Найти в Дзене

Пробники ОГЭ и ЕГЭ: пустая трата времени или помощь на экзамене?

Оглавление

С 1 сентября 2025 года Минпросвещения ограничило количество контрольных работ: на них теперь можно тратить не больше 10% учебного времени, а длительность не должна превышать двух уроков. Но в старших классах учителя будут нарушать правила и проводить пробные ОГЭ и ЕГЭ. Возникает вопрос: действительно ли они нужны, или это дополнительный стресс для школьника и от них следует отказаться? Разбираемся в статье.

Зачем проводить пробные ОГЭ и ЕГЭ?

В начале учебного года выпускники определяются с предметами для итоговой аттестации. Подготовка к экзаменам становится главной задачей 9-х и 11-х классов. Как правило, с заданиями знакомятся поэтапно: от простых к сложным, в соответствии с требованиями ОГЭ и ЕГЭ.

Чтобы контролировать, как идет подготовка, какие темы школьник усвоил, а какие у него западают, учителя устраивают пробные экзамены. Осенью они состоят из отдельных заданий, а ближе к выпуску — весь экзаменационный вариант.

В марте–мае проходят всероссийские и региональные тренировочные мероприятия. В них участвуют выпускники всех школ. Такие пробники преследуют две цели:

  • проверить готовность экзаменационной инфраструктуры, оборудование и работу организаторов;
  • познакомить учеников с процедурой проведения ОГЭ и ЕГЭ.

Пробные экзамены проводятся в условиях, приближенных к реальным: строгий контроль на входе, видеонаблюдение, печать контрольно-измерительных материалов в аудиториях, ограниченное время и задания, утвержденные ФИПИ. Все, как на официальном экзамене.

Пробные экзамены моделируют обстановку официальных ОГЭ и ЕГЭ.
Пробные экзамены моделируют обстановку официальных ОГЭ и ЕГЭ.

Чем пробники отличаются от тренировочных заданий?

Часто школьники считают, что пробные экзамены только отнимают время: ведь на уроках и с репетитором они и так решают много тренировочных заданий. Кажется, достаточно для впечатляющих результатов. Но это не так:

  • Тренировочные задания — отдельные упражнения, которые помогают отрабатывать навыки решения типовых задач, лучше понимать теорию. Их обычно используют на уроках, контрольных и домашних заданиях.
  • Пробный экзамен — это «репетиция» официальных ОГЭ и ЕГЭ. Он моделирует условия итоговой аттестации. Без регулярных пробников сложно рассчитывать на высокие баллы.

Как участие в пробниках повышает баллы на ЕГЭ?

В Лектариуме мы проводим пробные экзамены несколько раз в год, чтобы объективно отслеживать прогресс школьников. Первый пробник — это точка отсчета: он показывает начальный уровень знаний и помогает увидеть разницу между текущими результатами и нужными баллами.

Важно. Выпускник должен понимать, сколько баллов ему нужно набрать на экзамене, чтобы поступить на бюджет. Ориентируйтесь на средние баллы поступивших на выбранное направление. Их можно найти в приказах о зачислении, которые хранятся на сайтах вузов в течение полугода со дня их издания.

Если ваш ребенок будет писать пробные экзамены регулярно, например, раз в месяц, он сможет видеть свой прогресс в динамике: какие темы уже усвоил, а над какими нужно поработать, чтобы приблизиться к цели.

Совет: заведите простую таблицу, чтобы фиксировать результаты каждого пробника с разбивкой по заданиям. Например, в таком формате:

-3

Регулярные пробники — отличная психологическая подготовка к экзамену. Мозг человека устроен так, что воспринимает неопределенность как угрозу, даже если логически никакой опасности нет. Это вызывает стресс, который в свою очередь отключает логику, делает мышление более узким. Чем чаще ваш ребенок будет писать экзамен, тем более знакомой станет для него обстановка, а значит — снизится уровень страха и волнений.

На пробных экзаменах школьников учат заполнять регистрационные документы, распределять время, справляться со стрессом. Только попав в ситуацию, приближенную к реальным условиям экзамена, выпускники поймут, к чему готовиться.

Важно анализировать ошибки из пробника, чтобы не допускать их на экзамене.
Важно анализировать ошибки из пробника, чтобы не допускать их на экзамене.

В чем ошибка выпускников и как ее избежать?

Многие школьники считают пробники лишней нагрузкой, поэтому всеми силами стараются их избежать: прогуливают, списывают, жалуются на учителей. Часто они даже не интересуются результатами пробных экзаменов и не анализируют ошибки. Это неправильно. Ведь на пробниках становится понятно, за что снижают баллы: не только из-за пробелов в знаниях, но и из-за неверного оформления работы или несоблюдения инструкций. Особенно обидно терять баллы из-за формальных недочетов.

Тревожные подростки воспринимают низкие баллы на пробных экзаменах как фиаско и опускают руки. Важно помнить: плохой результат на пробниках — не приговор, а подсказка. Значит, нужно пересмотреть стратегию подготовки: какие темы подтянуть, на какие задания обратить особое внимание, где увеличить количество тренировочных упражнений или добавить теоретическую проработку. В этом случае важна помощь независимых экспертов, например, методистов Лектариума. Наши преподаватели ежегодно сдают ЕГЭ и знают, где выпускники допускают ошибки чаще всего и как этого избежать.

Запишите ребенка в Лектариум и получите бесплатный доступ к платформе до конца декабря. Мы проведем диагностику знаний выпускника по нужному предмету, выявим пробелы и составим план подготовки к ОГЭ или ЕГЭ до конца года. А также расскажем, как достичь наивысших результатов с помощью платформы Лектариума.

👉 Получить бесплатный доступ