Найти в Дзене
Автовод со стажем

Инструктор был прав: почему выжимать сцепление перед тормозом нужно не всегда

Оглавление

Разумеется, речь идет о среднестатистической ситуации, когда водитель осознанно выбирает режим замедления автомобиля. В экстренных случаях большинство автолюбителей действуют, не задумываясь, руководствуясь только имеющимися навыками. А иногда просто банально не хватает ног для педали сцепления - приходится и тормозить, и давить на газ, как бы это странно ни звучало.

И все-таки, как правильно? Здесь мнения специалистов расходятся. В теории перед тем, как нажать на тормоз, нужно отключить трансмиссию. Этому учат в любой автошколе на уроках практического вождения. И смысл такой операции вполне понятен - в этом можно убедиться на уроках вождения.

Если нажать на педаль тормоза без выключения сцепления, то мотор просто заглохнет. Новичок, поступивший таким образом на уроках вождения, сразу же получает замечание от инструктора. И не из-за того, что поступил неправильно. Каждый такой эксперимент с тормозом - это удар по корзине и диску сцепления, а это ремонт и никому не нужные расходы.

Салон Rio
Салон Rio

Ну и, конечно, курсанта нужно отучить от вредной привычки, чтобы не допускать ошибок на экзаменах по вождению.

Особенности торможения на малой скорости

Так что те водители, кто реально посещал автошколу, те точно помнят на уровне рефлексов, что на малых скоростях обязательно перед нажатием на тормоз или одновременно с ним нужно выжимать сцепление. Кстати, у участников ралли есть даже такое упражнение на управление одной ногой двумя педалями - «газ-сцепление» и «сцепление-тормоз». И это сильно помогает в критических моментах.

Здесь нужно уточнить. Движение на небольшой скорости обычно характерно для движения в пробке, в неспешном потоке машин или просто при маневрировании на стоянке или у дома. В таких ситуациях нельзя заглохнуть и резко останавливаться. Это может привести к удару в задний или передний бампер.

Педали
Педали

У всех автомобилей руль с усилителем, а если машина заглохла, то скорректировать направление движения будет непросто. Даже если у заглохшего автомобиля есть небольшой накат и сразу выжать сцепление, то все равно будет непросто, да и эффективность тормозов резко снижается.

Торможение на средней скорости

Примерно такие же рекомендации можно предложить для движения со средней скоростью. Если планируется снижение скорости и остановка, то нужно выжать сцепление, перейти на пониженную передачу и только потом нажимать на тормоз. Часть траектории движения пройдет с торможением двигателем, а это неплохой способ сберечь колодки. Но только все нужно делать плавно, чтобы не повредить лепестки корзины.

Теперь другая ситуация - движение в потоке транспорта со средней скоростью. Пытаемся выдержать безопасную дистанцию до впереди идущей машины, но получается плохо, так как ее водитель, похоже, путает педали газа и тормоза. В этом случае, если все происходит штатно и расстояние позволяет, то сначала нажимаем на сцепление и выключаем скорость, а затем только на тормоз.

Это позволяет более точно регулировать расстояние до впереди идущей машины. Если же этот автомобиль резко встал как вкопанный, то сразу давим по тормозам. Не задумываясь.

Экстренное торможение

Тут нужно остановиться чуть подробнее. Нельзя давить на тормоз до упора - нужно тормозить несколькими нажатиями со средним усилием. Первые пару нажатий помогут понять, насколько хорошо шины сцепляются с дорогой. Ну и соответственно решить, насколько сильно давить на педаль.

-3

И только если не помогает, а до препятствия остались буквально сантиметры, то тогда, конечно, нажимаем до упора. О сцеплении не думаем и не теряем время. Много решает скорость реакции. И заглохший двигатель нам поможет остановиться раньше, чем произойдет столкновение.

И еще одно. Возможно, последующее утверждение вызовет критику, но обозначить проблему нужно. Многие водители при торможении в нестандартной ситуации очень надеются на работу антиблокировочной системы. Система возможно полезная, но при экстремальном торможении не всегда эффективная. Учитесь правильно тормозить двигателем, иногда коробкой (механической) и педалью тормоза.

Есть десятки приемов торможения для самых сложных и даже критических ситуаций. У этих приемов и навыков есть одно преимущество - они всегда срабатывают и не дают осечки. А недорогая система может подвести в самый ответственный момент.

Торможение на высокой скорости

Что касается движения на скорости выше обычной - в этом случае правило очень простое. Сначала притормаживайте, а затем выжимайте сцепление, если это нужно. Зимой обычно стараются тормозить и педалью, и двигателем. Если что-то серьезное, выключайте скорость и уходите на обочину.

Ну и, конечно, правильно притормаживать в нужный момент, чтобы не получить неуправляемый занос с выездом на встречную полосу.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!