В новостях только и разговоров что о всемирной атомной неделе, но большинство вообще не в теме, что я Росатом — это не только про атом. На самом деле это огромная госкорпорации, которая занимается практически всем. Готовьтесь удивляться.
Атомная энергетика: лидер на столетия вперед
Безусловно, строительство и обслуживание атомных станций остается ядром деятельности Росатома. И здесь масштабы впечатляют, как нигде. На сегодняшний день портфель зарубежных заказов составляет 39 энергоблоков в 12 странах, что делает её абсолютным мировым лидером по этому показателю, опережая и Westinghouse (США), и Framatome (Франция). Станции возводятся в Турции (Аккую), Египте (Эль-Дабаа), Бангладеш (Руппур), Венгрии (Пакш-2) и других государствах.
Однако главная инновация — не в количестве, а в качестве. Росатом создал технологию замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ), о котором я писал вчера (ссылку оставлю в конце). Проще говоря, это превращение атомной энергетики из «одноразовой» (когда уран использовался только на 1-2%) в практически безотходную (то, что раньше называлось отходами, теперь снова используется в качестве топлива).
Ярчайший пример — проект «Прорыв» и строящийся в Северске Томской области энергоблок с реактором БРЕСТ-ОД-300, которая должна заработать уже в 2030 году ли раньше, строительство уже идёт полным ходом. Это установка нового поколения позволит «сжигать» ядерные отходы, вырабатывая при этом новое топливо. Это решает главную проблему — ограничение количество урана (кто-то говорит, что его хватит до 2100-го года, кто ещё более пессимистичен). Как сказал Путин: «Это будет означать, что либо мы сможем в 100 раз больше построить атомных станций сейчас, либо это будет означать, что наши атомные станции на том уровне, которые они сейчас работают, будут обеспечены топливом на 10 тысяч лет».
Покорение Арктики: атомный флот, не имеющий аналогов в мире
Даже если бы Росатом занимался только этим, его вклад в развитие страны уже был бы неоценимым. Речь идет о единственном в мире флоте атомных ледоколов. Ещё раз — больше такого нет нигде в мире, ни у США, ни у Канады, ни у кого-то ещё.
И чтоб вы понимали, Росатом не просто управляет атомфлотом, на нём по факту держится весь Северный морской путь. А это, как вы понимаете, национальный стратегический проект, кратчайший морской путь между Европой и Азией, значение которого растёт с таянием льдов.
Новейшие ледоколы проекта «Арктика» — это самые мощные и крупные гражданские суда такого класса в мире. Они способны ломать лед толщиной до трех метров, обеспечивая круглогодичную навигацию по трассе. Для сравнения: мощность самого мощного советского ледокола «Арктика» составляла 75 тысяч лошадиных сил, а у новой «Арктики» — 81 тысяча. Они не просто ломают лёд, они в буквальном смысле двигают российскую экономику вперёд, потому что грузопоток через Арктику растёт с каждым годом. Сейчас это 40 млн тонн в год, к 2030-му году — 100 млн тонн, а у 2035-му — 220 млн тонн.
Энергия для самых отдаленных уголков страны
Ещё одним уникальным проектом, не имеющим аналогов, стала плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» в Певеке на Чукотке. Эта станция не только обеспечивает электричеством весь изолированный регион, но и снабжает его теплом, заменив устаревшую угольную ЧАЭС. Это не самоходное судно, это по сути огромный огромный остров с АЭС. Технология уникальна, больше такого не делает никто в мире. При желании эту плавучую АЭС можно перетащить в любую часть света по воде, хоть в Африку, хоть в Антарктиде. Это яркий пример того, как атомные технологии могут работать на благо людей даже в самых суровых условиях.
Зеленая энергетика: неожиданно
Парадокс, но ядерный супергигант является ещё и лидером ветроэнергетики России. Как говорится, не храни все яйца в одной корзине.
Через свою дочернюю компанию «НоваВинд» Росатом построил и ввёл в эксплуатацию ветропарки общей мощностью свыше 1 ГВт. Это более половины всей ветрогенерации в стране. Ветряные электростанции работают в Ростовской области, Ставропольском крае и других регионах. Планы на будущее ещё амбициознее — достичь 1,7 ГВт к 2027 году.
Кроме ветроэнергетики, корпорация активно развивает направление водородной энергетики, используя свои компетенции в атомной энергетике для производства экологически чистого водорода. Это направление считается ключевым для декарбонизации мировой экономики, и Росатом уже ведёт переговоры с потенциальными партнёрами в Азии и Европе. Но и это не все.
Комфортная среда: умный город
Росатом активно участвует в проекте «Чистый воздух» и развивает направление «комфортной городской среды». Речь идет о создании интеллектуальных систем освещения, энергоэффективных решений для жилищно-коммунального хозяйства и, что особенно важно, систем экомониторинга. Используя свои наработки в области сенсорных технологий и обработки больших данных, корпорация помогает городам в реальном времени отслеживать качество воздуха, воды и почвы, принимая взвешенные экологические решения, управлять транспортными потоками, энергетикой.
Но если пока всё более или менее связано с атомом и энергетикой, то дальше будет совсем неожиданно.
Наука и технологии: от суперкомпьютеров до квантового будущего
Именно в недрах Росатома рождаются технологии в прямом смысле будущего. Разработанные Росатом суперкомпьютеры (в том числе квантовые) решают задачи национального масштаба — от моделирования климата и создания новых лекарств до расчетов перспективных ядерных реакторов.
Через Национальную квантовую лабораторию (НКЛ), инициированную Росатомом, ведётся работа над созданием новых квантовых компьютеров (4 уже есть, но нужны ещё более мощные). Это технология, которая в будущем сможет решать задачи, недоступные даже самым мощным современным суперкомпьютерам.
Параллельно развиваются направления новых материалов: например, создание сверхпрочных сплавов для авиации или уникальных мембран для фильтрации. Во многих проектах этой сферы Росатом тесно сотрудничает с Роснано.
Мирный атом для здоровья и безопасности
Одно из самых социально значимых направлений — ядерная медицина. Росатом производит до 40% российских радиофармпрепаратов (РФП). Эти препараты используются для ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний. Каждый год благодаря этим разработкам диагностику и терапию проходят сотни тысяч пациентов. Перспективы будущего — это лечение рака, изготовление органов.
Кроме того, Росатом производит оборудование для досмотра в аэропортах, на вокзалах и на массовых мероприятиях. А технологии облучения продуктов питания и медицинских изделий позволяют гарантировать их стерильность и значительно увеличить срок годности без использования консервантов.
Логистика: от ядерных грузов до контейнерных перевозок
Как я уже говорил, практически весь проект СМП лежит на плечах Росатома, в том числе контейнерные перевозки. Но Арктикой логистическая экспертиза Росатома не ограничивается. Росатом занимается уникальными и сложнейшими транспортировками ядерных материалов, оборудования для АЭС и других крупногабаритных грузов по всему миру. Сегодня опыт масштабируется и на общую логистику, что превращает Росатом в многопрофильного логистического оператора государственного масштаба.
Инновации и производство: от промышленных роботов до электромобилей
Ещё одно из направлений работы Росатома — создание промышленных роботов и роботизированных комплексов. Эти решения внедряются на предприятиях атомной отрасли для работы в условиях повышенной радиации или опасности для человека, выполняя задачи с высочайшей точностью. Например, роботы-манипуляторы для обслуживания реакторов или подводные аппараты для обследования гидротехнических сооружений. Эта компетенция становится основой для экспорта робототехнических решений и в другие отрасли промышленности.
Все вы, наверное, также уже слышали не раз про электромобиль Атом. А тут-то Росатом причем? — спросите вы. — В автомобили-то зачем полезли?
На самом деле никакого атомного двигателя там нет, обычный электромотор и литиевые аккумуляторы, как у всех. Росатом в данном проекте отвечает за аккумуляторы. Завод «Русские литий-ионные технологии» в Калининграде уже начал выпуск современных аккумуляторов. Но мало их выпускать, их надо реализовывать, и электромобили — это отличный рынок сбыта. Хотя аккумуляторы критически важны и для балансировки энергосетей (особенно с ростом доли ветра — смотрим выше).
Но Росатом в Атоме — это не только аккумуляторы, это целая технологическая платформа, включающая в себя модульную архитектуру, систему управления энергопотреблением и, что ключевое, собственную сеть зарядной инфраструктуры.
Таким образом, Росатом сегодня — это не только про АЭС. Это про решение огромного спектра задач, часто уникальных: от глобальной логистики и энергетической безопасности до создания транспортных средств будущего, «умных» городов и спасения жизней.
Надеюсь, что ничего важного не упустил, хотя статья и так получилась очень длинной. О чём-то я ещё расскажу подробнее, так что подписывайтесь, а ниже то, о чём я уже успел рассказать: