Концерт любимой группы. Тысячи людей, объединённых одной музыкой. Это должно быть самое безопасное и волшебное место на земле. Но в последнее время сцена всё чаще превращается в линию фронта. Артисты уворачиваются от летящих телефонов, украшений и... мешочков с прахом.
Что это? Нелепая мода или симптом чего-то более пугающего? Мы решили провести расследование и выяснить, почему «любовь» фанатов становится опасной, и когда эта грань была перейдена впервые.
1. Это новая проблема? Почему в артистов вдруг полетели вещи?
Кажется, что в последние годы это стало эпидемией. Тейлор Свифт умоляет фанатов не кидать подарки на сцену, потому что это опасно для танцоров. В Гарри Стайлса летит неизвестный предмет. Певице Bebe Rexha разбивают лицо телефоном. А рок-звезде Pink прямо на сцену прилетает... мешочек с прахом покойной матери её фанатки и гигантская головка сыра Бри.
Что происходит? Психологи называют это эффектом «парасоциальных отношений». Из-за соцсетей фанатам кажется, что они знают своего кумира лично. Они видят его завтраки, его собаку, его переживания. Эта иллюзия близости рождает чувство, что они имеют право на «настоящее» взаимодействие. Брошенный на сцену предмет — это отчаянная попытка прорваться через невидимую стену и получить ответную реакцию. Заставить звезду заметить ТЕБЯ.
Но эта тревожная тенденция — лишь верхушка айсберга. Раньше всё было гораздо хуже.
2. А если это не просто предмет, а прямое насилие? Когда «любовь» впервые стала оружием?
Представьте себе 1977 год. Группа Aerosmith на пике славы выходит на бис перед 18-тысячной толпой. В этот момент один из «поклонников» бросает на сцену петарду M-80. Взрыв. Фронтмену Стивену Тайлеру обжигает роговицу глаза, а гитаристу Джо Перри осколок разрывает артерию на руке. Музыкантов увозят в реанимацию.
Группа была в ярости и несколько лет отказывалась возвращаться в этот город. Когда они всё же вернулись, история повторилась: в Тайлера полетела бутылка, осколки стекла впились ему в лицо. Музыканты бросили инструменты и уехали прямо посреди концерта, наблюдая, как к стадиону стягиваются отряды спецназа для подавления беспорядков.
Или история Дэвида Боуи. 2004 год, Норвегия. Кто-то из толпы бросает леденец на палочке. И попадает Боуи прямо в глаз. Палочка застревает в глазнице. После того, как техник вытащил её, разъярённый Боуи прокричал в толпу: «Я найду тебя, ублюдок!». А потом, как истинный герой, отыграл весь концерт до конца.
Это уже не «желание быть замеченным». Это прямое нападение.
3. Каковы реальные последствия? Неужели один фанат может разрушить карьеру?
В 1971 году, в Лондоне, во время концерта на сцену выбежал парень и столкнул Заппу в оркестровую яму с бетонным полом.
«Моя голова болталась на плече, шея была согнута, будто сломана, — вспоминал Заппа. — Группа думала, что я мёртв».
Последствия были ужасны: перелом ноги и ребра, травма позвоночника, раздробленная гортань и парализованная рука. Заппа провёл полгода в инвалидном кресле. Его голос навсегда стал ниже, а одна нога — короче другой. Нападавший, который приревновал к Заппе свою девушку, получил всего год тюрьмы. А музыкант так и не оправился до конца жизни.
Или Ноэл Галлахер из Oasis. 2008 год, Торонто. Пьяный фанат прорвался на сцену и с силой толкнул гитариста на пол. Галлахер доиграл концерт, а в больнице выяснилось, что у него сломаны три ребра. Из-за травмы пришлось отменить тур, а сам Ноэл позже признался, что боль от повреждённых рёбер преследует его до сих пор.
Один безумный поступок. Искалеченная жизнь. Сорванные туры. Миллионные убытки. Вот реальная цена такой «любви».
4. Так что же это в итоге: странный способ внимания или реальная угроза?
Ответ очевиден. Хотя некоторые случаи кажутся абсурдными (привет, головка сыра!), грань между глупостью и трагедией невероятно тонка. Каждый брошенный предмет, каждый прорыв на сцену может закончиться не просто отменой концерта, а смертью.
И самый страшный пример — это Даймбэг Даррелл, гитарист Pantera. В 2004 году его прямо во время концерта застрелил «фанат».
История Даймбэга — это жуткое напоминание всем. Музыкант на сцене — не божество и не ваша собственность. Он — человек на своей работе. И он, как и любой из нас, имеет право вернуться с неё домой живым и невредимым. Эта простая истина, кажется, становится всё менее очевидной. И это — самая пугающая музыкальная тенденция нашего времени.