Найти в Дзене
МуZей Победы

Как работали школы в годы Великой Отечественной?

1 сентября в нашей стране отмечается День знаний. В честь праздника мы подготовили материал, посвященный работе школ в годы Великой Отечественной войны. Вы узнаете, как тогда проходил учебный процесс, и ответите на вопрос из задачника военного времени.

Занятие школьников в Сталинграде после боев, 1943 год
Занятие школьников в Сталинграде после боев, 1943 год

Новая учебная программа

Великая Отечественная изменила уклад жизни всего советского народа, и подготовка школьников не стала исключением. Наркомат просвещения пересмотрел учебные планы с учетом новых обстоятельств. В первую очередь выделялись дополнительные часы на военную подготовку и физкультуру, вводился курс основ сельского хозяйства. Кроме того, старшеклассников активно привлекали на работы по возведению окопов и противотанковых рвов.

-3

Военная специфика появилась и у традиционных школьных предметов. Так, на географии изучались методы ориентирования на местности и хождение по компасу; на физике учителя рассказывали о принципах работы танковых, авиационных двигателей; в курс химии ввели основы противохимической обороны и рассказывали о способах борьбы с зажигательными бомбами; на уроках геометрии большое внимание уделялось баллистическим расчетам. При этом пение и рисование были временно исключены из учебной программы. Предлагаем вам ответить на вопрос из сборника военного времени «Занимательная беседа о винтовке»:

-4
«Силы, действующие в момент выстрела на пулю и на затвор, равны или нет?
Ответ:
Пороховые газы давят с одинаковой силой на пулю в одну сторону и на всю винтовку — в обратную сторону. Однако, пуля и винтовка не в одинаковой мере оказывают сопротивление давлению пороховых газов. Винтовка тяжелее пули, вследствие чего двигается назад с гораздо меньшей скоростью, чем пуля вперед».
-5

Процесс обучения серьезно осложнила эвакуация в начале Великой Отечественной тысяч школ и детских садов из западных районов СССР. Одновременно с этим десятки тысяч учителей записались в ряды Красной Армии и ушли на фронт. Занятия проходили в ситуации острого дефицита учебников, пособий и письменных принадлежностей. Зачастую вместо бумаги использовались газеты, обои, старые документы; ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями, а вместо мела зачастую использовали белую глину.

Московские школьники на распилке дров для семей фронтовиков
Московские школьники на распилке дров для семей фронтовиков

Несмотря на все трудности, советское правительство уделяло большое внимание школьному образованию. Газета «Правда» в те дни писала:

«Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач. Закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны».
-7

Нехватку учителей компенсировали привлечением студентов педагогических вузов и училищ. В военные годы увеличивались расходы на строительство новых учебных заведения. Так, в 1941–1945 годах в СССР построили 8412 новых школ на 1 млн 177 тысяч мест и еще около 9 тысяч школ приспособили для занятий. С 1943 года для работающих в промышленности подростков и юношей, которые не имели возможности посещать обычную школу, был создан новый тип общеобразовательной школы — школа рабочей молодежи, дававшая неполное среднее или среднее образование без отрыва от производства.

-8

В сложные военные годы педагогам удалось сохранить систему отечественного образования и воспитать достойных людей. Те, кто в 1941–1945 годах учились в школе, обеспечили подъем и развитие производства, строительства, науки, культуры в 1950–1960 годах. Узнать больше о вкладе советского народа в Победу вы сможете на экспозиции Музея Победы «Подвиг Народа».

Источники:
1. Статья О.Г. Яцкевича «Школьное образование в годы Великой Отечественной войны».
2. Портал «Национальные проекты».

#МузейПобеды #ПодвигНарода