Найти в Дзене
Альтернативная история

Операция «Коттедж». Восемь тысяч солдат против пустоты

Оглавление

Вторая Мировая Война | Альтернативная история | Дзен

В анналах Второй мировой войны можно найти бесчисленное множество неудачных, провальных или даже трагических военных операций. Вспомним, к примеру, позорную капитуляцию англичан в Сингапуре, уничтожение советской 2-й ударной армии на Волховском фронте, окружение группировки Паулюса под Сталинградом или печально известный «Рейд на Дьепп», о котором уже упоминалось ранее. Война – это не парадное шествие с оркестром, а изнурительная и неблагодарная работа, чей успех далеко не всегда гарантирован.

Особое место среди военных провалов занимает операция «Коттедж», проведенная американскими войсками на Тихоокеанском театре военных действий. С технической точки зрения она прошла безупречно: США восстановили контроль над островом Кыска Алеутской гряды, ранее захваченным японцами и имевшим стратегическое значение. Захват острова стоил американцам более 300 жизней убитыми и ранеными – не так много, но и немало, учитывая, что у японцев потерь не было вовсе. Точнее говоря, японских солдат на Кыске просто не существовало. Они там отсутствовали.

Американский пропагандистский плакат. В случае с Кыской получилось скорее наоборот
Американский пропагандистский плакат. В случае с Кыской получилось скорее наоборот

Упомянутый «Рейд на Дьепп» входит в число самых бессмысленных операций Второй мировой, но гибель английских и канадских спецназовцев и потеря почти тридцати танков имели хоть какое-то политическое обоснование: Черчилль хотел продемонстрировать Сталину невозможность открытия Второго фронта в 1942 году. Но операцию «Коттедж», начавшуюся спустя год после Дьеппской авантюры, можно считать самым абсурдным эпизодом войны.

Начало войны

Боевые действия на Тихом океане непрерывно шли с 1937 года, когда конфликт между китайскими и японскими солдатами у моста Марко Поло положил начало Второй японо-китайской войне. В 1938–1939 годах, когда обе страны были втянуты в надвигающуюся Вторую мировую, японцы попытались расширить свои владения на север, но были остановлены советскими войсками в битве у Халхин-Гола. «Европоцентричная» концепция Второй мировой, считающая ее началом 1 сентября 1939 года, может быть пересмотрена, и отправной точкой глобального конфликта можно считать именно инцидент на мосту Лугоцяо.

В 1941 году США, Великобритания и Голландия договорились о запрете поставок стали и нефти в Японию, жизненно необходимых для ведения войны. В ответ японские войска одновременно атаковали британские колонии (Гонконг, Филиппины, Таиланд и Малайзию) и американскую базу Перл-Харбор. Союзники не смогли сдержать натиск японцев, и началась масштабная экспансия на Тихом океане.

Вдохновленные чередой военных успехов, японцы расширяли фронт практически во всех направлениях. В 1942 году они создали стратегически важные базы на островах Атту и Кыска, входящих в Алеутский архипелаг. На этих вулканических островах, предположительно некогда соединявших Евразию и Америку, располагалась лишь метеорологическая станция ВМФ США, передававшая сводки погоды и состоявшая из десяти матросов. Все они, кроме одного, были взяты в плен. Один американский военнослужащий скрывался в горах 50 дней, после чего также сдался в плен. Именно с этими островами и связана наша история.

Примечательно, что захват Атту и Кыски был совершен 6–7 июня, а американцы узнали об этом только 10-го числа. Первоначально японцы планировали захватить большую территорию, но адмирал Ямамото отменил операцию по захвату острова Адак из-за поражения у атолла Мидуэй.

Японские танкисты на Кыске
Японские танкисты на Кыске

Захват островов позволил японцам не только получить выгодную стратегическую позицию, но и нанести удар по самолюбию американцев. Впервые со времен Англо-американской войны 1812–15 годов противник захватил клочок американской земли!

Японский солдат ловит рыбу на американском острове Кыска. 1942
Японский солдат ловит рыбу на американском острове Кыска. 1942

Битва за Атту

Операции «Коттедж» предшествовала операция «Песчаный краб» по освобождению острова Атту, проведенная американцами с 11 по 30 мая 1943 года. Японский гарнизон на острове Атту был меньше, чем база на Кыске, и американский адмирал Томас Кинкейд решил сначала нанести удар по более слабой цели. Захват острова Атту обеспечивал американцам контроль над окружающей территорией и возможность изолировать Кыску от снабжения. В операции были задействованы линкоры «Невада», «Пенсильвания» и «Айдахо», авианосец «Нассау», множество крейсеров и эсминцев, подводные лодки. Десант обеспечивала 7-я пехотная дивизия. Американцы тщательно подготовились к взятию острова.

-5

11 мая началась высадка десанта. Не встретив сопротивления, американские солдаты начали продвигаться вглубь острова к основной японской базе. Пересеченная местность затрудняла продвижение, а холодная и ненастная погода изматывала солдат. Кроме того, японцев на острове оказалось гораздо больше, чем сообщала разведка, и они оказали упорное сопротивление. Полковник Ясуо Ямасаки повел последнюю тысячу своих солдат в рукопашную контратаку.

Бои за остров продолжались три недели. В результате американцы потеряли 549 человек убитыми, 1148 ранеными и около 2000 небоевыми потерями от болезней и обморожений. Но настоящая неудача ждала их впереди.

Высадившиеся на Атту войска
Высадившиеся на Атту войска

Некоторые особенности логистики на Тихоокеанском ТВД (по материалам С. Сигачева)

Здесь стоит сделать небольшое отступление и прояснить важный вопрос: как американцы воевали на театре с катастрофически растянутыми морскими коммуникациями?

Американские адмиралы на Тихоокеанском театре военных действий столкнулись с беспрецедентной ситуацией, с которой ранее не сталкивались военные моряки, и в итоге за три года решили ее планомерно, грамотно и системно. Именно из этого уникального опыта в начале 50-х годов возникло понятие «контейнера» как стандартизированной транспортной единицы снабжения и вообще понятие пакетных перевозок и всеобщей унификации разнородных грузов. Звучит странно, но до Тихоокеанской кампании Второй мировой войны люди не знали контейнеров и паллет. Даже гениальные организаторы немцы, изобрели только канистру для топлива (jerrycan).

Логистика на Тихоокеанском ТВД: основные порты отгрузки обозначены синим, центры распределения и сортировки –зелёным и пункты промежуточного складского снабжения – красным
Логистика на Тихоокеанском ТВД: основные порты отгрузки обозначены синим, центры распределения и сортировки –зелёным и пункты промежуточного складского снабжения – красным

Не надо путать логистические задачи с задачами снабжения войск. Между ними есть тонкая, но ощущаемая разница. Из чего вообще возникла современная логистика и почему она отличается от снабжения, и военного снабжения в частности? Она выросла из вычленения и формализации имеющихся ограничений и подхода к снабжению как к математике — к транспортной задаче.

Так вот, только на Тихом океане к 1943 г. американцев возникло уникальное стечение нескольких задач:

  • не только временный дефицит ресурсов (как и всегда на войне);
    не только дефицит транспортных средств доставки (вызванный мобилизацией сил и/или одновременным противодействием противника на коммуникациях);
  • но ещё и ничтожно малые географически возможные варианты площадей (точек) размещения складов — промежуточных и основных, на атоллах и островах;
  • кроме того, гигантские расстояния плеча доставки — до 14 000 км;
    а самое главное — практически полное отсутствие ресурсов на месте в точке снабжения,
  • при огромной номенклатуре и разнокалиберности потребных материалов
    и большом размере снабжаемых военно-морских соединений и экспедиционных сил.

Чем ситуация для тихоокеанского адмирала принципиально отличалась от ситуации атлантического адмирала US Navy?

Как пример. В Англию шли конвои с материалами. Там было до 1944 г. сильное противодействие ПЛ немцев, и до 1943-го был острый недостаток судов снабжения. То есть — серьёзные ограничения были. Однако перед американским адмиралом на Атлантике в принципе не стояла задача снабжения группировки абсолютно всем: на месте, в Британии, можно было взять, например, все виды гвоздей, цемент, дерево, часть номенклатуры взрывчатых веществ, часть номенклатуры металлов и даже бронесплавов, и так далее. У атлантического адмирала не стоял вопрос расчёта и дефицита складских мощностей — сколько надо, столько и дадут со складов (пирсов, погрузочных мощностей) на месте. Инфраструктура развита. Во время наступления склады затем можно разместить в тылу, в удобном месте без особых ограничений, с тысячами возможных вариантов. Кроме того, плечо доставки — через Ньюфаундленд и Исландию — 2000 плюс 3000–3500 км. Вполне подъёмно.

А вот у тихоокеанского адмирала этот вопрос стоял, и стоял остро. На атоллах и островах Тихого океана не было ничего, площади были жёстко ограничены. Если не снабдил заранее — и не будет ничего, ты ничего не перехватишь на недельку у английского коллеги, даже по мелочи. Давайте посмотрим на карту Тихого океана, где можно разместить промежуточные склады — между Гавайями, Иводзимой, Формозой и Австралией? Там будет не более 20–30 возможных точек на гигантскую площадь в 20–25 млн кв.км. И нет почти никаких наличных ресурсов. Завозить надо всё. Номенклатура — огромная. Попробуйте-ка одновременно снабжать 1) экспедиционные силы Макартура; 2) гигантские соединения Хэлси, и всё это —на расстоянии плеча в 11–15 тыс.км. А сколько надо ресурсов в сутки, скажем, соединениям Хэлси, с его 250 корабельными единицами и огромной номенклатурой вооружений, видов топлива, масел, провианта, воды, одежды, металла и так далее, если они крейсируют в море Сибуян у Филиппин, и снабжение идёт через 3–4 перевалочных точки в океане? Среднее расстояние прохождения груза при этом больше, чем от Лондона до Южно-Сахалинска через Ла-Манш, европейские дороги, Транссиб и Татарский пролив. Прикиньте путь груза от индустрии Чикаго, через Сан-Диего, распредпункт на Гавайях, затем через пару атоллов, затерянных в океане, и до флота у Филиппин.

-8

Отсюда и пошла попытка постановки транспортной задачи в том виде, в каком мы её сейчас знаем. Математикой. Потребная номенклатура ресурсов, оборот судна снабжения, расчёт объёма склада в промежуточной точке, подсчёт расстояния, и т.п. Классические квартирмейстеры и снабженцы-тыловики просто не могли адекватно справиться с такой сложностью задачи, и американцы пошли по новому пути. Отсюда же и там же родилась и концепция «контейнера»: однородной пакетной единицы груза, унифицированной для массовой перевозки, со стандартизованными же средствами крепления и оснастки. И это всё было придумано не от хорошей жизни, а от острой потребности решения задачи крупномасштабной дальней доставки.

Именно американцы в период Второй мировой изобрели математическую логистику.

Операция «Коттедж»

Вернёмся, однако, на Алеутские острова. После долгого и тяжёлого взятия Атту американцы начали готовиться к операции «Коттедж» — атаки на вторую базу Кыски. Американская разведка докладывала, что гарнизон острова составляет приблизительно 10 000 императорских солдат. Учитывая ошибки во время «Песчаного краба», вражеских солдат могло быть и больше. Перспектива затяжных боёв также совершенно не устраивала американцев: на холод и болезни пришлась половина всех жертв битвы за Атту.

Расположение японцев на о. Кыска , октябрь 1942-го. Разведывательное аэрофото
Расположение японцев на о. Кыска , октябрь 1942-го. Разведывательное аэрофото

​Итак, было необходимо действовать быстро. Единственный шанс взять остров с минимальными потерями — стремительная высадка десанта и проход вглубь до японской базы.

Численность американских войск превышала 34 000 человек, из них около 5000 — канадцы. Весьма впечатляющие цифра для острова, протянутого всего на 35 километров. Канадский же интерес на фронте Тихого океана появился после того, как 20 июня 1942 года японцы расстреляли канадский маяк на острове Ванкувер, и правительство Канады приняло решение помочь США в операциях на данном ТВД.

Ранее американцы высадились на острове Адак, ставшем крупнейшей базой на этом военном фронте. С его авиабазы остров Кыска регулярно подвергался авианалётам, корабли вели обстрелы с моря, чтобы не позволить японцам возвести серьёзные укрепления. Впрочем, работа авиации постоянно усложнялась сильным и переменчивым ветром, частенько бомбардировщикам и штурмовиками приходилось летать только по приборам.

Американцы бомбят захваченные острова, весна 1943-го
Американцы бомбят захваченные острова, весна 1943-го

Бомбардировка Кыски, 10 августа 1943 года
Бомбардировка Кыски, 10 августа 1943 года

На острове имелось несколько бухт, пригодных для стоянки крупных кораблей, и все они были взяты под контроль американским флотом. 5 июля 1942 года подводная лодка «Тритон» затопила японский эсминец «Ненохи». Три эскадренных миноносца были уничтожены американской субмариной «Гроулер».

Но захват острова был возможен только высадкой десанта, для чего американцы разработали операцию «Коттедж». Собственно наземная атака была назначена на 15 августа 1943 года.

Аэрофото, сделанное 18 июня 1942 года. Японские самолёты на острове Кыска. Самолёты оказались муляжами. Но были и настоящие…
Аэрофото, сделанное 18 июня 1942 года. Японские самолёты на острове Кыска. Самолёты оказались муляжами. Но были и настоящие…

12 августа 1943 года с острова Адак отправилась крупная экспедиция — в назначенный день операции первая группа войск высадилась на берег. Располагая ложной информацией о приливах и отливах, корабли не смогли вплотную подойти к берегу, десантные лодки образовали затор на отмели, солдаты торопливо и неорганизованно высаживались на берег. К счастью для них, никакого сопротивления со стороны японцев оказано не было. Впрочем, ветеранов битвы за Атту это нисколько не удивило — американцы ждали серьёзной засады в глубине острова.

Американская эскадра у острова Адак готова к вторжению на Кыску. Начало августа 1943 г.
Американская эскадра у острова Адак готова к вторжению на Кыску. Начало августа 1943 г.

В 6:21 утра главные десантные силы при поддержке корабельной артиллерии начали высадку. На следующий день на берег высадились оставшиеся силы, включая канадский десант. К удивлению американского командования, сопротивления вновь оказано не было. Солдатам было запрещено разбивать лагерь, первую ночь морская пехота провела в походе, чтобы пройти как можно дальше к центру острова. По воспоминаниям ветеранов, это был «типичный алеутский вечер»: густой, как гороховый суп, туман, дождь и промозглый холод. Коварная погода силами тумана, ветра и человеческого воображения рисовала опасность буквально на каждом углу, превращая деревья в причудливые фигуры японских снайперов.

Было решено занять заранее выбранные позиции в горах. И снова движению американцев не мешало ничего, кроме холода и дождей. Низменная часть острова выглядела кошмарно — лишённая лесов, но покрытая густой травой тундра, болотистый слой почвы достигал глубины несколько футов. К августу, когда и проходила операция «Коттедж», большая часть Кыски была покрыта густым, не рассеивающимся даже при сильном ветре туманом.

Высадка американских и канадских войск на острове Кыска
Высадка американских и канадских войск на острове Кыска

Канадский солдат в высадке на Кыску. 16 августа 1943 года
Канадский солдат в высадке на Кыску. 16 августа 1943 года

​Десант продвигался по острову крайне медленно и осторожно, тщательно выверяя каждый свой шаг и постоянно ожидая засады. Из-за чрезвычайного напряжения солдаты то и дело становились жертвами «дружественного огня»: за японцев начали принимать соседние отряды, идущие на небольшом расстоянии. Радиосвязь на острове была очень плохой, карты не точные — согласовывать движение было чрезвычайно сложно. У военных попросту сдавали нервы.

Ситуацию усугубляло ещё и то, что все американские СМИ пристально следили за операцией. Все считали, что цена победы будет очень высокой, потери намного превысят захват Атту. Командование знало, что внимание радио и газет приковано к событиям на Алеутских островах, и пыталось соответствовать ожиданиям общественности — то есть, провести высадку и захват острова максимально быстро и успешно.

Только на исходе второго дня, когда разведка достигла бухты Гертруда, где и должны были располагаться главные силы противника, стало ясно, что японцев на острове попросту нет.

Японский корабль в гавани Кыска, севший на мель
Японский корабль в гавани Кыска, севший на мель

Японские ВМФ в составе двух крейсеров и десяти эскадренных миноносцев 28 июля под прикрытием сильного тумана успешно произвели стремительный бросок к острову Кыска. Прижавшись к берегу, в течение 45 минут корабли приняли на борт более 5000 человек (разумеется, в численности японских солдат американская разведка тоже ошиблась), и только по пути обратно крейсер «Абукума» столкнулся с американской подводной лодкой. Остальной союзнический флот в это время уходил принимать топливо, а самолёты не вели разведку по причине всё того же тумана. В течение трёх недель американцы воевали за остров с несуществующим противником — единственными живыми существами на острове были бродячие собаки, прикормленные японцами.

Погибло от «дружественного огня», было смертельно ранено и пропало без вести 313 военнослужащих. В число потерь во время этого блестящего сражения следует включить и новейший эсминец «Эбнер Рид», подорвавшийся на случайной японской мине — погибли семьдесят моряков.

»Эбнер Рид», DD-526, эсминец типа «Флетчер»
»Эбнер Рид», DD-526, эсминец типа «Флетчер»

«Эбнер Рид» после подрыва на мине
«Эбнер Рид» после подрыва на мине

Формально операция прошла успешно. Быстро, оперативно произведён захват острова, стратегический пункт перешёл под контроль американской армии. Но это именно тот случай, когда «формально — правильно, а по сути — издевательство».

Вокруг каждой малопонятной истории всегда появляется конспирологическая теория, в которой отсутствие фактов прекрасно объясняется их сокрытием. Кто-то считает, что Рузвельт специально сдал Пёрл-Харбор, чтобы ввязать США во Вторую мировую войну. Кто-то винит американское правительство в трагедии 11 сентября. Подобная судьба не минула и операцию «Коттедж».

Есть мнение, что за три недели до операции американские бомбардировщики приземлились на остров для разведки, так как за их полёт не было ни одного зенитного выстрела. Разумеется, об этом сразу же доложили руководству, но Томас Кинкейд не стал отменять «Коттедж» либо из-за того, что хотел записать на свой счёт успешный захват острова, либо решив устроить солдатам учения. Учитывая то, что без жертв высадка не обошлась, обе этих версии выглядят просто чудовищно.

Разбитые японские самолёты на Кыске. 19 августа 1943 года
Разбитые японские самолёты на Кыске. 19 августа 1943 года

Американские военные метеорологи с одной из немногих живых защитниц Кыски. 1943 г.
Американские военные метеорологи с одной из немногих живых защитниц Кыски. 1943 г.

Повреждённая база японских сверхмалых подводных лодок
Повреждённая база японских сверхмалых подводных лодок

Впрочем, конспирология — наука неточная, и мы будем считать, что «Коттедж» являлся следствием сразу нескольких наложившихся факторов: некомпетентность разведки, кошмарные погодные условия, не менее ужасная связь между подразделениями и шапкозакидательские настроения командования. В итоге много тысяч морпехов, сотни самолётов и десятки тяжёлых кораблей целый месяц воевали с пустым островом.

Вместо итогов…
Вместо итогов…

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Альтернативный вариант: могла ли Япония выиграть Вторую Мировую войну? - Альтернативная История
«Меч с небес»: Воздушно-десантные войска Японской империи - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/andrej-martyanov-operacziya-kottedzh-vosem-tysyach-soldat-protiv-pustoty/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉