Найти в Дзене
Альтернативная история

Жертва дроновой революции. Не взлетевшая реактивная Цессна. Лёгкий штурмовик Textron AirLand Scorpion

Когда данный самолёт только разрабатывали, казалось его ждёт большое будущее. Дешёвая альтернатива всем американским самолётам 20 века, коих ещё много по миру. Казалось перед Скорпионом лежит весь, так сказать, третий мир и даже есть неплохие перспективы в США. Но тут в мире произошла так называемая дроновая революция и все цели для которых создавался Скорпион, лучше и дешевле могут выполнить БПЛА. Но обо всём по порядку. Textron AirLand Scorpion это реактивный самолёт, производимый в США, предназначенный для выполнения лёгких ударных задач, а также задач разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR). По сути это аналог нашего Як-130. Разработка самолёта осуществляется Textron AirLand, совместным предприятием Textron и AirLand Enterprises. Прототип был тайно построен компанией Cessna на её заводе в Уичите, штат Канзас, в период с апреля 2012 года по сентябрь 2013 года и впервые поднялся в воздух 12 декабря 2013 года. В октябре 2011 года группа внешних инвесторов, известная как AirLand E
Оглавление

Когда данный самолёт только разрабатывали, казалось его ждёт большое будущее. Дешёвая альтернатива всем американским самолётам 20 века, коих ещё много по миру. Казалось перед Скорпионом лежит весь, так сказать, третий мир и даже есть неплохие перспективы в США. Но тут в мире произошла так называемая дроновая революция и все цели для которых создавался Скорпион, лучше и дешевле могут выполнить БПЛА. Но обо всём по порядку.

Textron AirLand Scorpion это реактивный самолёт, производимый в США, предназначенный для выполнения лёгких ударных задач, а также задач разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR). По сути это аналог нашего Як-130.

Разработка самолёта осуществляется Textron AirLand, совместным предприятием Textron и AirLand Enterprises. Прототип был тайно построен компанией Cessna на её заводе в Уичите, штат Канзас, в период с апреля 2012 года по сентябрь 2013 года и впервые поднялся в воздух 12 декабря 2013 года.

История создания

В октябре 2011 года группа внешних инвесторов, известная как AirLand Enterprises LLC, обратилась к Textron с концепцией создания «самого доступного в мире тактического реактивного самолета». Две компании создали совместное предприятие под названием Textron AirLand, и разработка самолета началась в январе 2012 года. При этом ни Textron, ни ее дочерние компании не имели большого опыта проектирования боевых самолетов. Textron увидел рынок для этого типа машин. По их мнению, в то время как военные самолеты становились всё дороже и дороже, оборонные бюджеты сокращались. Это давало основания полагать что и более дешёвые боевые самолёты так же найдут своего покупатедя.

Первая концепция, названная Scorpion, имела один двигатель. В начале 2012 года инженеры рассмотрели более 12 конфигураций проекта, которые соответствовали бы их целям, и отобрали четыре проекта; в конечном итоге команда остановилась на конфигурации с тандемным расположением сидений и двумя двигателями.

Самолет держался в секрете и был идентифицирован по кодовому названию SCV12-1 , или просто «проект». На пике своего развития производственная группа насчитывала 200 человек, но в конечном итоге сократилась до 170, включая 120 инженеров. Внешние контуры были сделаны в мае 2012 года, а производство крыла началось в августе 2012 года. В отличие от общепринятых норм, испытания в аэродинамической трубе проводились после того, как детали крыла уже были изготовлены. В традиционной программе разработки самолета Министерство обороны или вооружённые силы выдавали подробные требования, потенциально объёмом в сотни страниц. Вместо этого Textron AirLand провела анализ рынка и возможностей, чтобы определить, что требовалось, но не имелось у внутренних и зарубежных вооружённых сил.

-2

Команда разработчиков, состоящая из сотрудников Textron, Cessna и Bell Helicopter, собралась в одном здании, и все были сосредоточены на задаче, что позволяло принимать решения за считанные часы, а не за несколько дней. Чтобы не привлекать внимания потенциальных конкурентов, разработка держалась в секрете благодаря соглашениям о неразглашении, закупке комплектующих у местных поставщиков и естественной сплочённости, характерной для небольшого городка Уичито, штат Канзас. При разработке использовались технологии, которыми располагала компания Cessna или другие имеющиеся, легкодоступные компоненты и оборудование.

В ноябре представитель Textron Дэвид Сильвестр подтвердил, что Cessna участвовала в создании прототипа Scorpion, но, возможно, не будет выпускать серийные машины. Сильвестр заявил:

«В зависимости от спроса и потребностей в производственных мощностях, окончательное место производства Scorpion, помимо первоначального мелкосерийного производства (2015 год), ещё не определено. Производство может осуществляться «на» Cessna, но совместным предприятием Textron AirLand».

Scorpion был представлен 16 сентября 2013 года. В 2014 году ожидалось, что время от разработки до полета займет 4–5 лет, цель первого полета в течение как минимум 24 месяцев была достигнута. Фраза «скорость имеет первостепенное значение» служит импульсом для программы, цель которой — создать самолет, летать на нем и продавать его как можно быстрее, чтобы не упустить возможности.

Если бы был найден заказчик, производство могло бы начаться в 2015 году с поставками в течение 15–18 месяцев после получения заказа. План состоит в том, чтобы сначала получить контракт, а затем начать мелкосерийное производство и перейти к полномасштабному производству. Компания Textron AirLand оценивала рынок для своей новинки в 2000 самолетов.

Летные испытания

Демонстрационный образец Scorpion завершил предполетные рулежные испытания 25 ноября 2013 года в рамках подготовки к своему первому полету.

Scorpion совершил свой первый полет 12 декабря 2013 года продолжительностью 1,4 часа. Самолет имел гражданскую регистрацию N531TA и обозначен как Cessna E530.

Полет состоялся через 23 месяца после начала проектирования самолета, а программа летной сертификации продлится два года.

Textron AirLand поставил задачу налетать 500 часов в ходе испытаний для проверки основные летно-технических характеристик. Эти цели были достигнуты к концу 2014 года.

Первоначальные летные испытания показали положительные результаты в оценке производительности, механических и электронных систем. 9 апреля 2014 года Textron AirLand объявила, что Scorpion достиг 50 летных часов за 26 полетов. Он летал на высоте 30 000 футов (9 100 м) на скорости до 310 узлов (360 миль/ч; 570 км/ч) и 430 узлов (490 миль/ч; 800 км/ч) и подвергался ускорениям от 3,7 до −0,5 g. Скорость сваливания была определена на скорости менее 90 узлов (100 миль/ч; 170 км/ч). Другие проведенные испытания включали набор высоты на одном двигателе и выключение и перезапуск двигателя в полете. Пилоты сообщили, что Scorpion был маневренным и мощным самолётом даже при полете на одном двигателе, с хорошими характеристиками на низкой скорости. Он также продемонстрировал перехват Cessna 182. Было обнаружено немного проблем, связанных с использованием перспективных, находящихся ещё на стадии разработки систем.

Scorpion налетал 76,4 часа в 41 испытательном полете к 19 мая 2014 года; ни один из запланированных полетов не был отменен из-за механических или технических проблем. В ходе испытаний в самолет постоянно вносились разнообразные улучшения. Участие в Международном авиасалоне в Фарнборо в 2014 году ускорило работы над проектом;

  • на самолёт установили систему защиты от обледенения воздухозаборника двигателя,
  • металлическую переднюю кромку воздухозаборника вместо композитной
  • бортовую систему генерации кислорода вместо кислородных баллонов и другие несрочные элементы.

Обновлённая Модифицированный Scorpion возобновил полеты 1 июня 2014 года. В июле 2014 года Scorpion впервые появился на публике на авиасалоне в Фарнборо.

«Скорпион» на Международном авиасалоне в Фарнборо, июль 2014 г.
«Скорпион» на Международном авиасалоне в Фарнборо, июль 2014 г.

Первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 22 декабря 2016 года. Он имеет упрощенное шасси, увеличенную стреловидность крыла и новую авионику, включая ручное управление двигателем.

Конструкция

Scorpion — двухдвигательный реактивный самолёт с тандемным расположением сидений и фюзеляжем, полностью изготовленным из композитных материалов, предназначенный для лёгких ударных и разведывательных миссий, а также миссий наблюдения и разведывательной деятельности. Производственные затраты были минимизированы благодаря использованию распространённых коммерческих готовых технологий, производственных ресурсов и компонентов, разработанных для бизнес-джетов Cessna; например, механизм привода закрылков от Cessna Citation XLS и Cessna Citation Mustang, а механизм привода элеронов от Citation X.

Textron AirLand Scorpion во время предполетной проверки на болгарской авиабазе Граф Игнатьево
Textron AirLand Scorpion во время предполетной проверки на болгарской авиабазе Граф Игнатьево

Сама компания Textron AirLand позиционирует Scorpion самолётом разведки и наблюдении, а не «лёгким ударным» самолётом, по сути штурмовиком. Совместное предприятие также заявляет, что Scorpion предназначен для выполнения «нетрадиционных полётов для разведки и наблюдении», таких, которые выполняли американские истребители в Ираке и Афганистане. «Скорпион» предназначен для недорогого проведения вооруженной разведки с использованием датчиков на высоте более 15 000 футов, что превышает возможности большинства наземных средств поражения, и при этом он достаточно прочен, чтобы выдерживать небольшие повреждения.

Scorpion спроектирован так, чтобы быть максимально доступным, со стоимостью 3000 долларов США за час полета, при ожидаемой себестоимости единицы менее 20 миллионов долларов США. Несмотря на то, что это двухместный самолет, им может управлять и один пилот.

Textron AirLand выбрала Cobham plc для разработки кабины, которая оснащена современными жидкокристалическими дисплеями. Самолет не будет иметь дистанционную систему управления , чтобы снизить затраты и упростить конструкцию. Демонстрационный образец, а также серийные версии оснащены двумя турбовентиляторными двигателями Honeywell TFE731, создающими общую тягу 8000 фунтов (3600 кг). По данным Textron AirLand, продолжительность полета оптимизирована для 5 часов выполнения барражирования на расстоянии до 150 миль от базы.

За исключением шасси, узлов и креплений двигателя, планер полностью композитный с ожидаемым сроком службы 20 000 часов. Scorpion должен иметь полезную нагрузку 3000 фунтов (1400 кг) высокоточных боеприпасов или разведывательного оборудования в упрощенном и реконфигурируемом внутреннем отсеке. Крылья длиной 14,4 м (47 футов) в основном нестреловидные и имеют шесть точек подвески. Модульная конструкция позволяет снимать крылья и заменять их крыльями другой конфигурации. Во внутреннем отсеке можно разместить до 3000 фунтов (1400 кг) полезной нагрузки. На внешних точках подвески можно пометить 6200 фунтов (2800 кг) различного вооружения.

История эксплуатации

Более поздние летные испытания

В августе 2014 года Scorpion участвовал в учениях, включавших имитацию крупного разлива химикатов, потребовавшую проведения очистных и поисково-спасательных операций. Летчик-испытатель Textron управлял Scorpion, который кружил над районом в течение нескольких часов, передавая полнокадровое видео военнослужащим Национальной гвардии США. Целью этих учений была демонстрация разведывательных возможностей самолета для выполнения задач Национальной гвардии, а также проведение рекламной презентации. Scorpion достиг стопроцентной готовности к выполнению задач, обеспечивая цветное полнокадровое видео высокой четкости и связь с другими самолетами и наземными станциями.

Возможности продаж

Самолет предназначен для выполнения миссий, обычно выполняемых Национальной гвардией ВВС США, включая внутренние перехваты, быструю поддержку при стихийных бедствиях, патрулирование воздушного пространства и боевые миссии с низкой угрозой. Производитель утверждает, что он недорогой и его эксплуатация стоит около 3000 долларов США в час.

Вид сзади на «Скорпион» в 2022 году
Вид сзади на «Скорпион» в 2022 году

Однако нужно отметить, что легкие ударные и разведывательные роли обычно выполняются турбовинтовыми самолетами и БПЛА, с ещё более низкой стоимостью лётного часа.

При этом, так как основным самолётом ВВС США является Lockheed Martin F-35 Lightning II, дорогостоящий самолет для миссий с высокой угрозой, часто может возникнуть потребность в недорогом Scorpion для выполнения миссий с низкой угрозой. Это может вновь открыть исторически небольшой рынок тактических самолетов; прогнозируется, что 60 стран могут нуждаться в тактических самолетах, но не могут позволить себе машины на подобии F-35.

Страны, эксплуатирующие F-16, могут рассматривать Scorpion как экономически эффективную замену данной машины.

Вид спереди на Скорпиона. Фото 2016 года
Вид спереди на Скорпиона. Фото 2016 года

Сегодня компания Textron видит целевым рынком для своей машины Национальную гвардию США и иностранные государства, которые не могут позволить себе F-35, но хотят, чтобы самолет выполнял задачи разведки, наблюдения и легкие ударные задачи лучше, чем турбовинтовые самолеты.

Рынок легких ударных самолетов с фиксированным крылом снизился в 1980-х годах, поскольку более богатые страны выбирали более совершенные самолеты, а более бедные страны переходили на турбовинтовые самолёты и ударные вертолеты. Сегодня пока неясно, будет ли Scorpion дешевле и превзойдет турбовинтовые или БПЛА с точки зрения дальности, продолжительности полета, характеристик на малых высотах и ​​характеристик радаров.

ВВС США планируют снять с вооружения A-10 Thunderbolt II, при этом его задачи по непосредственной авиационной поддержке на начальном этапе будут выполняться F-16 и F-15E, пока не будет осуществлен переход на F-35A. Недорогой самолет Скорпион может быть рассмотрен как более лучшая альтернатива для выполнения миссий против противников без развитой ПВО.

Однако аналитики считают, что Scorpion будет трудно продать ВВС США. Textron AirLand считает, что его можно продать без требования или длительной конкуренции. Сокращение бюджета делает новые программы непривлекательными, а его миссии для войн малой интенсивности, патрулирования границ, морского наблюдения, оказания чрезвычайной помощи, борьбы с наркотиками и операций ПВО выполняются БПЛА. ВВС Национальной гвардии испытывают давление со стороны действующих должностных лиц ВВС, требующих замены устаревших и дорогостоящих F-16 и A-10, а также продвигают беспилотные летательные аппараты. Руководство ВВС Национальной гвардии считает, что замена пилотируемых самолетов на дистанционно пилотируемые сделает их неподготовленными к действиям в чрезвычайных ситуациях внутри страны, таких как стихийные бедствия и кризисы внутренней безопасности. Хотя это может быть обусловлено политическими причинами, правительства некоторых штатов выражают опасения по поводу беспилотников, опасаясь нормативных ограничений, которые могут подорвать способность беспилотников реагировать на стихийные бедствия.

После первого полета Скорпиона прошли переговоры с неназванным иностранным заказчиком. Кроме этого еще одна иностранная страна также заинтересована в закупках Скорпиона. Кроме этого компания «Текстрон» заявила, что есть интерес со стороны военных и военизированных организаций в США, и что они намерены продавать самолеты по цене чуть менее 20 миллионов долларов США за каждый. Предварительные переговоры были проведены с военными Малайзии, Брунея, Филиппин, Индонезии, Бахрейна, Катара и Саудовской Аравии.

В ноябре 2014 года источники подтвердили, что Объединенные Арабские Эмираты провели переговоры об использовании Scorpion для пилотажной эскадрильи Al Fursan , и Textron полагала, что это может привести к увеличению спроса на самолёты.

Однако ОАЭ не захотели быть стартовым заказчиком нового самолета и хотели, чтобы сначала был найден другой заказчик, прежде чем официально подписать контракт. Сделка должна была быть завершена к 2016 году, но так и осталась в планах.

В ноябре 2014 года ВВС Нигерии выразили заинтересованность в приобретении эскадрильи «Скорпионов» для борьбы с повстанцами «Боко Харам». Однако по политическим соображениям эта сделка так же сорвалась.

27 апреля 2015 года Scorpion совершил серию демонстрационных полетов для ВВС Колумбии на авиабазе Апиай. В настоящее время Колумбия рассматривает возможность замены своего парка самолетов Cessna A-37 Dragonfly более современными Скорпионами.

Ожидалось, что министр обороны США Эштон Картер предложит «Скорпион» индийским ВВС во время своего визита в страну в июне 2015 года. Хотя этот самолет предназначен для разведки и легких ударов, Индия выразила заинтересованность в его использовании в качестве промежуточного учебно-тренировочного самолета из-за неоднократных задержек с поставкой учебно-тренировочного самолета HAL HJT-36 Sitara.

-7

В феврале 2018 года Scorpion был выбит из конкурса ВВС США на лёгкий ударный/вооружённый разведывательный самолёт, уступив место Beechcraft AT-6 Wolverine и Embraer A-29 Super Tucano . Министр ВВС Хизер Уилсон назвала AT-6 и A-29 «наиболее перспективными».

Технические характеристики:

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 45 футов 6 дюймов (13,87 м)
  • Размах крыльев: 47 футов 10 дюймов (14,58 м)
  • Высота: 13 футов 4 дюйма (4,06 м)
  • Площадь крыла: 175,3 кв. фута (16,29 м² )
  • Масса пустого самолета: 12 700 фунтов (5 761 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 22 000 фунтов (9 979 кг)
  • Запас топлива: 6000 фунтов (2722 кг)
  • Силовая установка: 2 турбовентиляторных двигателя Honeywell TFE731 , тягой 4000 фунтов силы (18 кН) каждый

Производительность

  • Максимальная скорость: 450 узлов (520 миль/ч, 830 км/ч)
  • Скорость сваливания: 95 узлов (109 миль/ч, 176 км/ч) (макс.) [ 52 ]
  • Дальность перегонки: 2200 морских миль (2500 миль, 4100 км) с дополнительным топливом
  • Практический потолок: 45 000 футов (14 000 м)

Вооружение

  • Узлы подвески: 6 внешних, грузоподъемностью 6200 фунтов (2800 кг) и внутренний отсек с 3000 фунтов (1400 кг) вооружения и других грузов

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Какой станет замена легендарного «бородавочника». Ставатти (Stavatti) SM-27 Мачете (Machete) - Альтернативная История
Проект палубного ударного самолета Grumman Design 128G-12. США - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/zhertva-dronovoj-revolyuczii-ne-vzletevshaya-reaktivnaya-czessna-lyogkij-shturmovik-textron-airland-scorpion/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉