Найти в Дзене
НЭН – Нет, это нормально

Как построить бизнес с мужем и заработать на две квартиры в 23 года

Оглавление

Если на старте у вас 70 тысяч рублей на двоих.

Фото из личного архива Инны Леоновой
Фото из личного архива Инны Леоновой

Инна Леонова и ее муж начали бизнес на маркетплейсе в 2022 году, вложив 70 тысяч рублей. Сегодня у них два магазина, свой бренд электроники и оборот в 200 миллионов рублей в год. Их история про упорство, честность, дисциплину и немного лени, которая, как ни странно, стала ключом к эффективности.

Этот текст мы подготовили в рамках серии рассказов о предпринимательницах по всей России.

Фото из личного архива Инны Леоновой
Фото из личного архива Инны Леоновой

Цель — стать самостоятельной

С детства я знала, что хочу открыть свое дело. Отец всю жизнь проработал в налоговой, а мама была преподавателем в музыкальной школе. Они часто брали меня с собой на работу, и я довольно рано поняла, что хочу для себя чего-то совершенно другого.

После окончания школы я переехала из маленького города Балашов (Саратовская область) в Краснодар. Поступила в Академию маркетинга и социально-информационных технологий. Тогда полностью зависела от родителей — каждый месяц они отправляли мне около 17 000 рублей. Этого хватало на питание, проезд и одежду. Но мне все время хотелось самостоятельности, потому что я чувствовала финансовую зависимость — и она на меня давила.

В 2022 году я училась на втором курсе — мне было 19-20 лет. Мы как-то собрались вместе со знакомыми, которые только начинали заниматься продажами на маркетплейсах Они так классно об этом рассказывали, что после встречи я сразу села и перечитала буквально все, что нашла в интернете! Правда, информации тогда было не очень много, но зато очень помогла база знаний маркетплейса. Я подумала и решила, что надо начинать.

Маркетплейс и сейчас предоставляет доступ продавцам к своим бесплатным обучающим материалам. Причем там есть полезные курсы как для начинающих, так и для опытных предпринимателей: как подготовиться к выходу, как создать продающие карточки, как анализировать и увеличивать продажи, как усиливать свои позиции в поиске. Все это помогает разобраться во всех тонкостях — и с уверенностью начинать дело.

Забегая вперед, скажу, что у нас все получилось! И я этим ужасно горжусь. Сейчас мне всего 23 года — и у меня уже есть такой бизнес, я хорошо зарабатываю, могу ездить, куда хочу, у меня свободный график работы. У меня уже есть две квартиры, и я меняю третью машину. Но главное — что мы сделали это сами! Не побоялись, попробовали и смогли.

Бизнес как часть семьи

Вообще бизнес мы начали вместе с молодым человеком, который позже стал моим мужем. Знаю, что многие так делать боятся. Обычно пугает финансовый вопрос — потому что есть много историй, когда люди просто кидают друг друга. А еще страшно, что вопросы работы затмят личные отношения.

Но ни одного из этих страхов у меня не было. Мы были знакомы очень давно — сперва были друзьями, потом начали отношения на расстоянии, и в 2022 году Дима переехал ко мне. Как раз в тот момент мы решили выходить на маркетплейс.

Я всегда была в нем уверена. У меня не было мыслей, что он может меня как-то обмануть. Но! Даже если таких мыслей нет — всегда нужно проверять, что делает человек.

Особенно, если все документы оформлены на вас. Нужно принимать участие в обсуждениях, следить за платежами и за расчетным счетом. Как бы вы ни доверяли человеку — проверять нужно всегда.

В самом начале у нас, конечно, были ссоры. Мы только съехались — приживались друг к другу. В бизнесе тоже были новичками, поэтому могли переносить вопросы работы на личную жизнь. Например, после ссоры я могла говорить, что не буду с ним ничего обсуждать. Сидели оба с недовольными лицами и молчали. Спустя время мы приняли важное решение — разделить личную жизнь и работу.

Муж — аналитик, он больше уходит в цифры. Моя часть — творчество и креатив. Нахожу обходные пути, могу сказать что-то простое — но до чего многие не додумываются. Муж каждый раз удивляется — и каждый раз заново влюбляется. А я в него заново влюбляюсь — когда он создает какую-нибудь новую таблицу по расчету. Поражаюсь, как можно быть таким умным!?

Фото из личного архива Инны Леоновой
Фото из личного архива Инны Леоновой

От склада на балконе до миллионных оборотов

На заказ первой партии товаров, термопринтеры для печати упаковок, упаковку и этикетки мы потратили около 70 000 рублей — для нас это казалось большой суммой. Я откладывала деньги с подарков и перечислений родителей, молодой человек тоже копил. Сами товары — какие-то дешевые смарт-часы, гуаши для лица и что-то еще. Абсолютно разные категории — довольно странный набор.

Было немного страшно. Но, с другой стороны, куда бы я еще могла потратить накопленные деньги? Купила бы себе какую-нибудь ненужную вещь.

Выбирали буквально методом «тыка», потому что никакой аналитикой не пользовались. Я просто наблюдала за тем, что носят и используют мои знакомые — а юнит-экономику (чистая прибыль и маржинальность) считала в тетрадке. Но ни спрос, ни конкурентов, ни целевую аудиторию мы тогда не анализировали.

Из Китая партия приехала к нам в Краснодар — и мы стали все упаковывать. Все сами клеили, фасовали, отвозили: для нас это было сложно, потому что занимало много времени. Вставали, завтракали, шли упаковывать — и так по кругу. Эту задачу стоило делегировать — но денег на это в начале не было.

Маркетплейс предлагает продавцам гибкие условия: можно самостоятельно организовать хранение и упаковку заказов, а можно воспользоваться логистикой самого маркетплейса. При модели FBO все процессы — от приема товара до его доставки покупателю — берет на себя платформа. Это позволяет продавцам экономить время, быстрее масштабироваться и сосредоточиться на развитии бизнеса. При этом каждый может выбрать удобный формат — в зависимости от задач, объема и этапа развития.

Тогда в Краснодаре было два пункта приема заказов — и оба находились далеко от нас. Машины у нас не было, поэтому ездили на автобусе час–полтора в одну сторону без пробок.

Так работали больше полугода. Было такое, что в предновогодние праздники нужно было ежедневно отгружать по 400 единиц товара — и все эти 400 единиц хранились у нас в квартире! Буквально все комнаты были заставлены этими товарами. Часа четыре каждый день уходило на упаковку.

Когда на телефон приходили уведомления о первых заказах, мы вскакивали, танцевали, радовались. Потом искали дополнительные деньги, чтобы заказывать следующие партии. Искали новенькие товары — но снова не по аналитике, а по продажам конкурентов. Смотрели на их позиции, читали отзывы. И делали выводы, что продается, а что нет.

Примерно полгода мы не выводили деньги из бизнеса себе — реинвестировали их. Я работала менеджером, молодой человек тоже не увольнялся с работы — сохранение работы в найме помогло нам масштабироваться и оперативнее заказывать новые партии.

Мы начали в апреле 2022 года. А в плюс вышли сразу — уже в ноябре наш оборот был около шести миллионов. Сейчас маржинальность у нас — 25 процентов, оборот — чуть более 17 миллионов ежемесячно. А прибыль — более четырех миллионов в месяц.

Фото из личного архива Инны Леоновой
Фото из личного архива Инны Леоновой

Правила нашего бизнеса

Сейчас мы сосредоточились на электронике, потому что выкуп в этой категории составляет примерно 95 процентов. У нас есть робот-мойщик окон, робот-пылесос. Но основной товар — беспроводные зарядные устройства. Скоро мы их начнем продавать под собственным брендом, который уже почти зарегистрировали, — «Наша энергия».

В целом, у нас не сильно большая товарная матрица: в одном магазине — семь артикулов, в другом — четыре артикула (официальное сотрудничество с брендом).

Мне кажется, что с большим количеством товаров сложно понять, что приносит большую прибыль, а от каких позиций нужно отказываться

А я очень структурный человек, мне хочется, чтобы все было разложено по полочкам — понятно и прозрачно. Поэтому артикулов мало, но зато каждый приносит хорошую выручку.

При этом искать новые позиции мне очень нравится! Когда заказываю тестовые образцы — бегу радостная их забирать. Открываю их еще на улице — не могу дождаться прихода домой. Записываю кружочки в мессенджеры менеджерам — показываю упаковку, рассказываю о своих впечатлениях.

Аналитика помогает продавцам подбирать товары, заранее рассчитывать доход, планировать расходы и выстраивать стратегию. Ориентироваться на чутье без цифр сложно, поэтому всем новым продавцам доступна расширенная аналитика в течение 30 дней после регистрации. С ее помощью можно посмотреть, какой товар лучше всего продается, что ищут люди на сайте и сколько зарабатывают другие продавцы.

Кстати, тестовые образцы заказывать важно. Я всегда беру примерно 100 штук нового товара. Если это портативные аккумуляторы, смотрю, как они заряжают телефон, как заряжаются сами, как ведут себя в критических условиях (например, могу специально оставить в машине и проверить, перегревается ли зарядка или нет). Часто даю на тест родственникам — они тоже рассказывают про недостатки. Например, кому-то не нравится провод — меняем. Кому-то хочется, чтобы фонарики были с другой стороны — меняем.

Команда у нас не очень большая: есть два менеджера и два ассистента, которые выполняют рабочие и личные рутинные задачи. Еще есть бухгалтер на аутсорсе. И для меня очень важен контроль: у нас есть таблицы с задачами, где мы можем посмотреть, кто что выполнил, а что нет. В основном общаемся в чатах, где все распределено по темам: контенту, оплатам, таблицам, внешней рекламе, инфографике, отзывам, логистике, выкупам, экспресс-доставке. Так удобнее в любой момент найти нужную информацию.

Фото из личного архива Инны Леоновой
Фото из личного архива Инны Леоновой

Дружба с поставщиками, лень как стратегия

Еще я очень люблю общаться со своими поставщиками из Китая! Найти хорошие контакты — один из важных этапов в этом бизнесе. Правда делиться такими контактами, к сожалению, никто не будет. Так что этот путь придется пройти самостоятельно, методом проб и ошибок. Например, своего я нашла на сайте 1688 (сайт, где можно посмотреть и пообщаться с поставщиками из Китая) — у него была обычная карточка. Общалась, смотрела, как он себя ведет.

Кто-то говорит, что нужно ездить в Китай — но мне кажется, что это не обязательно. Мы, например, никогда не виделись вживую, хотя общаемся не только как партнеры, но и уже как друзья: обсуждаем жизнь, обмениваемся фотографиями. Хорошие отношения очень сильно помогают в работе — например, иногда мне разрешают задерживать платежи, а такие отсрочки дают возможность масштабировать бизнес.

Вообще мне больше всего помогает лень! Я очень ленивый человек — и благодаря этому качеству люблю быстро все сделать, а потом отдыхать.

Благодаря лени у меня остается больше времени на ничегониделание — и во время него мне в голову приходят креативные идеи, я могу погрузиться в себя, придумать что-то новое, пообщаться с мужем. Я его научила тому же самому: сначала мы делаем все-все, а потом уже ничего не делаем.

А еще у меня сейчас очень много хотелок — это тоже мотивирует! Хочу получить морские права, чтобы водить катер и гидроцикл. Купить дом — минималистичный, но с яркими деталями. Хочу маленькую быструю машину. Хочу посмотреть другие страны и попробовать их кухню, заняться дайвингом и серфингом. Так что планов много! Но для этого — нужно продолжать расти.

Маркетплейс действительно дает продавцам широкие возможности для роста — как в масштабе, так и в направлении бизнеса. Можно постепенно увеличивать ассортимент, тестировать новые ниши или, наоборот, сосредоточиться на одной категории и доводить ее до идеала.

Маркетплейс не ограничивает формат: кто-то строит бренд, кто-то работает с самыми популярными товарами, кто-то запускает узкую линейку, а кто-то каждый месяц пробует новое. Платформа помогает изучать инструменты, анализировать спрос и выбирать товары, а также использовать инструменты продвижения. И начать можно из любой точки России.

Сейчас как раз лучшее время для старта — ведь впереди сезон главных распродаж года (11.11, Черная пятница, Новогодняя). В этом году вы тоже можете быть среди тех, чьи товары клиенты сметают с полок. Главное — начать как можно раньше, чтобы успеть подготовиться к высокому сезону.

Еще почитать по теме: