Каждый музыкант, который когда-либо выкручивал ручку усилителя на максимум, в долгу у Black Sabbath. От Iron Maiden и Metallica до любой стоунер- или дум-группы — их музыка так же важна, как кислород. Но за годы у них появились и более необычные поклонники. И одним из самых заметных был покойный музыкальный гений и лидер The Mothers of Invention Фрэнк Заппа.
Неожиданный поклонник
Заппа, умерший в 1993 году, был маловероятным фанатом Sabbath. Его собственная музыка была сложной, вызывающей смесью высокого искусства и сатиры. Но он также был ценителем прямолинейного хард-рока, и среди групп, которые он искренне и без иронии любил, были AC/DC и особенно Black Sabbath.
В середине 70-х Заппа называл своей любимой песней Sabbath "Supernaut" (1972). «Мне она нравится, потому что я считаю ее прототипом определенного музыкального стиля, и думаю, что она хорошо сделана», — говорил он. Позже он изменил свое мнение, назвав фаворитом "Iron Man": «Вы шутите? "Iron Man"! Это произведение искусства».
Оззи готовит кулаки
Чувства были в основном взаимными. Гизер Батлер, в частности, был большим поклонником The Mothers of Invention, называя их «огромным музыкальным и лирическим вдохновением».
А вот Оззи Осборн был настроен более скептически. Sabbath узнали о том, что Заппа их фанат, во время тура по США в 1974 году. Обе стороны остановились в одном отеле в Чикаго, и Заппа пригласил британскую группу к себе в номер. Оззи был настолько подозрителен, что готовился к физической стычке.
«Я не мог в это поверить, — вспоминал Оззи. — Я думал, он просто издевается над нами. В то время все эти "прогрессивные" музыканты смотрели на нас свысока. Поэтому я сказал нашему тур-менеджеру: "Я собираюсь подняться к нему. Если я не вернусь через час, вызови копов. А если этот ублюдок начнет надо мной смеяться, я его вырублю"».
Вечеринка с шампанским, вагинами и клизмами
Реальность оказалась совершенно иной. Заппа был не только идеальным хозяином, но и, как выяснилось, искренним поклонником Sabbath.
«Мы поднялись к нему в номер, и он был так гостеприимен, — говорил Оззи. — Он действительно был рад нас видеть».
Гизер Батлер в своей биографии "Into The Void" вспоминал тот вечер в ярких деталях:
«Мы так хорошо поладили, что он пригласил нас на свой день рождения, и это была самая странная вечеринка, на которой я когда-либо был. Когда мы вошли в ресторан, Заппа и его группа сидели за большим столом. А на столе были все эти праздничные торты в форме вагин. Один из тортов представлял собой целую женщину, из которой насосом качали шампанское... Если этого было недостаточно странно, внезапно вошла толпа голых девушек и начала делать стойки на руках у стены, после чего Заппа подошел к ним и сделал им клизмы с шампанским. Я говорю, что это было странно, но, вероятно, для вечеринки Фрэнка Заппы это было в порядке вещей».
Несостоявшийся джем и укрощение толпы
Эта странная дружба продолжалась все 70-е. В 1976 году Заппа был очень близок к тому, чтобы поджемовать с Sabbath на сцене Madison Square Garden в Нью-Йорке.
«Они должны были позвонить и сказать, во сколько у них саундчек, но, видимо, его не было, — вспоминал Заппа. — Я приехал на шоу, и они спросили: "Что будешь играть?" и даже поставили для меня мини-стену из "Маршаллов". Я ответил: "Черт, я не выйду на сцену, не зная, как это будет звучать". Я сказал, что просто посмотрю шоу».
Но вечер для Заппы не прошел даром. Из-за технических проблем с гитарой Тони Айомми выступление Sabbath задерживалось, и они попросили Фрэнка выйти на сцену и успокоить разгоряченную публику. Что он и сделал, объявив со сцены, что «у рок-н-ролльного подросткового комбо Black Sabbath небольшие проблемы», и попросив фанатов немного потерпеть. Когда группа наконец вышла, именно Заппа их представил, а затем «сел сбоку от сцены, рядом с апельсиновым соком Оззи, и просто дивился».
Карри, стейк и конец дружбы?
Их пути пересекались и позже. Когда Заппа играл в родном городе Sabbath, Бирмингеме, он спросил Оззи, где можно поесть.
«Я сказал ему: "В такое время — только в индийском заведении на Бристоль-стрит, но я не рекомендую", — писал Оззи в автобиографии. — Фрэнк пожал плечами: "О, сойдет". Так что мы все пошли в эту сомнительную индийскую забегаловку... Я сказал Фрэнку, что единственное, что ему ни в коем случае не стоит заказывать, — это стейк. Он кивнул, посмотрел в меню и заказал стейк. Когда его принесли, я просто сидел и смотрел, как он пытался его съесть».
Эта история — идеальное отражение их отношений: два гения из совершенно разных миров, которые, несмотря на все различия, испытывали друг к другу искреннее уважение и любопытство. Оззи, который готовился к драке, в итоге стал свидетелем сюрреалистичных вечеринок и даже пытался уберечь авангардиста Заппу от плохого стейка. В этом и заключается магия рок-н-ролла.