Найти в Дзене

Соляной промысел на Руси и Соляной рыбный двор в Москве

Соляной промысел был широко распространен еще в 12 веке и был одним из важнейших в древней Руси. Торговля солью издревле приносила доход князьям, поэтому их всегда интересовала техника солеварения. В закладной 13 или 14 века указывается способ добывания рассола: «А что есть на бору колодезь солоной, от а колодезь... истьцистити». О Старой Руссе под 1363 годом летописец указывает: «На Рухе поставиша две варницы соль варити». Не позже 14 века начинают развивать солеварение и московские князья. В духовной великого князя Ивана Калиты (1332 год) говорится о соляных колодцах и варницах в Соли Галицкой. Упоминаются они в духовных Дмитрия Донского и его сына Юрия Дмитриевича.
В 1391 году владел там же варницами Троице-Сергиев монастырь, а в начале 15 века и Симонов монастырь.
В жалованной грамоте 1450 года великой княгини Марии Ярославны Чухломскому Покровскому монастырю упоминается варница, да полварницы на великом колодезе, «да в иных варницах три четвертинки». На русском Севере соль полу

Соляной промысел был широко распространен еще в 12 веке и был одним из важнейших в древней Руси. Торговля солью издревле приносила доход князьям, поэтому их всегда интересовала техника солеварения. В закладной 13 или 14 века указывается способ добывания рассола:

«А что есть на бору колодезь солоной, от а колодезь... истьцистити».

О Старой Руссе под 1363 годом летописец указывает:

«На Рухе поставиша две варницы соль варити».

Не позже 14 века начинают развивать солеварение и московские князья. В духовной великого князя Ивана Калиты (1332 год) говорится о соляных колодцах и варницах в Соли Галицкой. Упоминаются они в духовных Дмитрия Донского и его сына Юрия Дмитриевича.

В 1391 году владел там же варницами Троице-Сергиев монастырь, а в начале 15 века и Симонов монастырь.


В жалованной грамоте 1450 года великой княгини Марии Ярославны Чухломскому Покровскому монастырю упоминается варница, да полварницы на великом колодезе, «да в иных варницах три четвертинки».

На русском Севере соль получали из морской воды, а на северо-востоке добывались подземные соляные воды. Рассол обогащался вымораживанием или выстаиванием (испарением), а затем вываривался на железных сковородах (цренах) или в больших котлах (салгах). Колодцы делались рытые, а при глубоком залегании — буровые.

0 Каме, где солеварение производилось еще в 15 веке переселенцами из северной и отчасти центральной Руси, в актах начала 17 столетия упоминаются «трубы рассольные старые, около Орлова городка да трубы в самом Орле». Эти «старые трубы» исследователи относят ко времени до середины 16 века.

Строгановы устроили соляной промысел в 25—30 км от Соликамска в 1564 году. Глубина буровых скважин («труб») доходила до 117 метров.

Профиль и план соляной варницы XVII века.
Профиль и план соляной варницы XVII века.

Едва ли не самыми обширными в этот период были Тотемсхие соляные промысла. В 1576 году, например, в Спасо-Суморином монастыре было 4 трубы и 1 колодец. Имели их также другие монастыри и посадские люди. В Писцовой книге 1687 года показано на Тотемских промыслах брошенных с давних лет «труб» более 100, бездействующих — 5 и 1 соляной колодец. Глубина этих старых «труб» доходила до 192 метров. О некоторых из них акты имелись более чем за 150 лет.

Делались буровые скважины и в 17 веке. Так, в Негле Верхотурского уезда «солозар Ворошилко Власьев с трубным да цренным мастером в 1601 году трубы гнел и росолу сыскивал и садил 4 трубы».

В конце 16 или начале 17 века имеется уже рукописное техническое руководство «Роспись, как зачат делат новая труба на новом месте». Она подробно освещает, как бурить скважины для получения рассола, какой применять инструмент, как брать пробу, вести записи.



«Заставит хозяин желонкой ходить на том пятнике и станет имать желонкой росол снизу и до верху; да на том же пятнике в разных саженях и росол станет откушевать, да только верхней плоше; станет у тебя спрашивать, колько сажен или аршин и четвертей или вершков, а ты только не помниш что сказать, то деется забыть или залинился написать или по стене зарубить, то есть не мастер».

В этой рукописи встречается 128 технических и специальных выражений, исключительно русских. Документ этот свидетельствует о самобытном происхождении бурения на Руси, которое развила Москва.

Солью промышляли и царь, и патриарх, и обычные купцы. Владел соляными варницами московский гость Василий Шорин. Патриарх Никон в 1654 году велит архимандриту Иверского монастыря Дионисию исследовать соляной ключ в селе Яжельбицах:

«и взять трубного мастера, и с тем трубным мастером съездить тебе, келарю, самому, или казначею, и досмотреть варничного места и варничных труб и соляного ключа, и отведать, велеть поварить в железном горшке, можно ли быть росолу: да будет мочно варнице бысть, и вы б на варничные трубы велели готовить лес, да о том о всём для ведома отписали к нам, к Москве, и росолу того ключа прислать в сосудце».

В 1666 году Никон пишет тому же монастырю о постройке новой соляной варницы в Старой Руссе и о розыске других соляных ключей. При этом ведется обсуждение конкретных технических вопросов:

«и тот соляного промыслу мастер, осмотря соляного росолу и трубы, где преж сего ставил промышленник Сава Красной, сказал вам, что он-де Сава не узнал й слои прошел, а тут-де росол слоевой, а не ключевой».

Таким образом, различались гидрогеологические условия залегания подземных вод. Буровая скважина была сделана неглубокой («поставили трубу в землю сажени с полторы»). Было произведено опытное выпаривание рассола, и образец соли в запечатанном мешочке послали патриарху. Тот «благословил» «у тое последние трубы варница поставить, и завод завести против староруского», велел «сыскать соляных родников накрепко всякими сыски», да заговорил об «оброке в 500 рублёв».

Даниловский соляной завод вблизи речки Ишни (чертёж XVII века)
Даниловский соляной завод вблизи речки Ишни (чертёж XVII века)

Все эти соляные промысла находились далеко от Москвы. Поэтому замыслили новое дело: варить соль в самой Москве. В 1665—1666 годах соляным промыслом начинает ведать Тайный приказ. Воеводе Соли Галицкой, издревле занимавшейся солеварением, было указано прислать в Москву «солеварного дела поваров, подварков, садилыциков, водоливов по 2 человека». После прибытия эти люди были посланы в Переяславль Залесский и Ростов, куда из Москвы были также отправлены «трубники» (буровые мастера) под начальством подьячего Тайного приказа А.Афанасьева и стрелецкого головы П. Лопухина «для соляного варения».

Заведующему этими промыслами приказывалось «доискиватца соляного росолу... в старых соляных засыпанных колодцах и трубах», т. е. вести разведку, используя заброшенные соляные колодцы и буровые скважины.

Вместе с тем он и А. Афанасьев обязаны были сообщать в Москву, «сколько на Переяславских и Ростовских варницах соли и почем пуд ставитца и сколко дров в покупке на лицо и почем в тех городех соль ценою купят, и вновь в Ростове трубы и лари ставят ли, и сколко поставлено и сколь глубоко в землю впущено, и сколко в котором месте цренов соль варят, и по сколку пуд в сутки выходит — о том о всем отписать», т. е. требовались основные производственные данные. Но вместе с тем Тайный приказ интересовался и техникой солеварения. Он велит руководителям промыслов при поездках в Москву брать с собой «трубных мастеров» и «объявлять их в приказе». Желание непосредственно ознакомиться с мастерами, узнать у них особенности добывания рассола и выварки соли, учесть их производственный опыт было связано с практической задачей. Как это ни удивительно для нас теперь, тогда решили в Москве устроить «соляные заводы». Причиной является то, что в те времена пуд соли в Москве стоил 20 копеек при цене её на Каме 1 1/2 копейки за пуд. Солеварение вообще было весьма выгодным производством благодаря обилию леса.

К сожалению, никаких соляных источников и озёр в Москве не было. Пришлось организовать бурение для получения подземных соляных вод. В этих целях в 1667 году начато бурение в поле вблизи Новодевичьего монастыря, в 1668 году — в Хамовниках и несколько позже — под селом Коломенским. Характер этих работ можно установить только на основе всего излагаемого ниже материала, так как во всех документах того времени речь идет о «соляных заводах».

На соляных заводах были трубные мастера — Фаддей Голышов, да сын его Герасимка. Первый получал 2 алтына, второй —по 8 денег на день.

В январе 1669 года имелось 24 рабочих, делившихся пополам на две смены. Дневные рабочие получали по 10 денег, а ночные — по 11 денег.

Был также кузнец, оплачивавшийся по 10 денег. Круглосуточно велись работы по бурению колодца.

Ещё в сентябре 1668 года на работы получено из Оружейного приказа «на снасти» 10 пудов железа круглого, 10 досок цренных, весу в них 3 пуда, т. е. кузнец готовил буровой инструмент, штанги и клепал заблаговременно црен. Так как имела место выплата 5 рублей «работникам за работу, что вертят трубы однодеревку», то можно сделать вывод также о ведшемся там сверлении деревянных обсадных труб.

Но, очевидно, последняя работа шла неудовлетворительно, и на промысла в Ростов была послана обстоятельная грамота с повелением прислать в Москву «5 дерев, которые изготовлены к Ростовским варницам... ныне по зимнему пути». При этом приказывалось для последних взять столько же или больше «дерев» в Буй-городке или в других местах и доставить к Ростовским варницам по зимнему пути, «чтоб за трубами соляному заводу простою не было», т. е. речь идет о буровых обсадных трубах, которые нужны были для соляных скважин на Девичьем поле.

Это подтверждается и тем, что при передаче в 1676 году солеварения в ведение приказа Большого Двора были названы «да заводы соляные на Москве под Хамовниками у Москвы-реки, под Новодевичъич монастырём в лугу, в Московском уезде под Коломенским... да соляные (заводы) в Ростовском да в Переславском уездах двои, в Костромском уезде двои же».

Наконец, полную ясность вносит указание, что на соляных заводах в 1676 года было пройдено (бурением) под Хамовниками 38 саженей 6 вершков, под Новодевичьим монастырем — 46 саженей, под Коломенским—14 саженей. При этом уточнено и расположение соляных варниц: в Переяславль-Залесском уезде — на речке Игобле, в Ростове — на посаде, в Костромском уезде — в Соли Большой и Соли Малой.

Здесь даётся и различное наименование: под соляными заводами понимается буренке, под варницами — солеварение.
Указанные буровые работы были прекращены, должно быть, потому, что при большой пройденной глубине (до 98 метров) соляных вод не нашли.

В 1680 году о месте «соляного завода» на Новодевичьем поле уже писали: «где преж сего заведена соляная труба».

Таким образом, на соляных заводах велись работы по сверлению обсадных труб, по бурению скважин и вспомогательные к ним кузнечные работы. Завозился также лес, и производились строительные плотничные работы, которые не имеют прямого отношения к технологии производства.

Из производственного оборудования особое значение имели резервуары под соляной рассол. И для соляного завода под Хамовниками в 1674 году куплено на Москве-реке 6 чанов по 250 вёдер (цена по 3 рубля), 10 чанов на 50, 60, 80 и 100 вёдер, 80 дубовых бочек: 10 шт. по 5 вёдер, 15 штук по 10 вёдер, 15 штук по 15 вёдер, 5 штук по 30 вёдер, 20 штук по 40 вёдер, 15 штук по 50 вёдер (по 3 рубля с полтиною за десяток), 4 кадки сосновых: 2 по 25 вёдер, 2 по 30 вёдер (по полуполтине), 20 кадей дубовых: 1 в 60 вёдер, 6 по 50 вёдер, 6 по 40 вёдер, 7 по 30 вёдер (по 3 рубля 26 алтын 4 деньги за десяток) (1). В общем суммарная емкость этой тары составляет около 5 300 г.ед., что само по себе характеризует масштаб развертывавшегося промысла.

Интересны приведенные цифры и с точки зрения бочарного ремесла. Ведь емкость чана в 250 вёдер соответствует его размерам: диаметр в среднем около 3 аршин, высота 1 1/2 аршина.

Однако солеварение всё же не производилось.

Расходы по соляным заводам на Девичьем поле и под Хамовниками были значительны. Так, за 1668—1669 годы подьячему Артемону Афанасьеву было выдано кормовых денег для трубных мастеров за сентябрь месяц да за работу работникам 20 рублей.

В октябре зарплата и покупка угольев и дров потребовала 60 рублей 30 алтын 4 деньги, в ноябре за работу—15 рублей, в декабре расход составил 45 рублей 17 алтын 2 деньги, в январе — 47 рублей 9 алтын 4 деньги, в марте — 47 рублей 2 алтына 2 деньги, в апреле — 71 рублей 27 алтын 2 деньги, в мае —22 рублей 32 алтына, в июне — 26 рублей 25 алтын 1 деньга. Таким образом, даже только эти записи дают по тому времени очень значительные суммы.

Среди расходов, понесенных по соляным заводам, есть чищение колодезя, что на подворье Казанского митрополита Лаврентия. На эту работу истрачено в 1668 году в сентябре 5 рублей, в октябре — 10 рублей, в ноябре (и на бревна)—30 рублей. Сделаны ли другие расходы, кроме этих 45 рублей, неизвестно. Но, повидимому, делалась серьёзная попытка углубить старый колодец, чтобы получить соляной рассол в количествах, достаточных для организации солеварения. Это намерение, однако, также не увенчалось, очевидно, успехом. Но благодаря таким разведочным работам стало известно, что в Москве искать соляных подземных вод не имеет смысла. Собрался также положительный практический опыт по гидрогеологии.

В отношении использования артезианских соляных вод очевидец даёт следующее описание солеварни гостя Василия Грутина вблизи города Устюга:

«Это четыре колодца, или соляных родника, выходящих из земли. В каждом из них вставлены пробуравленные брёвна, крепко связанные и стянутые вместе верёвками. Брёвна эти выходят над поверхностью земли на 2 фута, а глубину проходят ка 27 саженей; их от 6 до 8. Вода поднимается через эти пробуравленные брёвна до поверхности земли, где устроены желоба, проводящие воду до известных мест. Каждый колодец обнесён деревянной постройкой или сараем. Эти четыре источника доставляют воды такое количество, что ею наполняется 20 солеварен, или чанов, хотя во время осмотра моего всего наполнено было только 6 чанов, и из этих шести чанов в ходу был только один чан. Эти солеварни, или чаны, также находятся в особых помещениях, или сараях, посреди которых устроена большая печь. В ней разводится во время производства работ сильный и большой огонь. На печи стоит большой четырёхугольный железный чан со сторонами в 15 футов и глубиной в 1 1/2 фута. Воду кипятят в нём без перерыва в продолжение 2 1/2 суток для осаждения из неё соли. Так как вода весьма быстро при этом испаряется, то время от времени её подливают снова в чан. Каждый такой чан доставляет за один раз 60 пудов соли, что составляет 1 333 фунта. Чаны или солеваренные лохани вешают над печью на толстых жердях и железных крючках, которые прикрепляются к балкам сараев или помещений. Соль берётся железной лопатой. С некоторого времени его величество исключительно присвоили себе право добывания и продажи соли в своём государстве»

В 18 столетии и позже Москва непосредственного отношения к солеварению не имеет, хотя это не исключало участия в нём отдельных предпринимателей. В столице имелся Соляной двор с 8 лавками для продажи соли.

Соляно́й ры́бный двор. Середина XVIII века.
Соляно́й ры́бный двор. Середина XVIII века.

Соляно́й ры́бный двор

Соляно́й ры́бный двор — древнее торговое сооружение Белого города Москвы (Ивановской горки).

-4

Двор находился на углу нынешней Солянки и улицы Забелина и примыкал к Ивановскому монастырю.

Одно из крупнейших каменных зданий Москвы 16-17 веков Соляной рыбный двор был разобран в связи со строительством ныне существующего доходного дома, занявшего всю его обширную территорию.

Соляной рыбный двор дал название современной Солянке, которая также называлась большой улицей к Яузским воротам. Название Солянка встречается на старинных планах ещё и в качестве названия современной улицы Забелина. Улицы и переулки в старину имели по нескольку названий, что также зафиксировано на планах разного времени.

Соляной рыбный двор был построен в 16-17 веках и служил для хранения и торговли солью, поташем (поташ достаточно широко использовался в кондитерском производстве, особенно при выпечке пряников), а также солёной рыбой. Торговый ансамбль имел внутренний двор, обстроенным складами — «амбарами» и лавками. Главные въездные ворота отмечала высокая башня с караульней, а рядом были другие, малые ворота. Между воротами находилась церковная лавка Ивановского монастыря. Снаружи Соляной двор не имел на первом этаже окон — для защиты от воровства.

Амбары Соляного двора были устроены со сводами, опиравшимися на мощные столбы. На одном из планов они изображены квадратными, а на другом — круглыми. Торговые лавки имели отдельные входы. Лавки, расположенные во внутреннем дворе, были отделены друг от друга толстыми стенками, а лавки со стороны улицы отделялись тонкими стенками.

Проект перестройки Соляного рыбного двора Д. В. Ухтомского. 1756 год.
Проект перестройки Соляного рыбного двора Д. В. Ухтомского. 1756 год.

В 1756 году Д.В. Ухтомский вместе с проектом строительства здания соляных амбаров на Ильинке составил проект перестройки Соляного рыбного двора на Солянке. Проект на Ильинке осуществлён не был, была ли осуществлена перестройка Соляного рыбного двора, неизвестно.

Перестроенные и обветшавшие постройки Соляного двора были разобраны в 1913 году. На их месте построен многоэтажный доходный дом в стиле неоклассицизма, существующий поныне. Дом и его трёхэтажные подвалы окутаны легендами. Их зачастую связывают с якобы сохранившимися подвалами Соляного двора, что, тем не менее, представляется маловероятным — старые фундаменты наверняка не смогли бы выдержать современный дом.

Интересно, что во время рытья котлована под будущим дом был найден клад:

«В 1913 году во дворе строившегося дома Московского купеческого общества на глубине свыше 2 метров был найден клад в глиняном горшке (13 фунтов 81 золотник — приблизительно это составляет 9 тысяч экземпляров копеек времени Ивана IV, Федора Ивановича, Бориса Федоровича). Клад был осмотрен Археологической комиссией и возвращён находчику.»

Понравилась статья? Ставь лайк. Подпишись на канал и жди новые публикации.

dzen.ru