Ксюша — двоюродная сестра Тёмы. Но это совсем другая история.

Из личного архива, 2004 г. Крайний слева — я, крайний справа — Артём Анатольевич.
Из личного архива, 2004 г. Крайний слева — я, крайний справа — Артём Анатольевич.

Скидываю ему ссылку: «Мужик, смотри и узнавай роднулечек!». В итоге весь вечер у нас ушёл на воспоминания и поиск знакомых лиц, и не только среди «старой школы». Оказалось, что кое-кто из нашего выпуска даже вернулся в родную школу уже в качестве учителя.

Из личного архива, 2004 г. Все дружим до сих пор.
Из личного архива, 2004 г. Все дружим до сих пор.

В общем, после такого открытия я напрямую написал Белле Станиславовне, напомнил о себе. И напрасно.

Она и так прекрасно меня помнила и с большой радостью восприняла желание посетить школу. Но поставила условие: раз я такой публичный и активный, то с меня полезная лекция для ТОШевцев. Это такие трудовые отряды школьников, которые летом остаются на Севере и участвуют в жизни и благоустройстве школы.

-7

Узнаю Беллу Станиславовну! Всё обернёт в пользу молодёжи. Конечно же, я с превеликим удовольствием согласился. На том и договорились.

И вот спустя месяц мы стоим втроём у фасада родной школы — я, Ксюша и мой добрый школьный друг Денис. Для него это такое же возвращение в прошлое, как и для меня. А супруге, само собой, было интересно увидеть, где и как я вырос.

-8

Словно и не было этих 20 лет

Школа № 43, где я учился, находится в Талнахе. В мою юность Талнах был отдельным городом, а с 2004-го стал районом Норильска, но из-за удалённости в двадцать километров эта обособленность чувствуется и сегодня.

Наша школа и тогда считалась хорошей, с отличным преподавательским составом.

-9

Но когда мы оказались перед ней спустя двадцать лет, я чуть не ахнул. Казалось бы, типовое северное здание, каких в Норильске десятки. Но наша школа отличилась даже фасадом, что был украшен ярким, красивым муралом.

-10

Здание сразу выделяется из ряда серых корпусов и создаёт особую атмосферу ещё на подходе.

Вошли в школу. И словно переступили через временной портал. Всё такое знакомое и в то же время удивительно маленькое. То, что в детстве воспринималось как огромные коридоры, большой гардероб и широкие лестницы, теперь показалось тесноватым. Но таким родным и уютным. Даже запах, кажется, остался прежним.

-11

Школа, конечно, обновилась: появились новые цвета, другие детали оформления, свежий ремонт. Но дух — тот же самый.

Белла Станиславовна встретила нас радушно, как старых знакомых, словно мы отсутствовали не двадцать лет, а всего пару дней. Я не верю в магию, но она будто совсем не изменилась: та же энергетика, живость и искра в глазах.

-12

В менеджменте есть такое понятие — драйвер. Это человек, который заряжает всю команду своей энергией и ведёт за собой. В детстве мы это просто чувствовали, а теперь пришло осознание: Белла Станиславовна всегда была и остаётся таким драйвером для школы.

Добрая беседа быстро превратилась в полноценную экскурсию. Мы прошли все этажи — с первого до четвёртого. Заглядывали в кабинеты, вспоминали, обсуждали.

-13

И в каждом таком месте чувствовалось, сколько сил, энергии и эмоций вкладывают люди, которые здесь работают. Этот симбиоз учителей и учеников рождает нечто большее, чем просто «место учёбы», — тот самый дух школы, который всё сшивает воедино.

-14

Экскурсия получилась обстоятельной, и о каждом уголке нужно рассказывать отдельно, но заметка тогда разрастётся до неприличных размеров. Поэтому я остановлюсь только на самых ярких моментах.

Традиции и преемственность

Первым делом мы заглянули в спортзал.

-15

Наша школа всегда славилась спортом и остаётся такой до сих пор.

-16

Кубков столько, что для них уже не хватает места, и часть стоит прямо в кабинетах.

-17

На стенде висят рекорды, поставленные ещё в наши годы, и некоторые из них до сих пор никто не смог побить.

Недавно перед школой появилась просто невероятная тренировочная площадка с зоной для отдыха, скейт-парком и даже батутами!

-18
-19

Кайф! Жаль, что в наше время такого не было.

-20
-21

Историю у нас любят не меньше спорта. Например, учитель истории вместе с ребятами создаёт макеты и панорамы знаменитых битв. Это уже не сухие уроки, а настоящее проживание событий через исследование. Кто увлекается моделированием — поймёт, о чём я.

-22

Бережно хранится и память о героях. Уголок, посвящённый Великой Отечественной войне, я помню ещё со своего детства.

-23

Но не забывают и о выпускниках-героях, участников современных конфликтов.

-24

Вообще, чувство преемственности здесь не пустой звук. «Выпустился» не значит «прощай», и школа всегда помнит о своих детях и гордится их успехами.

-25

Традиций у нас много. Ребята регулярно участвуют в олимпиадах. У меня, кстати, до сих пор хранятся сертификаты с математического конкурса «Кенгуру». Помню, как сам участвовал в конкурсе по сборке из конструктора Lego и даже занял первое место. Это всё живёт и поныне.

-26

Появились и нововведения. Например, в 2016 году ввели школьную форму: младшие носят бордовые жилеты с эмблемой, а старшеклассники придерживаются классического стиля.

-27

Есть отдельный стенд с «деревом желаний» — выпускники оставляют там свои мечты, а Белла Станиславовна бережно хранит их, как маленькие обеты на будущее.

В школе очень ценится принцип «делать своими руками». И хотя это не столичная гимназия с суперсовременным оборудованием, здесь постоянно что-то создают и мастерят.

-28

В кабинете Беллы Станиславовны буквально каждая деталь сделана руками учеников.

-29
-30

Как-то ребята даже построили макет деревянной церкви в Талнахе: ходили на замеры, фотографировали, а потом из подручных материалов воссоздали её в миниатюре. Вышло очень красиво.

-31

Напротив библиотеки — пушкинский уголок с расписанными стенами.

-32
-33

Ещё в школе много зелени, северная специфика.

-34

В мою юность на последнем этаже даже была оранжерея, но теперь её закрыли из соображений пожарной безопасности, а растения расселили по этажам. И за ними ведь кто-то ухаживает — это всё живые цветы, не пластик.

-35

Особая гордость — газета «Школьные окна». Она выходит до сих пор.

-36

А начиналось всё с инициативы Назаренко Ольги Павловны, мамы моего школьного товарища Никиты, с которым мы дружим и сегодня. Никита подхватил идею и долгое время администрировал и развивал ресурс. Кстати, его снимок висит здесь же, на стенде.

-37

Преданность традициям чувствуется в каждой мелочи.

И наконец, кульминация экскурсии — встреча с Людмилой Совукатовной. Она тоже очень нам обрадовалась. Мы посидели у неё в кабинете, поговорили, вспомнили одноклассников.

Конечно, было много расспросов: кто где, чем занимается. Очень мило. Понимаешь, что люди, которые десятилетиями работают в одном месте, не могут просто механически выполнять свою работу. Они вкладывают душу — и эта душа потом живёт в каждом ученике.

А после нас ждала ещё одна, финальная и очень яркая часть.

Нашествие зомби и Slipknot

Заключительной точкой нашей экскурсии стал актовый зал. Когда-то именно здесь проходили все самые шумные события школьной жизни, от линеек до дискотек.

-38

Белла Станиславовна даже достала из закромов раритет — первый «пульт» для светомузыки!

-39

Помню, как на школьных дискотеках медляки «Мальчишника» или «Многоточия» перемешивались со слэмом под Slipknot и System of a Down. Мы, дети Севера, всегда любили рок и тяжёлую музыку. Кстати, современные ребята тоже не очень далеко от нас ушли. И молодцы!

А теперь в этом зале я оказался уже в другой роли — не школьника, но «приглашённого взрослого». Как и обещал, провёл воркшоп по нейросетям для трудовых отрядов школьников (ТОШ).

-40

Сначала ребята слушали с осторожностью, но потом включились: мы вместе сочинили историю в духе Николая Васильевича Гоголя (а после и Говарда Лавкрафта) о защите родной школы от нашествия зомби. Нарисовали её в картинках и даже написали по этому сюжету рок-оперу. Огонь!

-41

Это было невероятно мило, душевно и важно для меня — почувствовать, что я могу оставить свой маленький след и дать новому поколению норильчан что-то полезное.

-42

И всё-таки какая классная у меня была школа! Большое спасибо моим учителям и отдельная благодарность Белле Станиславовне. За всё! 🐾

__________________

Читайте другие заметки норильского цикла:

Норильск
5103 интересуются