Искусственный интеллект может многократно улучшить качество учебного процесса и сформировать новые навыки у подрастающего поколения. Однако, как подчеркивают эксперты ВТБ по Data Science, ключ к его эффективному применению – это критическое мышление.
Как отмечает эксперт Анна Ширшова, ИИ способен помочь учащимся разобраться в теме, быстро отыскать информацию в интернете, развить и сгенерировать новые идеи на базе ответов нейросети. Однако сила ИИ раскрывается только тогда, когда он используется для анализа и самопроверки, а не как поставщик готовых ответов.
«Важно помнить, что нейросети могут ошибаться, поэтому каждое решение нужно перепроверять и уточнять. А в творческих задачах ИИ стоит использовать только как стартовую точку: главная ценность сочинений и проектов остается в уникальном опыте и индивидуальности ученика», — отметила Анна Ширшова.
По ее словам, уже созданы решения для адаптивного обучения с учетом уровня знаний ученика; платформы, пошагово объясняющие сложные математические концепции; языковые сервисы, не только корректирующие ошибки, но и глубоко анализирующие произношение.
Использование ИИ в учебном процессе помогает развивать новые конкурентные навыки. Как отметил эксперт Алексей Пустынников, если школьник или студент работает с искусственным интеллектом грамотно, он учится быстрее анализировать и обрабатывать большие объемы информации.
«Можно быстрее осваивать новые темы, разбираться в сложных вопросах и экономить время, которое раньше уходило на рутину. Для примера: студент-программист получает тему на лекции и тут же может попросить нейросеть показать примеры кода на разных языках. Такой подход ускоряет обучение и делает его гораздо нагляднее», — пояснил Пустынников.
Кроме того, использование ИИ помогает школьникам и студентам развивать умение формулировать и уточнять вопросы, обобщать знания, видеть взаимосвязи между темами и генерировать новые идеи.
«Работа с ИИ должна с самого начала учить школьников ответственности за результат. Технология может подсказать идею или структуру, но именно ученик принимает решение, что использовать и как. Такая культура обращения с ИИ формирует не только цифровую грамотность, но и привычку думать самостоятельно и проверять себя», — резюмировала Анна Ширшова.