Почему место, где начинается Россия, носит название мыс Немецкий - вопрос открытый. На этот счёт у краеведа Михаила Орешеты есть соответствующая запись.
Мыс Немецкий - довольно распространенное для Севера название. В старину "немцами" называли всех иноземцев. Возможно, на мысу некоторое время жили шведы или датчане.
Далее краевед упоминает, что царский посол Григорий Истома, ходивший в 1496 году по Студёному морю (Северному Ледовитому океану), где-то в этих местах видел то ли крепость, то ли сторожевую избу, где "короли норвежские содержали ратных людей для защиты границь". В общем, кто на краю Земли за столетия только не отирался.
Тут и сейчас довольно людно. Ещё теплится жизнь в посёлке Вайда-Губа, кто-то работает на маяке, кто-то - на метеостанции. Есть признаки обитания тут военных. На берегу то там, то сям - автомобили, прикатила большая группа на квадриках.
Осмотрели здание старого маяка. Превозмогая страх высоты поднялась по подгнившим деревянным ступенькам наверх, зорко следя, чтобы было на кого если что падать. Старый маяк стоит чуть на холме, из его пустых окон открывается вид на новый маяк. Совсем рядом.
Паркуемся и лезем на выдающийся в море каменный мыс. Наверное, во время прилива он и вовсе превращается в остров, а сейчас спокойно проходим, не замочив ног. Тут надо смотреть в оба: горная порода вздыбилась под углом, расслоилась и щерится миллионом тонких пластинок. Они кажутся очень хрупкими. Но вот я наступаю - и ничего не происходит. Удивляюсь, прыгаю с камня на камень.
Всей командой собрались на краю. Фотки, беззаботность, тосты. Дима дурным голосом напевает главную песню фильма "Достучаться до небес", я подвываю. В какой-то момент толчок изнутри: всё, пора обратно.
Ржавый кораблик в губе Вайда, лежащий на мели, к моему разочарованию, проезжаем мимо. Народ уже голодный и торопится найти место ночёвки. Заброшенные дома в посёлке тоже не осматривали (тут без разочарования).
Между тем на Вайда-Губу стоило уделить побольше времени. Уже дома, читая книгу Орешеты, я поняла, что тут мы проехали и мимо древнего лопарского колодца, и мимо могильника каменного века с площадкой, подходящей для танцев шамана, и мимо загадочных камней, сложенных по всему полуострову в виде креста. В XIX и первой половине ХХ века тут вообще кипела жизнь: на рубеже веков норвежский воротила из Вадсё организовал жиротопное предприятие, заимел целую флотилию из шести судов и постепенно стал местным королём; в годы Гражданской войны немецкая подводная лодка потопила норвежские парусники и торпедировала наш пароход "Фёдор Чижов". Затем новая власть проложила границу так, что финнам отошла почти вся Вайда-Губа, но никто в послереволюционной неразберихе этого особо и не заметил. Потом забрали обратно - В общем, интереснейшие места. Подробнее можно почитать в первоисточнике.
Но чего теперь локти кусать? Перед нами мыс Кекурский.
Кекурский - это чёрные отвесные скалы с отрицательным углом, местами укрытые тундровым ковром. Дорога проходит между ними и тянется на восточную часть полуострова. Туда мы не поедем, чтобы, по выражению Димы, "не остаться без колёс". Это царство тонких и острых камней, которые разрезают покрышки, как бритвы. Поднялись повыше, немного осмотрелись, да и погнали дальше. В качестве места ночёвки мыс был отвергнут как слишком людный.
Дима предложил ехать ночевать в Скорбеевку. Там просторно. Ненадолго упускаем из вида берег океана и углубляемся в тундру.
Скорбеевка - такое название носят губа, речка и посёлок-брошенный военный гарнизон (кстати, в отношении реки и губы правильнее писать "Скорбеевская"). Первым из этой триады на нашем пути встал посёлок.
Продолжение следует...
В прошлых сериях: