Найти в Дзене
Александр Долгих

Проекты Росатома, о которых мало кто знает

В новостях только и разговоров что о всемирной атомной неделе, но большинство вообще не в теме, что я Росатом — это не только про атом. На самом деле это огромная госкорпорации, которая занимается практически всем. Готовьтесь удивляться. Безусловно, строительство и обслуживание атомных станций остается ядром деятельности Росатома. И здесь масштабы впечатляют, как нигде. На сегодняшний день портфель зарубежных заказов составляет 39 энергоблоков в 12 странах, что делает её абсолютным мировым лидером по этому показателю, опережая и Westinghouse (США), и Framatome (Франция). Станции возводятся в Турции (Аккую), Египте (Эль-Дабаа), Бангладеш (Руппур), Венгрии (Пакш-2) и других государствах. Однако главная инновация — не в количестве, а в качестве. Росатом создал технологию замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ), о котором я писал вчера (ссылку оставлю в конце). Проще говоря, это превращение атомной энергетики из «одноразовой» (когда уран использовался только на 1-2%) в практически без
Оглавление

В новостях только и разговоров что о всемирной атомной неделе, но большинство вообще не в теме, что я Росатом — это не только про атом. На самом деле это огромная госкорпорации, которая занимается практически всем. Готовьтесь удивляться.

Атомная энергетика: лидер на столетия вперед

Безусловно, строительство и обслуживание атомных станций остается ядром деятельности Росатома. И здесь масштабы впечатляют, как нигде. На сегодняшний день портфель зарубежных заказов составляет 39 энергоблоков в 12 странах, что делает её абсолютным мировым лидером по этому показателю, опережая и Westinghouse (США), и Framatome (Франция). Станции возводятся в Турции (Аккую), Египте (Эль-Дабаа), Бангладеш (Руппур), Венгрии (Пакш-2) и других государствах.

Однако главная инновация — не в количестве, а в качестве. Росатом создал технологию замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ), о котором я писал вчера (ссылку оставлю в конце). Проще говоря, это превращение атомной энергетики из «одноразовой» (когда уран использовался только на 1-2%) в практически безотходную (то, что раньше называлось отходами, теперь снова используется в качестве топлива).

Ярчайший пример — проект «Прорыв» и строящийся в Северске Томской области энергоблок с реактором БРЕСТ-ОД-300, которая должна заработать уже в 2030 году ли раньше, строительство уже идёт полным ходом. Это установка нового поколения позволит «сжигать» ядерные отходы, вырабатывая при этом новое топливо. Это решает главную проблему — ограничение количество урана (кто-то говорит, что его хватит до 2100-го года, кто ещё более пессимистичен). Как сказал Путин: «Это будет означать, что либо мы сможем в 100 раз больше построить атомных станций сейчас, либо это будет означать, что наши атомные станции на том уровне, которые они сейчас работают, будут обеспечены топливом на 10 тысяч лет».

-2

Покорение Арктики: атомный флот, не имеющий аналогов в мире

Даже если бы Росатом занимался только этим, его вклад в развитие страны уже был бы неоценимым. Речь идет о единственном в мире флоте атомных ледоколов. Ещё раз — больше такого нет нигде в мире, ни у США, ни у Канады, ни у кого-то ещё.

И чтоб вы понимали, Росатом не просто управляет атомфлотом, на нём по факту держится весь Северный морской путь. А это, как вы понимаете, национальный стратегический проект, кратчайший морской путь между Европой и Азией, значение которого растёт с таянием льдов.

Новейшие ледоколы проекта «Арктика» — это самые мощные и крупные гражданские суда такого класса в мире. Они способны ломать лед толщиной до трех метров, обеспечивая круглогодичную навигацию по трассе. Для сравнения: мощность самого мощного советского ледокола «Арктика» составляла 75 тысяч лошадиных сил, а у новой «Арктики» — 81 тысяча. Они не просто ломают лёд, они в буквальном смысле двигают российскую экономику вперёд, потому что грузопоток через Арктику растёт с каждым годом. Сейчас это 40 млн тонн в год, к 2030-му году — 100 млн тонн, а у 2035-му — 220 млн тонн.

-3

Энергия для самых отдаленных уголков страны

Ещё одним уникальным проектом, не имеющим аналогов, стала плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» в Певеке на Чукотке. Эта станция не только обеспечивает электричеством весь изолированный регион, но и снабжает его теплом, заменив устаревшую угольную ЧАЭС. Это не самоходное судно, это по сути огромный огромный остров с АЭС. Технология уникальна, больше такого не делает никто в мире. При желании эту плавучую АЭС можно перетащить в любую часть света по воде, хоть в Африку, хоть в Антарктиде. Это яркий пример того, как атомные технологии могут работать на благо людей даже в самых суровых условиях.

-4

Зеленая энергетика: неожиданно

Парадокс, но ядерный супергигант является ещё и лидером ветроэнергетики России. Как говорится, не храни все яйца в одной корзине.

Через свою дочернюю компанию «НоваВинд» Росатом построил и ввёл в эксплуатацию ветропарки общей мощностью свыше 1 ГВт. Это более половины всей ветрогенерации в стране. Ветряные электростанции работают в Ростовской области, Ставропольском крае и других регионах. Планы на будущее ещё амбициознее — достичь 1,7 ГВт к 2027 году.

-5

Кроме ветроэнергетики, корпорация активно развивает направление водородной энергетики, используя свои компетенции в атомной энергетике для производства экологически чистого водорода. Это направление считается ключевым для декарбонизации мировой экономики, и Росатом уже ведёт переговоры с потенциальными партнёрами в Азии и Европе. Но и это не все.

Комфортная среда: умный город

Росатом активно участвует в проекте «Чистый воздух» и развивает направление «комфортной городской среды». Речь идет о создании интеллектуальных систем освещения, энергоэффективных решений для жилищно-коммунального хозяйства и, что особенно важно, систем экомониторинга. Используя свои наработки в области сенсорных технологий и обработки больших данных, корпорация помогает городам в реальном времени отслеживать качество воздуха, воды и почвы, принимая взвешенные экологические решения, управлять транспортными потоками, энергетикой.

Но если пока всё более или менее связано с атомом и энергетикой, то дальше будет совсем неожиданно.

Наука и технологии: от суперкомпьютеров до квантового будущего

Именно в недрах Росатома рождаются технологии в прямом смысле будущего. Разработанные Росатом суперкомпьютеры (в том числе квантовые) решают задачи национального масштаба — от моделирования климата и создания новых лекарств до расчетов перспективных ядерных реакторов.

-6

Через Национальную квантовую лабораторию (НКЛ), инициированную Росатомом, ведётся работа над созданием новых квантовых компьютеров (4 уже есть, но нужны ещё более мощные). Это технология, которая в будущем сможет решать задачи, недоступные даже самым мощным современным суперкомпьютерам.

Параллельно развиваются направления новых материалов: например, создание сверхпрочных сплавов для авиации или уникальных мембран для фильтрации. Во многих проектах этой сферы Росатом тесно сотрудничает с Роснано.

Мирный атом для здоровья и безопасности

Одно из самых социально значимых направлений — ядерная медицина. Росатом производит до 40% российских радиофармпрепаратов (РФП). Эти препараты используются для ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний. Каждый год благодаря этим разработкам диагностику и терапию проходят сотни тысяч пациентов. Перспективы будущего — это лечение рака, изготовление органов.

-7

Кроме того, Росатом производит оборудование для досмотра в аэропортах, на вокзалах и на массовых мероприятиях. А технологии облучения продуктов питания и медицинских изделий позволяют гарантировать их стерильность и значительно увеличить срок годности без использования консервантов.

Логистика: от ядерных грузов до контейнерных перевозок

Как я уже говорил, практически весь проект СМП лежит на плечах Росатома, в том числе контейнерные перевозки. Но Арктикой логистическая экспертиза Росатома не ограничивается. Росатом занимается уникальными и сложнейшими транспортировками ядерных материалов, оборудования для АЭС и других крупногабаритных грузов по всему миру. Сегодня опыт масштабируется и на общую логистику, что превращает Росатом в многопрофильного логистического оператора государственного масштаба.

Инновации и производство: от промышленных роботов до электромобилей

Ещё одно из направлений работы Росатома — создание промышленных роботов и роботизированных комплексов. Эти решения внедряются на предприятиях атомной отрасли для работы в условиях повышенной радиации или опасности для человека, выполняя задачи с высочайшей точностью. Например, роботы-манипуляторы для обслуживания реакторов или подводные аппараты для обследования гидротехнических сооружений. Эта компетенция становится основой для экспорта робототехнических решений и в другие отрасли промышленности.

Все вы, наверное, также уже слышали не раз про электромобиль Атом. А тут-то Росатом причем? — спросите вы. — В автомобили-то зачем полезли?

-8

На самом деле никакого атомного двигателя там нет, обычный электромотор и литиевые аккумуляторы, как у всех. Росатом в данном проекте отвечает за аккумуляторы. Завод «Русские литий-ионные технологии» в Калининграде уже начал выпуск современных аккумуляторов. Но мало их выпускать, их надо реализовывать, и электромобили — это отличный рынок сбыта. Хотя аккумуляторы критически важны и для балансировки энергосетей (особенно с ростом доли ветра — смотрим выше).

Но Росатом в Атоме — это не только аккумуляторы, это целая технологическая платформа, включающая в себя модульную архитектуру, систему управления энергопотреблением и, что ключевое, собственную сеть зарядной инфраструктуры.

Таким образом, Росатом сегодня — это не только про АЭС. Это про решение огромного спектра задач, часто уникальных: от глобальной логистики и энергетической безопасности до создания транспортных средств будущего, «умных» городов и спасения жизней.

Надеюсь, что ничего важного не упустил, хотя статья и так получилась очень длинной. О чём-то я ещё расскажу подробнее, так что подписывайтесь, а ниже то, о чём я уже успел рассказать: