Найти в Дзене
Memento mori

Уничтоженный некрополь Новоспасского монастыря

Когда-то в московском Кремле существовал собор Спаса Преображения на Бору, построенный в 1330 году Иваном Калитой. На Бору — не странность: в те времена к самому центру города подступало множество лесов, название Боровицкого холма имеет те же истоки. Это было одно из первых каменных зданий, построенных в Москве.

Собор стал центром великокняжеского монастыря и для монастырской братии выделили отдельные строения на территории. В 1488 году по Москве разгулялся пожар, так что спустя пару лет Великий князь Иван III затеял перестройку и перепланировку Кремля. Монахов решили переселить в более просторное место: так появился Новоспасский монастырь, земли для которого были выделены у берега Москвы-реки, на Крутицком холме, в то время называемом Васильевым станом (ибо дважды стоял там Василий Темный: то против татар, то в усобице).

Но закончу о предшественнике всей нашей истории. После перевода монахов собор Спаса Преображения на Бору некоторое время существовал в качестве дворцового, но спустя годы небольшие размеры Спаса-на-Бору перестали соответствовать запросам властителей. Собор превратился в храм для прислуги.
А 1 мая 1933 года советское правительство строение уничтожило.

Собор Спаса-на-Бору, Москва, Кремль, приблизительно 1882г.
Собор Спаса-на-Бору, Москва, Кремль, приблизительно 1882г.

Новоспасский монастырь меж тем активно развивался: в 1494 году уже был построен первый каменный собор, Спасо-Преображенский. В скором времени новая обитель превратилась в мощное оборонительное сооружение и не единожды видела у стен своих войска вражеские: "Подобно всемъ окрестнымъ, и эта обитель испытала ужасы нашествій, потрясавшихъ Россію въ XVI и XVII столетіяхъ". Я сейчас немного цитирую книгу Николая Дмитриевича Иванчина-Писарева "Утро в Новоспасском", изданную в 1841 году. В ней автор описал свое посещение обители, вспомнил ее историю и очень подробно описал значимые захоронения в монастырском некрополе.

Вот так у Иванчина-Писарева описана атака хана Казы-Гирея в 1591 году:

"Гирей повелъ атаку отъ Коломенскаго прямо на Кремль, и долженъ былъ спуститься въ равнину между, Симонова и Новоспаскаго, которые пропустивъ его, открыли огонь ему въ тылъ, и, между тѣмъ, какъ съ бойницъ Данiилова стрѣляли въ его правое крыло, пушки Воробьевскаго стана (гдѣ нынѣ Донскiй) громили лѣвое, а бойницы и стѣны Кремлевскiя палили ему на навстрѣчу. Послѣднiя, навѣрное, умолкали, когда сѣча вызывала наше войско изъ стана для рукопашной схватки. И такъ, измѣрив разстоянія, и поставивъ тысячь сто войска между ими, ясно увидимъ возможность действовать удачно всѣм этимъ обителямъ въ одно время; къ тому же въ Исторіи сказано, что войско Татарское разсыпалось. Новоспаскія бойницы должны были находиться въ ближайшемъ разстоянія отъ Гиреева тыла".

Битву татары тогда проиграли, и это был последний поход Крымского ханства, когда вражеским войскам удалось дойти аж до Москвы. А в начале XVII века случилась новая напасть, и вот уже в 1612 году у стен монастыря собиралось второе русское ополчение, чтобы окончательно изгнать польско-литовских интервентов из города.

Новоспасский монастырь, снимок С.М. Прокудина-Горского, примерно 1911 год
Новоспасский монастырь, снимок С.М. Прокудина-Горского, примерно 1911 год

Но подлинный расцвет для монастыря наступил благодаря воцарению на престоле Михаила Федоровича Романова, первого из дома Романовых, в 1613 году.

Но сначала предыстория. Как и в любом монастыре тех времен, в Новоспасском постепенно росло кладбище. Забегая вперед напишу, что к моменту революции некрополь занимал 2/3 территории обители. Так вот, у стен Спасо-Преображенского собора в 1498 году был похоронен Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин, в 1543 году — его брат, воевода Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин. В целом о его жизни мало что известно, кроме того, что скорее всего он дослужился и до чина окольничего, весьма высокого и приближенного к властителю в той древней иерархии.

А теперь пролистаем в еще более ранние годы. Надеюсь, я вас не слишком утомила путешествиями во времени туда-сюда, но хочется рассказать предысторию рода, раз уж есть такой отличный повод.

Во времена древние было обычным в качестве фамилий давать прозвища, а также образовывать фамилии от имени родителей. Поэтому интересно проследить такую цепочку:

Летопись 1347 года рассказывает: "В том же году великий князь Семён Иванович, внук Даниилов, женился в третий раз, взяв за себя княжну Марью, дочь великого князя Александра Михайловича Тверского. А ездил за ней в Тверь Андрей Кобыла да Алексей Босоволков". Собственно, это единственное упоминание Андрея Кобылы в летописи, так что о жизни этого московского боярина, приближенного князя Симеона Гордого, больше домыслов, нежели фактов.

У Кобылы было пять сыновей: Александр Ёлка, Семен Жеребец, Василий Ивантей, Гаврила (Гавша) и Федор Кошка. Дальше нас интересует Федор Кошка. Судя по всему, он был человеком умным, спокойным и очень хорошим дипломатом. "И великий князь Василий Дмитриевич послал к ним в Новгород Федора Кошку, сына Андрея Кобылы, Ивана Удода и Селивана, и они закрепили мир по старине и обязались давать великому князю черный бор со всех волостей новгородских".

В числе детей Федора Кошки был и боярин Иван Федорович Кошкин, приближенный Великого князя Василия I. Интересно прозвище трансформировалось в фамилию, правда? У Ивана Кошкина было как минимум четверо сыновей, в том числе и Захарий Иванович Кошкин. Я себя сейчас ощущаю составителем списков библейских династий. Ну да немного осталось. У Захария Кошкина было трое сыновей, в том числе боярин и воевода Юрий Захарьевич Кошкин. Одним из его семи детей и был Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин. Оценили преемственность имен и фамилий?

В общем, захоронение Захарьиных-Кошкиных в Новоспасском монастыре стало родовым. Когда Михаил Федорович Романов вступил на престол, он сразу же начал обустраивать Новоспасский монастырь: выросла более мощная стена, по углам появились башенки. А в 1649 году был торжественно освящен новый Спасо-Преображенский собор, который был выстроен с тем расчетом, чтобы захоронение Захарьиных-Кошкиных превратилось в усыпальницу в подклете нового здания.

Сейчас Спасо-Преображенский собор на реставрации
Сейчас Спасо-Преображенский собор на реставрации

Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин, погребенный на территории монастыря, считается родоначальником династии Романовых, ибо именно с его дочери началось возвышение рода. И усыпальница, соответственно, стала семейной для Романовых. Именно поэтому было такое внимание к монастырю — не только от Михаила Федоровича, но и всех последующих правителей.

Что касается Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой (видите, как опять изменилась фамилия?), то 3 февраля 1547 года она вышла замуж за Иоанна IV Васильевича, будущего Ивана Грозного. По конкурсному отбору, между прочим:

"По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц — девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву".

Их сын, Федор I Иоаннович, стал последним представителем рода Рюриковичей на царском престоле.

Но закончу историю возвышения Романовых, раз уж начала. Среди детей Романа Юрьевича был и Никита Романович Захарьин-Юрьев, брат царицы. Вообще, Иван Грозный очень любил свою первую жену, и начало его правления было великолепным. Проблемы начались после смерти Анастасии, которую вроде как отравили. Далее царя, как говорится, понесло во все тяжкие. Но брат любимой супруги был неприкосновенен и даже назначен в числе прочих немногих избранных в опекунский совет для присмотра за слабым Федором Иоанновичем.

17 января 1598 года умер Федор I Иоаннович, не оставив после себя наследника, что стало началом Смутного времени на Руси. Сын Никиты Романовича, Федор Никитич Романов-Юрьев, в 1600 году вместе со своей супругой Ксенией Иоанновной Шестовой, были насильно пострижены под именами Филарета и Марфы. Так Борис Годунов расчищал себе красную дорожку к престолу. Как мы знаем, это ему не сильно-то помогло.

А у пары до пострига успело родиться несколько детей (пятеро сыновей и дочь), однако все сыновья умерли во младенчестве. Кроме одного. Будущего царя Михаила Федоровича Романова.

Усыпальница Романовых в подклете собора
Усыпальница Романовых в подклете собора

Но давайте закончим уже с историей рода Романовых и спустимся наконец в подклет Спасо-Преображенского собора, в усыпальницу Романовых. Я не стала в таком месте размахивать фотоаппаратом (хотя замечаний никто не делал), ограничилась камерой на мобильном телефоне.

В 1927-1930 годах монастырский некрополь был разорен и практически уничтожен, та же участь постигла и усыпальницу. Надгробия, размещенные здесь в наши дни, — конечно, новые, восстановленные с тем же самым "вилочковым крестом", только в виде интересной интерпретации рисунка: в центре, вместо розетки, размещен двуглавый орел.

Здесь не только усыпальница, но своего рода музей.

На стене размещены снимки входа в усыпальницу (как он выглядел до революции) и надгробий: Романа Юрьевича и Никиты Романовича.

Фотографии надгробий родоначальников рода Романовых и входа в усыпальницу
Фотографии надгробий родоначальников рода Романовых и входа в усыпальницу

В небольших витринах размещены найденные в процессе восстановления усыпальницы вещи:

Остальное пространство усыпальницы занимают надгробия: несколько чудом сохранившихся, несколько воссозданных (что успели воссоздать). Кроме предков и родственников Романовых, здесь хоронили и представителей других фамилий: Ситцких, Черкасских, Ярославских, Оболенских, Троекуровых, Трубецких, Нарышкиных и других. В большинстве своем захоронения были утрачены после революции.

Интересный факт.

Надгробие Владимира Дмитриевича Новосильцева (смотрите фото в подборке выше) ранее венчала скульптура, созданная Василием Ивановичем Демут-Малиновским. Она изображала коленопреклоненную женщину у распятия.

В 1930х годах надгробие было перенесено в некрополь Донского монастыря, и не очень понятно, где оно сейчас. Зато там можно увидеть такой же памятник, но над могилой Ивана Ивановича Барышникова.

Надгробие Новосильцева на дореволюционном снимке
Надгробие Новосильцева на дореволюционном снимке

Причиной путаницы может служить и то, что скульптура стала весьма популярной и неоднократно повторялась в качестве мемориальной. Например, в качестве надгробия Александра Сергеевича Грибоедова, который скончался 11 февраля 1829 года и был похоронен в Тбилиси согласно своему завещанию. На надгробии по желанию вдовы написали: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!"

Надгробия Грибоедова и его супруги Нины Чавчавадзе в Тбилиси, фото из Википедии
Надгробия Грибоедова и его супруги Нины Чавчавадзе в Тбилиси, фото из Википедии

Можно еще прогуляться на Введенское кладбище в Москве. Там целых два повторяющихся надгробия:

Надгробие Павла Петровича фон дер Палена, Введенское кладбище, Москва
Надгробие Павла Петровича фон дер Палена, Введенское кладбище, Москва
Надгробие Сантино Кампиони, скульптора, который воссоздал эту статую для фон дер Палена, а после и для себя, Введенское кладбище, Москва
Надгробие Сантино Кампиони, скульптора, который воссоздал эту статую для фон дер Палена, а после и для себя, Введенское кладбище, Москва

Кстати, еще немного о Новосильцеве. Владимир Дмитриевич собирался жениться на Екатерине Черновой, но под давлением матери, которая считала девицу недостаточно знатной, от обещания жениться отказался. Константин Чернов вступился за честь сестры и вызвал Новосильцева на дуэль, которая и состоялась 10 сентября 1825 года в Петербурге. Оба участника дуэли скончались от ранений. Тело Новосильцева мать увезла в Москву, Чернова похоронили на Смоленском в Петербурге.

К слову, на похоронах Константина Чернова, который был участником Северного общества декабристов, Рылеев и Ко устроили первую в России политическую демонстрацию. Это стало началом активных действий, приведших в итоге к восстанию. Тогда же появилось и стихотворение Кюхельбекера:

Клянемся честью и Черновым:
Вражда и брань временщикам,
Царя трепещущим рабам,
Тиранам, нас угнесть готовым!

Нет! не отечества сыны -
Питомцы пришлецов презренных!
Мы чужды их семей надменных,
Они от нас отчуждены.

Так, говорят не русским словом,
Святую ненавидят Русь;
Я ненавижу их, клянусь,
Клянуся честью и Черновым!

На наших дев, на наших жен
Дерзнешь ли вновь, любимец счастья,
Взор бросить, полный сладострастья,-
Падешь, Перуном поражен.

И прах твой будет в посмеянье!
И гроб твой будет в стыд и срам!
Клянемся дщерям и сестрам:
Смерть, гибель, кровь за поруганье!

А ты, брат наших ты сердец,
Герой, столь рано охладелый,
Взнесись в небесные пределы:
Завиден, славен твой конец!

Ликуй: ты избран русским богом
Всем нам в священный образец!
Тебе дан праведный венец!
Ты чести будешь нам залогом!

Но давайте перейдем к последней части нашей истории.

В 1918 году монастырь был закрыт и превращен в концентрационный лагерь, здесь расстреливали заключенных. После в монастыре размещался Женский исправительный дом. Самые ценные надгробия некрополя к 1930 году перенесли в Донской монастырь, что-то сдали в металлолом, что-то разломали на строительные материалы. Сохранилось совсем немного надгробий, которые ныне выставлены вдоль монастырской стены. Места захоронений конечно же неизвестны.

С 1935 года монастырь находился в ведении НКВД. Часть зданий переоборудовали под жилье, в Спасо-Преображенском соборе разместили архив. В 1968 году на территории решили открыть музей истории реставрации, и реставрационный центр тут просуществовал до 1990 года, когда Новоспасский монастырь был возвращен церкви.

Давайте посмотрим на фотографии того, что осталось.

На территории имеются и современные захоронения священнослужителей. А еще мне понравился памятник, посвященный 400-летию дома Романовых. В общем, еще немного снимков нынешнего Новоспасского монастыря:

Спасибо, что дочитали до конца.
Если зайдете в Новоспасский монастырь — обязательно попробуйте местный морковный пирог. Он просто замечательный.