Большинство водителей отчетливо осознают последствия ослепления встречной машиной, поэтому всячески стараются вовремя переключиться на ближний свет и не забывают о периодической проверке регулировок светового потока фар. Это в первую очередь в интересах безопасности обоих участников движения. Но в большой семье адекватных водителей есть немало просто хулиганов или недобросовестных граждан.
Единственный способ предотвратить происшествие - это максимально быстро адаптироваться к ситуации. Еще до того, как встречное авто ударит мощным пучком света по глазам.
Какие лампы наиболее опасны
Меньше всего ослепляющий эффект от старых ламп накаливания и галогенок. У первых мощность светового потока крайне низкая, и полноценного ослепления практически не бывает. У галогенной лампы мощность излучения и плотность потока гораздо выше, но энергия размазана по широкому спектру, как у солнечного света. Поэтому неприятные ощущения могут возникнуть, но полноценного ослепления почти никогда не бывает.
Если, конечно, нет каких-либо патологий зрения. Галогенки довольно легко распознать по очень мягкому и теплому свету. Они неплохо подсвечивают пространство перед машиной, но на дальней дистанции их эффективность сильно падает. Поэтому галогеновые лампы на дальнем свете почти не встречаются.
Второй тип ламп - светодиоды. Очень яркие, интенсивность может быть запредельно высокой. Но светодиоды дают излучение в очень узком спектре. Проще говоря, фонарик очень яркий и светит мощно, но в темноте от такого освещения видно плохо. Если ослепили светодиодными лампами, то в глазах появятся темные пятна, но способность видеть не потеряете.
После удара светом отключаются лишь некоторые колбочки сетчатки, основная масса все же не реагирует на светодиодное излучение. Хотя есть риск повреждения тех немногих клеток, которые среагировали на поток света. По отзывам, способность видеть теряется лишь на 20-30% и восстанавливается уже через 20-30 секунд, пятна достаточно быстро исчезают.
Особенности ксеноновых ламп
Последний вариант - ксеноновые лампы. Яркие, свет от ксенона даже на грязных фарах отлично освещает дальние дистанции. Ксенон дает мощный поток, причем широкого спектра, да к тому же смещенного в область наиболее энергетически опасного синего цвета.
Удар мощным пучком ксенона по сетчатке глаза может привести к полной потере зрения, в лучшем случае на короткий период. Энергетика ксенона настолько сильная, что в былые времена ксеноновые лампы использовались для соединения деталей сфокусированным пучком света. Именно эти лампы наиболее опасны в дороге.
Подготовка к ночной поездке
Перед поездкой в ночь рекомендуется заправить бак омывателя под пробку и вымыть стекла до блеска. Часто мощный поток, попадая на загрязненное стекло, создает эффект вспышки. Ослепления нет, но из-за засветки водитель не видит ситуацию на дороге.
Второе, что нужно будет сделать - это подыскать кепку-бейсболку с длинным козырьком. Мало кто обращает внимание на тот факт, что большинство водителей дальнобойщиков летом ездят в бейсболках. Длинный козырек защищает от ослепления не хуже, чем от слепящего солнечного света в погожий летний день.
И еще одно - неплохо взять в дорогу термос с крепким чаем, можно черным или зеленым. Разницы нет. Это не только средство от сонного состояния, но и эффективное успокаивающее средство. Все, кто хоть раз в жизни ловил зайчики от дуги электросварочного аппарата, наверно имели возможность проверить эффективность примочек теплого чая для глаз.
Так что термос с чаем может и не пригодится, но лучше пусть он будет в машине. В случае чего это поможет восстановить нормальное зрение.
Как правильно реагировать
Первое, что приходит в голову при ослеплении встречным транспортом - это дать дальним светом в ответ. Не нужно этого делать, лучше помигайте фарами. Возможно, водитель встречного автомобиля просто в ступоре и не осознает, что ослепляет своим дальним светом. Обычно в девяти случаях из десяти неплохо срабатывает. Встречная машина просто переходит на ближний, и все.
Иногда ситуация развивается достаточно быстро. Просто не хватает времени на мигание, или встречное авто упорно летит на вас, угрожая ослепить в последующие пару секунд. В таких случаях у опытных водителей срабатывает рефлекс. Все что требуется - это чуть опустить голову так, чтобы глаза смотрели на приборку, а не вперед.
Еще раз отмечу - не отвести глаза, а именно чуть-чуть, буквально на миллиметры опустить голову. На это движение нужно меньше секунды. Если на голове бейсболка, то она закроет большую часть потока, а свет от приборки поможет адаптироваться глазам.
Только не нужно отводить взгляд в сторону или еще хуже отворачиваться на обочину. Это не только не поможет, но и может дезориентировать в пространстве. Если после ослепления что-то произошло, немедленно включайте аварийку и паркуйтесь на обочину. И только потом нужно разбираться со всеми проблемами.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв