20 лет назад я покинул двери этой школы. И вот теперь вернулся с супругой и школьным другом, чтобы снова пройтись по знакомым коридорам, пообщаться с теми, кто когда-то меня учил, и даже самому провести занятия для следующего поколения северян.
Ба! Попалась мне в ленте новость со странички родной школы. Смотрю, кого-то напоминает: «В нашей школе в рамках проекта „Классные встречи“ познакомились с выпускником 2005 года Тимуром Угулава».
Читаю и улыбаюсь: о-о-о, да это же я! Какие знакомые лица!
Это я сейчас, конечно, смеюсь. Я прекрасно помню ту встречу — разве такое забудешь? И для меня это не просто новость в школьной хронике, а поистине событие вселенского масштаба. Говорю без всякой иронии.
Планируя возвращение в Норильск спустя двадцать лет, я сразу поставил себе одну из главных целей — попасть в школу № 43, где когда-то учился. Очень хотелось вернуться в своё детство и взглянуть уже взрослыми глазами на место, которое так сильно на меня повлияло и во многом сделало тем, кем я стал. Хотя бы минут на 5–10, одним краешком глаза…
Честно говоря, до последнего переживал, что задуманное не получится. Лето, каникулы — а вдруг никого не будет? А если и будут, то, скорее всего, незнакомые люди, для которых я лишь «какой-то выпускник 2005 года».
Поэтому я заранее начал искать контакты учителей, которых помнил, в надежде, что и они смогут узнать меня. Но и помыслить не мог, что эта затея выльется в полноценную экскурсию, душевную встречу с дорогими сердцу учителями и даже в лекцию для юных северян.
«Я смотрю на эти лица…»
Каким же было моё удивление, когда, изучая школьный сайт, я наткнулся на знакомые фотографии и лица. Заворина Белла Станиславовна!
В моей юности она постоянно была в движении: всё время что-то придумывала, организовывала мероприятия, чем-то занимала школьников. Она до сих пор работает в школе?! Заместителем директора по воспитательной работе?! Не может быть!
Листаю дальше. О, Покачалова Людмила Совукатовна! Заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Она вела у нас в старших классах литературу и русский язык. Ничего себе!
Дальше — больше. Даже директор остался неизменным — Вдовин Иван Владимирович. Вот это да! Вот это оплот и фундамент стабильности. Кстати, он иногда вёл физику у нашего класса.
А я-то ещё боялся.
Сразу же написал своему близкому другу Артёму. Мы с ним сидели за одной партой и с тех пор так и продолжаем идти по жизни рядом. Даже умудрились породниться: моя любимая Ксюша — двоюродная сестра Тёмы. Но это совсем другая история.
Скидываю ему ссылку: «Мужик, смотри и узнавай роднулечек!». В итоге весь вечер у нас ушёл на воспоминания и поиск знакомых лиц, и не только среди «старой школы». Оказалось, что кое-кто из нашего выпуска даже вернулся в родную школу уже в качестве учителя.
В общем, после такого открытия я напрямую написал Белле Станиславовне, напомнил о себе. И напрасно.
Она и так прекрасно меня помнила и с большой радостью восприняла желание посетить школу. Но поставила условие: раз я такой публичный и активный, то с меня полезная лекция для ТОШевцев. Это такие трудовые отряды школьников, которые летом остаются на Севере и участвуют в жизни и благоустройстве школы.
Узнаю Беллу Станиславовну! Всё обернёт в пользу молодёжи. Конечно же, я с превеликим удовольствием согласился. На том и договорились.
И вот спустя месяц мы стоим втроём у фасада родной школы — я, Ксюша и мой добрый школьный друг Денис. Для него это такое же возвращение в прошлое, как и для меня. А супруге, само собой, было интересно увидеть, где и как я вырос.
Словно и не было этих 20 лет
Школа № 43, где я учился, находится в Талнахе. В мою юность Талнах был отдельным городом, а с 2004-го стал районом Норильска, но из-за удалённости в двадцать километров эта обособленность чувствуется и сегодня.
Наша школа и тогда считалась хорошей, с отличным преподавательским составом.
Но когда мы оказались перед ней спустя двадцать лет, я чуть не ахнул. Казалось бы, типовое северное здание, каких в Норильске десятки. Но наша школа отличилась даже фасадом, что был украшен ярким, красивым муралом.
Здание сразу выделяется из ряда серых корпусов и создаёт особую атмосферу ещё на подходе.
Вошли в школу. И словно переступили через временной портал. Всё такое знакомое и в то же время удивительно маленькое. То, что в детстве воспринималось как огромные коридоры, большой гардероб и широкие лестницы, теперь показалось тесноватым. Но таким родным и уютным. Даже запах, кажется, остался прежним.
Школа, конечно, обновилась: появились новые цвета, другие детали оформления, свежий ремонт. Но дух — тот же самый.
Белла Станиславовна встретила нас радушно, как старых знакомых, словно мы отсутствовали не двадцать лет, а всего пару дней. Я не верю в магию, но она будто совсем не изменилась: та же энергетика, живость и искра в глазах.
В менеджменте есть такое понятие — драйвер. Это человек, который заряжает всю команду своей энергией и ведёт за собой. В детстве мы это просто чувствовали, а теперь пришло осознание: Белла Станиславовна всегда была и остаётся таким драйвером для школы.
Добрая беседа быстро превратилась в полноценную экскурсию. Мы прошли все этажи — с первого до четвёртого. Заглядывали в кабинеты, вспоминали, обсуждали.
И в каждом таком месте чувствовалось, сколько сил, энергии и эмоций вкладывают люди, которые здесь работают. Этот симбиоз учителей и учеников рождает нечто большее, чем просто «место учёбы», — тот самый дух школы, который всё сшивает воедино.
Экскурсия получилась обстоятельной, и о каждом уголке нужно рассказывать отдельно, но заметка тогда разрастётся до неприличных размеров. Поэтому я остановлюсь только на самых ярких моментах.
Традиции и преемственность
Первым делом мы заглянули в спортзал.
Наша школа всегда славилась спортом и остаётся такой до сих пор.
Кубков столько, что для них уже не хватает места, и часть стоит прямо в кабинетах.
На стенде висят рекорды, поставленные ещё в наши годы, и некоторые из них до сих пор никто не смог побить.
Недавно перед школой появилась просто невероятная тренировочная площадка с зоной для отдыха, скейт-парком и даже батутами!
Кайф! Жаль, что в наше время такого не было.
Историю у нас любят не меньше спорта. Например, учитель истории вместе с ребятами создаёт макеты и панорамы знаменитых битв. Это уже не сухие уроки, а настоящее проживание событий через исследование. Кто увлекается моделированием — поймёт, о чём я.
Бережно хранится и память о героях. Уголок, посвящённый Великой Отечественной войне, я помню ещё со своего детства.
Но не забывают и о выпускниках-героях, участников современных конфликтов.
Вообще, чувство преемственности здесь не пустой звук. «Выпустился» не значит «прощай», и школа всегда помнит о своих детях и гордится их успехами.
Традиций у нас много. Ребята регулярно участвуют в олимпиадах. У меня, кстати, до сих пор хранятся сертификаты с математического конкурса «Кенгуру». Помню, как сам участвовал в конкурсе по сборке из конструктора Lego и даже занял первое место. Это всё живёт и поныне.
Появились и нововведения. Например, в 2016 году ввели школьную форму: младшие носят бордовые жилеты с эмблемой, а старшеклассники придерживаются классического стиля.
Есть отдельный стенд с «деревом желаний» — выпускники оставляют там свои мечты, а Белла Станиславовна бережно хранит их, как маленькие обеты на будущее.
В школе очень ценится принцип «делать своими руками». И хотя это не столичная гимназия с суперсовременным оборудованием, здесь постоянно что-то создают и мастерят.
В кабинете Беллы Станиславовны буквально каждая деталь сделана руками учеников.
Как-то ребята даже построили макет деревянной церкви в Талнахе: ходили на замеры, фотографировали, а потом из подручных материалов воссоздали её в миниатюре. Вышло очень красиво.
Напротив библиотеки — пушкинский уголок с расписанными стенами.
Ещё в школе много зелени, северная специфика.
В мою юность на последнем этаже даже была оранжерея, но теперь её закрыли из соображений пожарной безопасности, а растения расселили по этажам. И за ними ведь кто-то ухаживает — это всё живые цветы, не пластик.
Особая гордость — газета «Школьные окна». Она выходит до сих пор.
А начиналось всё с инициативы Назаренко Ольги Павловны, мамы моего школьного товарища Никиты, с которым мы дружим и сегодня. Никита подхватил идею и долгое время администрировал и развивал ресурс. Кстати, его снимок висит здесь же, на стенде.
Преданность традициям чувствуется в каждой мелочи.
И наконец, кульминация экскурсии — встреча с Людмилой Совукатовной. Она тоже очень нам обрадовалась. Мы посидели у неё в кабинете, поговорили, вспомнили одноклассников.
Конечно, было много расспросов: кто где, чем занимается. Очень мило. Понимаешь, что люди, которые десятилетиями работают в одном месте, не могут просто механически выполнять свою работу. Они вкладывают душу — и эта душа потом живёт в каждом ученике.
А после нас ждала ещё одна, финальная и очень яркая часть.
Нашествие зомби и Slipknot
Заключительной точкой нашей экскурсии стал актовый зал. Когда-то именно здесь проходили все самые шумные события школьной жизни, от линеек до дискотек.
Белла Станиславовна даже достала из закромов раритет — первый «пульт» для светомузыки!
Помню, как на школьных дискотеках медляки «Мальчишника» или «Многоточия» перемешивались со слэмом под Slipknot и System of a Down. Мы, дети Севера, всегда любили рок и тяжёлую музыку. Кстати, современные ребята тоже не очень далеко от нас ушли. И молодцы!
А теперь в этом зале я оказался уже в другой роли — не школьника, но «приглашённого взрослого». Как и обещал, провёл воркшоп по нейросетям для трудовых отрядов школьников (ТОШ).
Сначала ребята слушали с осторожностью, но потом включились: мы вместе сочинили историю в духе Николая Васильевича Гоголя (а после и Говарда Лавкрафта) о защите родной школы от нашествия зомби. Нарисовали её в картинках и даже написали по этому сюжету рок-оперу. Огонь!
Это было невероятно мило, душевно и важно для меня — почувствовать, что я могу оставить свой маленький след и дать новому поколению норильчан что-то полезное.
И всё-таки какая классная у меня была школа! Большое спасибо моим учителям и отдельная благодарность Белле Станиславовне. За всё! 🐾
__________________
Читайте другие заметки норильского цикла: