Найти в Дзене

Как «понаехи» Крым заселили, или Кто есть крымские татары

Оглавление

В продолжение темы о «понаехавших» хочу отметить, что за тысячелетие в наш любимый Крым кто только не переезжал и, несмотря на то что крымские татары далеко не его аборигены, история их этноса тесно переплетена с историей формирования населения этого славного полуострова.

Остатки Генуэзской крепости (Каффа) в Феодосии (XIV в.)
Остатки Генуэзской крепости (Каффа) в Феодосии (XIV в.)

Крымчане от киммерийцев до генуэзцев

Как уже отмечалось в статье о булгарах (ссылка – в конце этой публикации), этногенез крымских татар весьма сложен. Чтобы хоть немного разобраться в нем (насколько позволяют это сделать дошедшие до нас древние источники), необходимо начать с истории Крыма, а вернее, с формирования в целом населения рассматриваемого полуострова.

Началось всё в стародавние времена, известные по письменным источникам древних греков, кои и поведали нам, что населяли Крым в те времена, а именно в X веке до нашей эры, свирепые киммерийцы, а затем тавры.

Свирепость тех племен отнюдь не помешала древним грекам приплыть на эти берега и наладить взаимовыгодное сотрудничество с оными народами. Торговля мирит всех. Греки поставляли местным народам вино, оливковое масло и культуру, получая взамен в основном зерно. Тавры же охотно эллинизировались, перенимая тягу к прекрасному и привычки заморских гостей.

Греки основали колонии на побережье Черного моря, построили города и привнесли средиземноморскую цивилизацию в эти места. Отношения с местными были разными, периодически захаживали друг к другу в гости, бывало с колюще-режущими предметами, но в основном по торгово-культурным делам. Естественно, смешивались, особенно в периоды, когда связь колоний с родиной прерывалась в результате войн, стихийных бедствий и эпидемий.

Затем на эти земли приходили скифы, сарматы, смешиваясь с местными племенами и продолжая традиции взаимодействия с древними греками. Греков же сменили римляне, затем, поделившись напополам, византийцы – те же римляне, но восточные. Суть отношений не поменялась – то война, то торговля, и постоянное взаимопроникновение культур и генов.

В то же время надолго захаживали в эти земли готы, привнеся в местный субтракт племен германскую кровь, и затем хорошенько перемешали всех гунны с уже настоящим бичом Божиим – Аттилой. Гунны, сами будучи союзом племен, занесли на эти земли тюрков, булгар и даже финно-угров.

Со временем Византийская империя зачахла и потеряла свое влияние на Крымском полуострове, но ее колонии продолжали там жить самостоятельными, так там образовалось государство крымских греков, потомков тех же тавроскифов, античних греков, готов и гуннов. Объединял их образ жизни и принятие православия.

Туда же, в княжество Феодоро в Херсонес и пришел князь Владимир принимать христианство. Параллельно с этими княжествами на полуострове обитали печенеги, а затем половцы – взаимоотношения не отличались новизной – война, торговля, смешанные браки.

Далее в VII веке уже нашей эры в Крым вторгся хазарский каганат, тоже вольная смесь тюрок, болгар и мадьяр. Потом, как уже упоминалось, большая часть Крыма входила в состав Великой Булгарии, потеснившей на некоторое время хазар.

В X веке князь Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат, пройдя ураганом по его землям и уйдя потом в Болгарию налаживать отношения с Византией. Получилось не очень – страху нагнал, но и сам погиб в результате интриг Византии, история известная, не тема этой статьи.

А по теме – в результате походов Святослава на Таманском полуострове и в районе Керчи появилось славянское княжество – Тьмутаракань, отсюда и название в русском языке ну очень далеких мест.

Население тоже было очень пестрым, как и всегда в Крыму. И опять-таки плотные культурные и торговые связи славян и крымского населения поспособствовали вливанию в крымский этнос заметной части славянской крови.

Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму (XIV в.)
Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму (XIV в.)

Затем в Крым хлынули армяне, спасавшиеся от набегов арабов и турок, и по устоявшейся традиции смешались с местным населением.

Православные княжества всё еще продолжали существовать и богатеть. В XII веке в Крым пожаловали венецианцы, а за ними и генуэзцы, основав несколько факторий на побережье.

Так же, как и везде, итальянцы воевали, торговали и смешивались с местным пестрым населением. Наконец, пришло время татаро-монгол, которые, захватив Крым, степную его часть, постепенно стали оседать на этих землях, ставших в свою очередь Крымским юртом Золотой орды.

Ордынцы тесно контактируют с крымскими греками (которые уже и не греки по сути), половцами и итальянцами, оставляя в покое княжество Феодоро и Генуэзские фактории на побережье.

Часть греческого населения, попавшее под управление ордынцев, тюркизируется и впоследствии принимает ислам, но многие из них сохранят христианскую веру вплоть и до наших дней.

Генуэзцы, в отличие от древних греков и византийцев, предпочитают другой вид торговли, а именно работорговлю, скупая у Орды живой товар и доставляя его на европейские рынки. Так, Крым, к сожалению, на столетия стал самым большим работорговым рынком Европы, потеснить его позиции смогли только «просвещенные» европейцы в XVIII веке с африканской работорговлей. А полностью закрыла историю с работорговлей Российская империя. Но это опять-таки мы отвлеклись от темы.

В XV веке после развала Золотой Орды на территории Крыма организовалось Крымское ханство со столицей в Бахчисарае. Да, ордынцы к тому времени сто лет как приняли ислам и относительно мирно существовали с православным княжеством Феодоро и католическими колониями итальянцев.

Но в тот же период в Крым вторглись турки, овладели прежде всего княжеством Феодоро и Генуэзскими колониями и образовали санджак – турецкие владения в Крыму, а Крымское же ханство попало в вассальную зависимость от Высокой Порты (Османской империи).

Генуэзцы, оставшиеся в Крыму, постепенно растворились среди местного, и без того пестрого населения.

И вот этот котел потомков тавров, готов, тюрок, греков, булгар, печенегов, половцев, славян, ордынцев, турок, армян, итальянцев и множества других народов и стал основой этноса крымские татары. Причем трех его частей.

Ордынцы, наравне с половцами, стали основой "степных" крымских татар. Многочисленные средиземноморские колонисты, турки и кавказские гости дали начало "южнобережным татарам", а в горах жили горцы, горные татары – "таты", чье происхождение самое туманное и восходит корнями к таврам и прочим древним народам, уходившим в неприступные горы от постоянных волн миграций на полуостров.

При этом в Крыму в период Крымского ханства продолжали существовать и анклавы греков, армян и других христиан, а также весьма необычные народы, такие, как караимы, происхождение коих весьма загадочное и предмет жарких научных споров, как и их вера – своеобразное прочтение иудаизма.

После присоединения Крыма к России в XVIII в. сюда уже массово переселяются русские, болгары, греки и другие народы нашей многонациональной и великой страны, формируя неповторимый и яркий этнический ландшафт полуострова.

Приходской православный храм Иверской иконы Божией матери (XIV в.) в Феодосии
Приходской православный храм Иверской иконы Божией матери (XIV в.) в Феодосии

Переселения крымских татар

Примечателен еще один факт, без упоминания которого история крымских татар, да и всего населения Крыма была бы неполной.

С конца XVIII по начало XX вв. насчитывается целых пять массовых волн эмиграции крымских татар с полуострова (1783, 1860, 1874, нач.1890 и 1902 гг.), продолжительностью по год-два каждая, кардинально изменивших как национальный состав населения полуострова, так и повлиявших на культуру и экономику в целом региона, а также на самих крымских татар.

Причины указанных периодических переселений весьма неоднозначны. В этой статье я не буду углубляться в это, лишь скажу, что они по большей части имеют политическую подоплеку, трактуемую по-разному.

Насчет хронологии и масштабов упомянутого движения у исследователей единого мнения нет. Например, численность покинувших до 1790 г. крымских татар колеблется от 80 до 30 тыс. Наибольший размер приняла эмиграция после Крымской войны (с 1853 по 1856 гг.) – свыше 180 тыс. (и это только по официальным данным!). Также не имеется точных данных по количеству эмигрантов, которые переселились из Крыма в нач. XX в. Кроме того, есть сведения, что на полуострове в 1917–1922 гг. погибли от голода 50 тыс. крымских татар, столько же переехали в Турцию.

В результате этих эмиграций образовалась крымско-татарская диаспора в Османской империи на землях Дорбуджи (сейчас Болгария и Румыния), а также в Турции.

В 1921 г. согласно изданному декрету в составе РСФСР образовалась Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика, которая просуществовала до 1945 г. В 1925 г. крымские татары составляли четверть населения Крыма – 179 тыс. чел.

18 мая 1944 года все проживающие на полуострове крымские татары были депортированы в среднеазиатские республики и другие регионы РСФСР, где смешались все три группы рассматриваемого этноса, плюс добавился легкий шлейф смешения с другими народами, населявшими Советский Союз, – так процесс формирования крымских татар продолжился и в XX веке.

К настоящему времени в Крым вернулись порядка 300 тыс. крымских татар и их численность (по данным Росстата на 2014 г.) составляет 10 % от всего населения полуострова. А остальные это такие же переехавшие в разные годы люди из многочисленных регионов России, коренных жителей в Крыму уже давно нет.

И так же, как и тысячи лет назад, на наш полуостров продолжали и продолжают приезжать представители разных народов, обогащая этот благословенный край.

Соборная пятничная мечеть Муфти-Джами в Феодосии (XVII в.)
Соборная пятничная мечеть Муфти-Джами в Феодосии (XVII в.)

Спасибо за внимание!

Буду не против аргументированной дискуссии – давайте вместе разбираться в возникающих вопросах. С радостью ознакомлюсь с каждым разумным мнением, рассмотрю любые замечания и дополнения🤝

Статья о булгарах – здесь:

Предыдущая публикация – здесь:

Следующая – здесь:

Крым
652,3 тыс интересуются