Найти в Дзене
Memento mori

Мемориальная скульптура: Демут-Малиновский

Сегодня вспомним одного талантливого скульптора русского классицизма — Василия Ивановича Демут-Малиновского (1779-1846). Преемник Мартоса на посту ректора Академии художеств по отделению скульптуры, Василий Иванович оставил после себя впечатляющее наследие. Отцом будущего скульптора был петербургский резчик по дереву Иван Демут, от которого Василий Демут (вторая часть фамилии появилась только в 1816 году) перенял интерес к пластике. В возрасте 7 лет мальчик уже учился в Академии художеств, и особенное влияние на развитие его таланта оказал скульптор Михаил Козловский. Забегая вперёд, сразу уточню, что Демут-Малиновский выпустился из Академии в 1802 году, но к этому времени успел поучаствовать в проектах:
— Доработка моделей скульптур для петергофского каскада (эскизы создавали такие мастера, как Козловский, Шубин и другие, а ученики доводили "до ума").
— Создание барельефов на основании памятника Петру I работы Растрелли (считается, что барельеф "Взятие фрегатов при Гангуте" создал име

Сегодня вспомним одного талантливого скульптора русского классицизма — Василия Ивановича Демут-Малиновского (1779-1846). Преемник Мартоса на посту ректора Академии художеств по отделению скульптуры, Василий Иванович оставил после себя впечатляющее наследие.

"Портрет В. И. Демут-Малиновского", Г.А. Крылов, 1839г.
"Портрет В. И. Демут-Малиновского", Г.А. Крылов, 1839г.

Отцом будущего скульптора был петербургский резчик по дереву Иван Демут, от которого Василий Демут (вторая часть фамилии появилась только в 1816 году) перенял интерес к пластике. В возрасте 7 лет мальчик уже учился в Академии художеств, и особенное влияние на развитие его таланта оказал скульптор Михаил Козловский. Забегая вперёд, сразу уточню, что Демут-Малиновский выпустился из Академии в 1802 году, но к этому времени успел поучаствовать в проектах:
— Доработка моделей скульптур для петергофского каскада (эскизы создавали такие мастера, как Козловский, Шубин и другие, а ученики доводили "до ума").
— Создание барельефов на основании памятника Петру I работы Растрелли (считается, что барельеф "Взятие фрегатов при Гангуте" создал именно Демут-Малиновский).

Когда в 1802 году скоропостижно скончался Михаил Иванович Козловский, то именно Демут-Малиновский выиграл конкурс на создание надгробия для своего учителя.

Несоответствия. Я тут листаю книжечку 1980 года, которую выпустили с рассказом о жизни и работе Демут-Малиновского. Там указан год создания надгробия — 1803. А в Некрополе Александро-Невской лавры, где ныне находится это захоронение, указан 1806 год.

Но 1803 год кажется логичнее, потому что конкурс был объявлен сразу после смерти скульптора. И в 1803 году Демут-Малиновский уехал учиться за границу вместе с другими выпускниками Академии, как тогда было принято. Вернулся только в ноябре 1806 года.

Табличка около надгробия
Табличка около надгробия

Трехлетняя учёба в Италии не прошла даром — искусством работы с камнем Демут-Малиновский овладел в совершенстве. Увы, созданные за границей работы погибли при перевозке.

Но задач в Петербурге было много благодаря развернувшемуся грандиозному строительству. Недавние выпускники — Демут-Малиновский, Пименов, Теребенев, — были привлечены к работе так же активно, как и знаменитые мастера, тот же Мартос. Практически все крупные проекты того времени создавались коллективно: Андрей Никифорович Воронихин, гениальный архитектор, строил, — скульпторы "украшали".

Так Воронихиным был построен самый красивый (имхо) собор Петербурга — Казанский, часть скульптур у фасада которого создал Демут-Малиновский. Так было воздвигнуто здание Горного института ("Похищение Прозерпины" и барельефы изваял наш герой, а вторая скульптура, "Геркулес и Антей", — работа Пименова). Так создан наикрасивейший кабинет "Фонарик" в Павловском дворце, для которого Демут-Малиновский создавал кариатид.

Кариатиды, кстати, погибли в годы Великой Отечественной войны, но были гениально воссозданы в 1959 году Н.И. Мальцевой и Т.П. Шабалкиной.

Одна из статуй Демут-Малиновского у Казанского собора — Андрей Первозванный
Одна из статуй Демут-Малиновского у Казанского собора — Андрей Первозванный

В 1814 году Воронихин скончался, и именно Василий Иванович создавал ему надгробие на Лазоревском кладбище, которое ныне называется Некрополь XVIII века.

К этому времени Демут-Малиновский уже давно был академиком, получив звание за эскиз статуи Ильи Пророка для Казанского собора в 1807 году, и профессором (звание получено в 1813 году).

Делал ли Василий Иванович сам статую Ильи Пророка, или по его эскизу создавал скульптуру кто-то другой, — мнения разнятся. Официально приписывают всё же только четыре скульптуры, перечисленные выше, под фотографией.

Надгробие А.Н. Воронихина, 1814г.
Надгробие А.Н. Воронихина, 1814г.

Годом ранее скульптор поучаствовал в создании ещё одной мемориальной работы, на сей раз в Москве. Речь идёт о барельефе для надгробия Е.И. Барышниковой на кладбище Донского монастыря.

Семейное захоронение Барышниковых обнесено заборчиком, так что для фотографирования пришлось просовывать телефон сквозь прутья, хоть так.

Возвращаясь к глобальным, знаковым проектам, вспомню ещё скульптуру "Триумф Нептуна" на здании Биржи, построенном Тома де Томоном. Упомяну ещё и часть скульптур для здания Адмиралтейства, которое перестраивал А.Н. Захаров. Но эти работы были, к сожалению, утеряны. А так интересно было бы посмотреть. Василий Иванович для Адмиралтейства изваял аллегорические статуи рек Енисея и Лены, три летних месяца, аллегорию "Европа" и одного из полководцев.

После войны 1812 года Василий Иванович создал статую "Русский Сцевола", изображающую простого русского мужика, который, попав в плен к французам, был клеймён буквой N. Он стоит с топором, готовясь отрубить себе левую руку, носящую столь позорный знак. Именно за эту скульптуру и получено звание профессора.

После войны были созданы и бюсты М.И. Кутузова (не сохранился), М.В. Ломоносова, Александра I, А.П. Строганова, поэтов М.Н. Муравьёва и В.А. Озерова. Но самым известным из этой плеяды работ стал бюст А.В. Суворова. Именно он был установлен над могилой великого полководца в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры.

Примерно в 1817 году Демут-Малиновский создал бронзовый барельеф для надгробия П.П. Чекалевского, вице-президента Академии художеств, похороненного на Лазаревском кладбище (в Некрополе XVIII века). Ныне оригинал барельефа экспонируется в выставочном зале на территории Некрополя Мастеров искусств.

Но он хотя бы сохранился. А вот надгробие доктора медицины Роберта Симпсона, работавшего в Кронштадтском госпитале, было полностью разграблено на Смоленском лютеранском кладбище. Там на тумбе размещался барельеф доктора работы Демут-Малиновского, сверху располагалась каменная урна, и могила была накрыта каменной сенью на четырёх столбах.
Всё ободрали, осталась только тумба.

Барельеф с надгробия П.П. Чекалевского, 1817г.
Барельеф с надгробия П.П. Чекалевского, 1817г.

Два надгробия Демут-Малиновский создал за пределами России, в Эстонии. В Домском соборе Таллина похоронен герой Аустерлица Ф.И. Тизенгаузен, зять Кутузова.

Фёдор Иванович Тизенгаузен, считают, стал прототипом Андрея Болконского в "Войне и мире". Ибо на поле сражения он поднял флаг и повёл солдат в атаку, вернув боевой дух приунывшим воякам. От тяжёлых ран, полученных в этом бою, Тизенгаузен вскоре скончался и поначалу был похоронен в деревне Штрасcендорф в Моравии, где собственно и умер. Но после войны его прах перевезли в Таллин, и Демут-Малиновский создал это надгробие.

И второе захоронение с надгробием работы Василия Ивановича в Эстонии — это надгробие на могиле Барклая де Толли. Полководец скончался в 1818 году, будучи в посёлке Нагорное, неподалёку от Инстербурга (ныне это город Черняховск в Калининградской области). Тело доставили в фамильное поместье его супруги Бекгоф, под эстонским посёлком Йыгевесте. Там, в мавзолее, Барклай де Толли покоится и ныне рядом со своей женой.

Вот туда я не доехала, поэтому покажу снимок со старой советской открытки.

Занимательный факт: сердце у скончавшегося полководца было вырезано и похоронено в посёлке Нагорное, где его застала смерть. На этом месте прусский король Фридрих Вильгельм III, которому в то время принадлежала территория, приказал поставить памятный монумент, сохранившийся до наших дней.

С мемориальными работами Демут-Малиновского мы практически закончили, осталось написать о последней. Образ плакальщицы, созданный для могилы В.Д. Новосильцева в Новоспасском монастыре Москвы, и повторённый для И.И. Барышникова в Донском монастыре, стал так популярен, что мгновенно "ушёл в народ". Надгробие по этому проекту установлено даже на могиле Грибоедова в Тбилиси. А на Введенском кладбище Москвы установлены аж два идентичных надгробия. Я писала об этом чуть подробнее в статье про Новоспасский, не буду повторяться.

Реплики на этот памятник можно встретить и на современных надгробиях. Буквально пару недель назад на Ваганьковском видела плакальщицу в похожей позе. Не скопированную подетально, да и размерами помельче, но параллели со скульптурой Демут-Малиновского очевидны.

Вернёмся к глобальным проектам.
Успешен был тандем Демут-Малиновского и Пименова: вместе они оформили скульптурно Елагинский и Михайловские дворцы, создали колесницу для арки Главного штаба (через который въезжают на Дворцовую площадь), оформили Императорскую публичную библиотеку и Александринский театр, создали колесницу и остальной антураж для Нарвских триумфальных ворот.

В 1833 году Степан Степанович Пименов скончался, так что плодотворный творческий союз распался. Интересно, почему Демут-Малиновский не создавал надгробие Пименову.

В 1836 году Василий Иванович сменил Мартоса на посту ректора, и продолжал, продолжал работать. Из работ последних лет отмечу лепнину Зимнего дворца, Египетские ворота в Пушкине, статую Екатерины II, скульптурное оформление изумительной готической капеллы в Петергофе, памятник Барклаю де Толли в эстонском городе Тарту.

Кстати, отреставрированную статую Екатерины II, посвящённую победе в Русско-турецкой войне, ныне можно увидеть в дворике музея Щусева в Москве.

Последним творением Демут-Малиновского стал памятник Ивану Сусанину в Костроме, снесённый впоследствии советский властью из-за бюста Михаила Фёдоровича, венчающего колонну.

На протяжении своего творческого пути Василий Иванович успевал ещё и преподавать, обучив новые поколения молодых талантов. А вот о его личной жизни известно совсем немного: только то, что женат скульптор был на дочери своего коллеги, Ф.Ф. Щедрина. И у этой пары была как минимум одна дочь, ибо она вышла впоследствии замуж тоже за скульптора, С.И. Гальберга.

Похоронили Василия Ивановича сначала на Смоленском православном кладбище, но впоследствии перенесли захоронение в Некрополь Мастеров искусств в Александро-Невской лавре, где оно находится и ныне. Неподалёку от захоронения Пименова, тоже перенесённого сюда со Смоленского.

Надгробие Демут-Малиновского
Надгробие Демут-Малиновского

Вот, пожалуй, и вся история.
Спасибо за внимание.