Когда-то в московском Кремле существовал собор Спаса Преображения на Бору, построенный в 1330 году Иваном Калитой. На Бору — не странность: в те времена к самому центру города подступало множество лесов, название Боровицкого холма имеет те же истоки. Это было одно из первых каменных зданий, построенных в Москве.
Собор стал центром великокняжеского монастыря и для монастырской братии выделили отдельные строения на территории. В 1488 году по Москве разгулялся пожар, так что спустя пару лет Великий князь Иван III затеял перестройку и перепланировку Кремля. Монахов решили переселить в более просторное место: так появился Новоспасский монастырь, земли для которого были выделены у берега Москвы-реки, на Крутицком холме, в то время называемом Васильевым станом (ибо дважды стоял там Василий Темный: то против татар, то в усобице).
Но закончу о предшественнике всей нашей истории. После перевода монахов собор Спаса Преображения на Бору некоторое время существовал в качестве дворцового, но спустя годы небольшие размеры Спаса-на-Бору перестали соответствовать запросам властителей. Собор превратился в храм для прислуги.
А 1 мая 1933 года советское правительство строение уничтожило.
Новоспасский монастырь меж тем активно развивался: в 1494 году уже был построен первый каменный собор, Спасо-Преображенский. В скором времени новая обитель превратилась в мощное оборонительное сооружение и не единожды видела у стен своих войска вражеские: "Подобно всемъ окрестнымъ, и эта обитель испытала ужасы нашествій, потрясавшихъ Россію въ XVI и XVII столетіяхъ". Я сейчас немного цитирую книгу Николая Дмитриевича Иванчина-Писарева "Утро в Новоспасском", изданную в 1841 году. В ней автор описал свое посещение обители, вспомнил ее историю и очень подробно описал значимые захоронения в монастырском некрополе.
Вот так у Иванчина-Писарева описана атака хана Казы-Гирея в 1591 году:
"Гирей повелъ атаку отъ Коломенскаго прямо на Кремль, и долженъ былъ спуститься въ равнину между, Симонова и Новоспаскаго, которые пропустивъ его, открыли огонь ему въ тылъ, и, между тѣмъ, какъ съ бойницъ Данiилова стрѣляли въ его правое крыло, пушки Воробьевскаго стана (гдѣ нынѣ Донскiй) громили лѣвое, а бойницы и стѣны Кремлевскiя палили ему на навстрѣчу. Послѣднiя, навѣрное, умолкали, когда сѣча вызывала наше войско изъ стана для рукопашной схватки. И такъ, измѣрив разстоянія, и поставивъ тысячь сто войска между ими, ясно увидимъ возможность действовать удачно всѣм этимъ обителямъ въ одно время; къ тому же въ Исторіи сказано, что войско Татарское разсыпалось. Новоспаскія бойницы должны были находиться въ ближайшемъ разстоянія отъ Гиреева тыла".
Битву татары тогда проиграли, и это был последний поход Крымского ханства, когда вражеским войскам удалось дойти аж до Москвы. А в начале XVII века случилась новая напасть, и вот уже в 1612 году у стен монастыря собиралось второе русское ополчение, чтобы окончательно изгнать польско-литовских интервентов из города.
Но подлинный расцвет для монастыря наступил благодаря воцарению на престоле Михаила Федоровича Романова, первого из дома Романовых, в 1613 году.
Но сначала предыстория. Как и в любом монастыре тех времен, в Новоспасском постепенно росло кладбище. Забегая вперед напишу, что к моменту революции некрополь занимал 2/3 территории обители. Так вот, у стен Спасо-Преображенского собора в 1498 году был похоронен Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин, в 1543 году — его брат, воевода Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин. В целом о его жизни мало что известно, кроме того, что скорее всего он дослужился и до чина окольничего, весьма высокого и приближенного к властителю в той древней иерархии.
А теперь пролистаем в еще более ранние годы. Надеюсь, я вас не слишком утомила путешествиями во времени туда-сюда, но хочется рассказать предысторию рода, раз уж есть такой отличный повод.
Во времена древние было обычным в качестве фамилий давать прозвища, а также образовывать фамилии от имени родителей. Поэтому интересно проследить такую цепочку:
Летопись 1347 года рассказывает: "В том же году великий князь Семён Иванович, внук Даниилов, женился в третий раз, взяв за себя княжну Марью, дочь великого князя Александра Михайловича Тверского. А ездил за ней в Тверь Андрей Кобыла да Алексей Босоволков". Собственно, это единственное упоминание Андрея Кобылы в летописи, так что о жизни этого московского боярина, приближенного князя Симеона Гордого, больше домыслов, нежели фактов.
У Кобылы было пять сыновей: Александр Ёлка, Семен Жеребец, Василий Ивантей, Гаврила (Гавша) и Федор Кошка. Дальше нас интересует Федор Кошка. Судя по всему, он был человеком умным, спокойным и очень хорошим дипломатом. "И великий князь Василий Дмитриевич послал к ним в Новгород Федора Кошку, сына Андрея Кобылы, Ивана Удода и Селивана, и они закрепили мир по старине и обязались давать великому князю черный бор со всех волостей новгородских".
В числе детей Федора Кошки был и боярин Иван Федорович Кошкин, приближенный Великого князя Василия I. Интересно прозвище трансформировалось в фамилию, правда? У Ивана Кошкина было как минимум четверо сыновей, в том числе и Захарий Иванович Кошкин. Я себя сейчас ощущаю составителем списков библейских династий. Ну да немного осталось. У Захария Кошкина было трое сыновей, в том числе боярин и воевода Юрий Захарьевич Кошкин. Одним из его семи детей и был Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин. Оценили преемственность имен и фамилий?
В общем, захоронение Захарьиных-Кошкиных в Новоспасском монастыре стало родовым. Когда Михаил Федорович Романов вступил на престол, он сразу же начал обустраивать Новоспасский монастырь: выросла более мощная стена, по углам появились башенки. А в 1649 году был торжественно освящен новый Спасо-Преображенский собор, который был выстроен с тем расчетом, чтобы захоронение Захарьиных-Кошкиных превратилось в усыпальницу в подклете нового здания.
Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин, погребенный на территории монастыря, считается родоначальником династии Романовых, ибо именно с его дочери началось возвышение рода. И усыпальница, соответственно, стала семейной для Романовых. Именно поэтому было такое внимание к монастырю — не только от Михаила Федоровича, но и всех последующих правителей.
Что касается Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой (видите, как опять изменилась фамилия?), то 3 февраля 1547 года она вышла замуж за Иоанна IV Васильевича, будущего Ивана Грозного. По конкурсному отбору, между прочим:
"По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц — девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву".
Их сын, Федор I Иоаннович, стал последним представителем рода Рюриковичей на царском престоле.
Но закончу историю возвышения Романовых, раз уж начала. Среди детей Романа Юрьевича был и Никита Романович Захарьин-Юрьев, брат царицы. Вообще, Иван Грозный очень любил свою первую жену, и начало его правления было великолепным. Проблемы начались после смерти Анастасии, которую вроде как отравили. Далее царя, как говорится, понесло во все тяжкие. Но брат любимой супруги был неприкосновенен и даже назначен в числе прочих немногих избранных в опекунский совет для присмотра за слабым Федором Иоанновичем.
17 января 1598 года умер Федор I Иоаннович, не оставив после себя наследника, что стало началом Смутного времени на Руси. Сын Никиты Романовича, Федор Никитич Романов-Юрьев, в 1600 году вместе со своей супругой Ксенией Иоанновной Шестовой, были насильно пострижены под именами Филарета и Марфы. Так Борис Годунов расчищал себе красную дорожку к престолу. Как мы знаем, это ему не сильно-то помогло.
А у пары до пострига успело родиться несколько детей (пятеро сыновей и дочь), однако все сыновья умерли во младенчестве. Кроме одного. Будущего царя Михаила Федоровича Романова.
Но давайте закончим уже с историей рода Романовых и спустимся наконец в подклет Спасо-Преображенского собора, в усыпальницу Романовых. Я не стала в таком месте размахивать фотоаппаратом (хотя замечаний никто не делал), ограничилась камерой на мобильном телефоне.
В 1927-1930 годах монастырский некрополь был разорен и практически уничтожен, та же участь постигла и усыпальницу. Надгробия, размещенные здесь в наши дни, — конечно, новые, восстановленные с тем же самым "вилочковым крестом", только в виде интересной интерпретации рисунка: в центре, вместо розетки, размещен двуглавый орел.
Здесь не только усыпальница, но своего рода музей.
На стене размещены снимки входа в усыпальницу (как он выглядел до революции) и надгробий: Романа Юрьевича и Никиты Романовича.
В небольших витринах размещены найденные в процессе восстановления усыпальницы вещи:
Остальное пространство усыпальницы занимают надгробия: несколько чудом сохранившихся, несколько воссозданных (что успели воссоздать). Кроме предков и родственников Романовых, здесь хоронили и представителей других фамилий: Ситцких, Черкасских, Ярославских, Оболенских, Троекуровых, Трубецких, Нарышкиных и других. В большинстве своем захоронения были утрачены после революции.
Интересный факт.
Надгробие Владимира Дмитриевича Новосильцева (смотрите фото в подборке выше) ранее венчала скульптура, созданная Василием Ивановичем Демут-Малиновским. Она изображала коленопреклоненную женщину у распятия.
В 1930х годах надгробие было перенесено в некрополь Донского монастыря, и не очень понятно, где оно сейчас. Зато там можно увидеть такой же памятник, но над могилой Ивана Ивановича Барышникова.
Причиной путаницы может служить и то, что скульптура стала весьма популярной и неоднократно повторялась в качестве мемориальной. Например, в качестве надгробия Александра Сергеевича Грибоедова, который скончался 11 февраля 1829 года и был похоронен в Тбилиси согласно своему завещанию. На надгробии по желанию вдовы написали: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!"
Можно еще прогуляться на Введенское кладбище в Москве. Там целых два повторяющихся надгробия:
Кстати, еще немного о Новосильцеве. Владимир Дмитриевич собирался жениться на Екатерине Черновой, но под давлением матери, которая считала девицу недостаточно знатной, от обещания жениться отказался. Константин Чернов вступился за честь сестры и вызвал Новосильцева на дуэль, которая и состоялась 10 сентября 1825 года в Петербурге. Оба участника дуэли скончались от ранений. Тело Новосильцева мать увезла в Москву, Чернова похоронили на Смоленском в Петербурге.
К слову, на похоронах Константина Чернова, который был участником Северного общества декабристов, Рылеев и Ко устроили первую в России политическую демонстрацию. Это стало началом активных действий, приведших в итоге к восстанию. Тогда же появилось и стихотворение Кюхельбекера:
Клянемся честью и Черновым:
Вражда и брань временщикам,
Царя трепещущим рабам,
Тиранам, нас угнесть готовым!
Нет! не отечества сыны -
Питомцы пришлецов презренных!
Мы чужды их семей надменных,
Они от нас отчуждены.
Так, говорят не русским словом,
Святую ненавидят Русь;
Я ненавижу их, клянусь,
Клянуся честью и Черновым!
На наших дев, на наших жен
Дерзнешь ли вновь, любимец счастья,
Взор бросить, полный сладострастья,-
Падешь, Перуном поражен.
И прах твой будет в посмеянье!
И гроб твой будет в стыд и срам!
Клянемся дщерям и сестрам:
Смерть, гибель, кровь за поруганье!
А ты, брат наших ты сердец,
Герой, столь рано охладелый,
Взнесись в небесные пределы:
Завиден, славен твой конец!
Ликуй: ты избран русским богом
Всем нам в священный образец!
Тебе дан праведный венец!
Ты чести будешь нам залогом!
Но давайте перейдем к последней части нашей истории.
В 1918 году монастырь был закрыт и превращен в концентрационный лагерь, здесь расстреливали заключенных. После в монастыре размещался Женский исправительный дом. Самые ценные надгробия некрополя к 1930 году перенесли в Донской монастырь, что-то сдали в металлолом, что-то разломали на строительные материалы. Сохранилось совсем немного надгробий, которые ныне выставлены вдоль монастырской стены. Места захоронений конечно же неизвестны.
С 1935 года монастырь находился в ведении НКВД. Часть зданий переоборудовали под жилье, в Спасо-Преображенском соборе разместили архив. В 1968 году на территории решили открыть музей истории реставрации, и реставрационный центр тут просуществовал до 1990 года, когда Новоспасский монастырь был возвращен церкви.
Давайте посмотрим на фотографии того, что осталось.
На территории имеются и современные захоронения священнослужителей. А еще мне понравился памятник, посвященный 400-летию дома Романовых. В общем, еще немного снимков нынешнего Новоспасского монастыря:
Спасибо, что дочитали до конца.
Если зайдете в Новоспасский монастырь — обязательно попробуйте местный морковный пирог. Он просто замечательный.