Найти в Дзене
Сказы старого мельника

Книжная Лавъка Куприяна Рукавишникова. Глава 37

Оглавление
Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

*Начало здесь.

Глава 37.

На удивление, утром Куприян проснулся отдохнувшим, и выспался так, словно бы и не сидел он чуть не до свету в Лавке, слушая рассказ человека, который пришёл в Лавку в образе кота… Парень потряс головой, почему-то ему представилось, как он рассказывает всё о своих приключениях там, дома, в Киселёво. И как крестится и шепчет молитвы тётушка Варвара, а сухонькая Маруся приваливается к ней, в страхе прижимая ко рту ладошку.

Ох, как же он соскучился! Хоть вот бери, и тут же собирайся в дорогу вместе с дядькой Сидором, который уж третий день готовил повозку и Зорьку к поездке… Да и Куприян сам тоже на месте не сидел, на днях просил Акулину Петровну купить ещё отрезы ткани для тётушек, и собирался сегодня отправиться на базарные ряды и купить матушке платок с кистями, и прочие подарки домашним. Конечно, из Лавки своей набрал всего – хорошей бумаги для писем, отцу понравится, и прочего такого.

Сердце сильней затосковало, когда позавтракав и оставив в Лавке за себя Ермила с дядькой Сидором, ходил Куприян по торговому ряду и высматривал платки. Нет, вот сейчас он не может поехать, Ермила одного в Лавке не оставить, в этакое время… А ну как Гербер с этим своим чудищем заявятся, да и вообще, время то какое… Ладно бы Сидор Ильич оставался, тогда бы можно самому ненадолго отлучиться, попросив Григория Белугина за Лавкой по возможности приглядеть…

Может зимой выберется, чай тут потише всё будет, зимой-то кому охота ночами бродить вокруг Лавки да всякие козни строить. Куприян приглядел сладостей, лакомства всякого, вот тётушка Варвара леденцы любит.

На соседнем ряду, где стояли торговки со всякими кружевными лентами, булавками и прочими женскими штуками, Куприян увидал знакомый силуэт, и сердце дрогнуло. Кровь бросилась в лицо, и он стал смотреть в другую сторону, стараясь поскорее успокоиться. Чтобы не приметил никто его сердечного волнения…

- Дарья Мефодьевна, здравствуйте, - Куприян догнал Дашеньку, та была в компании девушки, которая служила в доме Крошенинниковых, как знал Куприян.

- Здравствуйте, Куприян Федотыч, - Дашенька увидела Куприяна, и её щёки тоже налились румянцем, к вящему удовольствию парня.

Проговорили не слишком долго, или может так Куприяну показалось, быстро пролетели три четверти часа… Дашенька была немного грустна, батюшка продолжал болеть, и матушка повезла его в Тверь, к доктору, а тот назначил разные микстуры и рекомендовал покой и свежий воздух. Потому чета Крошенинниковых отбыла за город, в небольшое именье, и потому теперь за батюшку управляется Василий, старший брат нотариуса Крошенинникова. А он строг, и потому Дашеньке давно наскучило сидеть дома, и все прогулки совершать в саду.

Куприян пригласил Дашеньку заходить к нему в лавку, недавно он получил те самые французские карточки, про которые тогда девушки говорили, аж из самого Петербурга выписал! А сам подумал, что надо навестить Мефодия Пантелеевича, но сперва справиться у его сына Василия, уместен ли будет такой визит. А заодно испросить разрешения иногда сопровождать Дашу на прогулку… всё же сам Куприян вхож в их дом…

Тоска по родным в Киселёво чуть отпустила Куприяна после встречи с Дашенькой, и домой он вернулся бодрым и весёлым. Ермил подмигнул ему и тоже повеселел, а Куприян подумал, он уже не первый раз замечал, когда настроение у него хорошее, и в Лавке будто светлее, и народ охотнее идёт, его словно манит сюда.

- Ермил, давай сегодня одарим молодых барышень, - сказал Куприян, - Каждой станем дарить французскую карточку, у нас их ведь много, не обеднеем.

- Можно, что ж, - кивнул Ермил и полез на полку, доставать карточки, на которых были изображение разных городов, уж кто назвал эти карточки французскими, поди знай, а прижилось название.

Слух о подарках разлетелся быстрее ветра, и теперь даже булочник Никодимов смотрел на Куприянову Лавку с недовольством, уперев пухлые руки в круглые свои бока. Все его покупательницы теперь шли мимо, спеша получить подарок.

- Эдак кабы с дырой в кармане не остаться, - беззлобно ворчал дядька Сидор, - Жениться тебе, Куприян, пора, вот что! Дурь в голове-то!

- Не ворчи, Сидор Ильич, - усмехнулся Куприян, - Чай не оголодаем от такого.

Ворчать дядька Сидор перестал, когда прибыток за день посчитали, в накладе точно не остались, несмотря на розданные подарки.

На другой день Сидор Ильич в путь собрался, спозаранку запряг Зорьку, Тихон проверил поклажу в повозке и давал напутствие товарищу своему – Сидор Ильич и истопник теперь друзья были, не разлей вода.

- Ладно. Не балуйте тута! Опосля Покрова вернусь, станем сани ладить, - Сидор Ильич кивнул провожающим, и повозка покатилась по мостовой на выезд из города, к тракту. Куприян взял гнедого мерина Каштана, которого Тихон привёл с конюшни свояка, и Куприян вознамерился купить красавца, а вот теперь на нём поехал проводить дядьку Сидора до тракта, а после вернуться обратно через усадьбу Белугина.

В слободке у реки клубился такой густой туман, что казалось, будто дубовая роща стоит по пояс в молоке, звуки тонули в этом одеяле, и Куприян с Сидором разговаривали в полголоса, словно не желая нарушить утреннюю тишину.

На тракте было поживее, то и дело летел всадника, или ковыляла сонная лошадёнка, тянущая подводу, тут и распрощался Куприян с дядькой, обнялись, расцеловались, и отправились каждый на свой путь. Куприян поглядел вслед повозке, резвая Зорька весело перебирала новенькими подковками, и вскоре путник скрылся за поворотом.

Куприян тоже свернул с дороги, ведущей обратно в город, и забрал небольшой крюк, чтобы попасть к Григорию Белугину, проведать его и поговорить, справиться, как Елизаветино здоровье.

Парень ехал вдоль реки, чуть в низине, тянувшейся до самого леса. Утро было прохладным, но заморозок чуть отпустил, и потому Каштаново копыто ступало почти неслышно, но всё же Куприяна пробрал холодок, свежо, очень уж на зиму поворотила, скоро распутица вовсе одолеет край, и тогда только ждать санного пути. Куприян стал думать, что по санному снова поедет в Тверь, а может в Москву соберётся, надо товару нового завозить, Лавка – такое дело, интерес должен быть у покупателя. Что толку одно и тоже по полкам перекладывать…

Куприян вздрогнул, он задремал в седле, и Каштан чуть вскинул ногу, видать дорога на пригорок пошла. Парень огляделся, река давно осталась позади, он помнил поворот и деревянный верстовой столб, как раз туда ему и надо было, ещё с пяток вёрст и в аккурат окажется он за Демьяновым хутором, на холме, откуда видать усадьбу Белугина.

Однако… показалось Куприяну, что едет он уже дольше положенного, бока Каштана ходили, то ли от недовольства, то ли от усталости… хотя, как ему устать, только из дома! Но даже не это было странно, река осталась позади, а вот туман… он словно гуще стал, казалось, ступи – и утонешь, утянет тебя это вязкое облако.

- А ну, давай-кось, Каштанушка, милый, вон туда, на пригорок подымемся! – ласково поглаживая бок коня, сказал Куприян, и стал править на пригорок, чтобы оглядеться.

Местность, укрытая туманом, была Куприяну незнакома. То было не диво, а диво – реки позади тоже не было видать, хотя там туман расселся, показывая Куприяну серую болотистую местность, поросшую рыжеватой травой, которая полегла от заморозков, приникнув к земле.

- Это где мы оказались, - пробормотал Куприян, что теперь делать, он не знал, - Может морок…

- А как же, милок, морок и есть, - проскрипел откуда-то голос.

Куприян вздрогнул и обернулся. На пне у пригорка, там, где туман чуть разошёлся, открыв коричневую болотную воду, сидел старик.

Парень слез с коня, перекинув поводья, положил ладонь на горячий Каштанов бок, и поклонился старику.

- Здравствуй, дедушко. Не погневись, видать мы незваными к тебе зашли. Заплутали мы.

- Да уж знаю, что заплутали, - засмеялся старик и махнул рукой.

То ли птица какая, то ли тёмное тяжёлое покрывало накрыло Куприяна сверху. Он почувствовал, как силы оставляют его, и упал, ухватившись за Каштанову ногу. Тьма накрыла его беспросветно…

Продолжение здесь.

Дорогие Друзья, рассказ публикуется по будним дням, в субботу и воскресенье главы не выходят.

Все текстовые материалы канала "Сказы старого мельника" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

© Алёна Берндт. 2025