Найти тему
Memento mori

Мемориальная скульптура: Мартос

Сегодня мой рассказ — о замечательном скульпторе Иване Петровиче Мартосе (1754-1835 гг.), глядя на работы которого поневоле думаешь: "Ой, да что ваш Микеланджело! Вот у нас!.."

Родился будущий скульптор в местечке Ичня Черниговской области в семье сотенного атамана. В 10 лет его отправили учиться в Петербург, в Императорскую академию художеств, которую он и закончил спустя 9 лет с золотой медалью. После было 5 лет обучения в Риме, и это повлияло на дальнейшее творчество: влияние античности очень заметно в ранних работах Мартоса, чуть ниже убедитесь сами.

В 1779 году Мартос вернулся в Россию и был устроен преподавателем ваяния в родной академии. К 1814 году дорос до ректора по скульптуре и работал до 1831 года, после чего вынужден был оставить службу по состоянию здоровья: слишком тяжело стало подниматься по лестницам заведения, в которое приходил все свои долгие годы.

Портрет скульптора Ивана Петровича Мартоса, А.Г. Варнек, 1819г.
Портрет скульптора Ивана Петровича Мартоса, А.Г. Варнек, 1819г.

Неутомимый труженик, Иван Петрович был верен выбранной профессии. Но, не смотря на высочайшие заказы от императоров и знати, не "зазвездился", как сейчас принято говорить.

Он отличался добрым, скромным и радушным нравом. Когда в возрасте 43 лет от чахотки скончалась его супруга Матрёна Львовна, родившая 11 детей, Иван Петрович оставил в своем доме всех многочисленных родственников жены. И думал более не жениться, однако на старости лет неожиданно вступил во второй брак. А дело было так: в доме жила, среди прочих родственников, племянница покойной супруги, сирота Авдотья Афанасьевна. Как-то Иван Петрович застал сцену, в которой одна из его дочерей надерзила и дала пощечину "приживалке". Та со слезами собралась было уходить из дома, но Мартос, чтобы она себя не чувствовала обязанной, предложил руку и сердце.

Во втором браке у скульптора успели родиться еще двое детей, впрочем, не все ребятишки от двух браков успели вырасти, как часто бывало в те времена.

Скончался Иван Петрович 17 апреля 1735 года и был похоронен сначала на Смоленском православном кладбище в Петербурге, где прошла вся его жизнь (по некоторым данным, Мартос ни разу не посещал родину, уехав оттуда в юном возрасте). Скромное надгробие выбирала вдова.

В 1930х годах захоронение было перенесено на Лазоревское кладбище Александро-Невской лавры, ныне Некрополь XVIII века.

А теперь, разобравшись с биографией, поговорим о творчестве Мартоса. Сразу по возвращении из Рима, в 1780 году, он попробовал свои силы в портретной скульптуре, создав бюст графа Никиты Ивановича Панина, своего покровителя, дипломата и воспитателя императора Павла I. Граф при этом изображен в образе античного философа или патриция. Также по заказу графа были созданы портреты его матери и брата.

Иван Петрович тогда разочаровался в портретной скульптуре, но увлекся скульптурой мемориальной, и следующие 20 лет жизни почти полностью посвятил ей. В то время в России только распространялся обычай воздвигать скульптурные надгробия, и Мартос, вдохновленный мраморными статуями Рима, нашел свою "нишу". К концу XVIII века в Россию пришли все классические аллегории и символы, все типы архитектурных надгробий. Но в большинстве своем переняли русскую культуру и обрели собственный стиль.

Забегая вперед хронологически — после смерти графа Мартос повторил бюст для его надгробия. Скульптуры рядом, предположительно, являются аллегориями: мудрость усопшего и благодарность юности, которой он передал свои знания.

После бюста Панина работами скульптора стали 2 надгробия, которые принесли несомненное признание тогда еще юному Мартосу. Памятник Марфе Петровне Собакиной, урожденной Голицыной, стал одной из первых многофигурных композиций, созданных в России.

Под портретом Марфы Петровны, почившей в возрасте всего 30 лет, изображены прекрасная молодая плакальщица и ангел смерти, потушивший факел — символ оборвавшейся жизни.

Первоначально статуя была размещена на месте захоронения, в усыпальнице Голицыных Донского монастыря. В советское время ее разобрали по блокам и перевезли на хранение в музей им. А.В. Щусева. Сейчас вернули на место.

Надгробие М.П. Собакиной, 1782г., усыпальница Голицыных, Москва
Надгробие М.П. Собакиной, 1782г., усыпальница Голицыных, Москва

Второе надгробие, созданное Мартосом в 1782 году — на могилу княгини Волконской Софии Семеновны, урожденной Мещерской, — хранится в Третьяковской галерее.

Здесь так и чувствуется влияние античности: мраморные стелы с барельефами создавали еще во времена расцвета Римской империи. Первоначально надгробие также находилось в Донском монастыре.

Надгробие С.С. Волконской, 1782г., Государственная Третьяковская галерея
Надгробие С.С. Волконской, 1782г., Государственная Третьяковская галерея

Следующим было надгробие графини Прасковьи Александровны Брюс, урожденной Румянцевой. Этому памятнику тоже пришлось попутешествовать: сначала установили в подмосковном селе Глинки, в 1930х перенесли в Донской монастырь, а после разобрали и спрятали в запасниках всё того же музея им. А.В. Щусева. Могила графини, что неудивительно, ныне утеряна.

Воин, припавший к надгробию, олицетворяет безутешного супруга почившей графини, а еще там была такая эпитафия:

Жене и другу

Растите завсегда на гробе сём цветы,

В нем разум погребен, в нём скрылись красоты.

На месте сем лежит остаток бренна тела,

Но Брюсовой душа на небеса взлетела.

Надгробие П.А. Брюс, 1786-1790гг., Государственный музей архитектуры им А.В. Щусева
Надгробие П.А. Брюс, 1786-1790гг., Государственный музей архитектуры им А.В. Щусева

Первым для размещения "в уличных условиях" стал памятник Алексею Федоровичу Турчанинову, крупному уральскому солепромышленнику и горнозаводчику.

Здесь у бюста покойного размещен крылатый Хронос, простирающий руку к начертанной в книге дате смерти — 21 марта 1787 года. Рядом стоит плакальщица, почти вровень с бюстом Турчанинова, они оба как бы возносятся над неумолимым временем.

В Некрополе XVIII века можно посмотреть на этот памятник:

Надгробие А.Ф. Турчанинова, 1792г., Некрополь XVIII века, Санкт-Петербург
Надгробие А.Ф. Турчанинова, 1792г., Некрополь XVIII века, Санкт-Петербург

Хотя вроде как это копия. Я немного запуталась в противоречивых показаниях источников. Вроде как оригинал хранится в Государственном Русском музее. Но при этом в Благовещенской усыпальнице установлен бюст Турчанинова с этого памятника.

Дальше стоит отметить еще одно прекрасное творение: памятник княгине Елене Степановне Куракиной, дочери генерала-фельдмаршала Степана Федоровича Апраксина.

На барельефе основания изображены скорбящие сыновья княгини, а над медальоном возлежит безутешная плакальщица. Кажется, можно провести полдня, разглядывая эти безупречные мраморные складки одеяния. Современники говорили, что мрамор в руках Мартоса плачет.

После памятника Куракиной создается надгробие Александра Александровича Нарышкина, царедворца, троюродного брата императрицы Елизаветы Петровны.

Но до нашего времени сохранился лишь рисунок проекта надгробия и его фрагмент (портрет покойного). Либо надгробие целиком не сохранилось, либо не было закончено по каким-то причинам, неизвестно.

Фрагмент надгробия А.А. Нарышкина, 1798г., Благовещенская усыпальница, Санкт-Петербург
Фрагмент надгробия А.А. Нарышкина, 1798г., Благовещенская усыпальница, Санкт-Петербург

Одновременно Мартос приступает к созданию великолепнейшего памятника Артемию Ивановичу Лазареву, который заказали родители, потрясенные смертью единственного сына. До установки памятника отец, Иван Лазаревич, успел скончаться (в 1801 году), поэтому на надгробии выбили и его имя тоже.

Скульптуры памятника — уже не аллегории с их светлой грустью. Они олицетворяют родителей, безутешных в своем горе.

Изначально памятник был размещен в родовой усыпальнице на Армянском кладбище Петербурга, чуть подробнее я уже писала в этой статье. В советское время надгробие перенесли в Благовещенскую усыпальницу.

В Благовещенскую усыпальницу перенесен с Некрополя XVIII века и надгробный памятник княгине Елизавете Ивановне Гагариной, в девичестве Балабиной.

Эта статуя, размещенная на круглом гранитном пьедестале, была отлита из бронзы. Мартос стал обращаться к бронзе все чаще в те годы, а созданный образ стал новым не только для скульптора, но и для всего российского мемориального искусства. Но вы видите, насколько явны до сих пор нотки античности в творчестве скульптора.

Надгробие Е.И. Гагариной, 1803г., Благовещенская усыпальница, Санкт-Петербург
Надгробие Е.И. Гагариной, 1803г., Благовещенская усыпальница, Санкт-Петербург

А вот еще одно надгробие, которое нынче нельзя увидеть вживую: до наших дней оно сохранилось фрагментарно, а потому было распилено и спрятано в местном музее. А над могилой установили копию.

Этот памятник был установлен на могиле графа Кирилла Григорьевича Разумовского, последнего гетмана Войска Запорожского и президента Российской академии наук, основателя графского и княжеского рода Разумовских.

Надгробие К.Г. Разумовского, 1805г., г. Батурин Черниговской области
Надгробие К.Г. Разумовского, 1805г., г. Батурин Черниговской области

В последние десятилетия своей жизни скульптор все реже возвращался к мемориальной скульптуре, работая над другими проектами. Но иногда еще создавал новые памятники, как, например, это надгробие графа Алексея Ивановича Васильева, первого министра финансов Российской империи.

Надгробие возводилось в сотрудничестве с архитектором Джакомо Кварнеги. Тоже человек был примечательный и невероятно талантливый. По его проектам было возведено около 30 зданий, в основном в Петербурге, — например, Смольный институт, Дворец Юсуповых на Садовой, Александровский дворец в Царском Селе и Эрмитажный театр.

Надгробие А.И. Васильева, 1810г., Некрополь XVIII века, Санкт-Петербург
Надгробие А.И. Васильева, 1810г., Некрополь XVIII века, Санкт-Петербург

А к созданию следующего памятника привела трагическая история, которую я, пожалуй, расскажу. Примерно в 1795-1796 годах капитан Павел Васильевич Чичагов посетил Англию, где в доме начальника порта Чарльза Проби встретил дочь его Элизабет. Молодые люди полюбили друг друга.

По возвращению домой Чичагов подал прошение о женитьбе Павлу I и получил отказ: "В России настолько достаточно девиц, что нет надобности ехать искать их в Англию". Только вмешательство графа Воронцова переубедило монарха, разрешение было получено, а чтобы многообещающий морской офицер точно остался в России, ему было присвоено звание контр-адмирала. Это вызвало зависть, и Павлу I тут же нашептали, что вообще-то Чичагов после женитьбы собирается жить в Англии. Да так убедительно нашептали, что Павел Васильевич был обвинен в государственной измене, лишен званий и препровожден в казематы Петропавловской крепости.

Однако вскоре понадобилось его мастерство, так что несчастного из тюрьмы извлекли, отряхнули и поставили командовать эскадрой для десантирования русских войск в Голландии. Задача была выполнена, орден за заслуги получен и все-таки в 1799 году бракосочетание Павла Васильевича Чичагова с Элизабет Проби состоялось. Молодые переехали жить в Петербург, но счастье было недолгим: уже в 1811 году Элизабет скончалась, оставив после себя трех дочерей.

К слову сказать, Павел Васильевич пережил горячо любимую жену на 38 лет, вырастил дочерей и никогда больше не женился.

Безутешный вдовец воздвиг на Смоленском лютеранском кладбище мавзолей с надписью по-английски "На сём месте 24 июля 1811 года навеки я схоронил своё блаженство" и заказал у Мартоса надгробие. В наши дни мавзолей полуразрушен, увы:

Мавзолей Элизабет, Смоленское лютеранское кладбище, Санкт-Петербург
Мавзолей Элизабет, Смоленское лютеранское кладбище, Санкт-Петербург

А вот надгробие спасли, перенеся в 1930х во всю ту же Благовещенскую усыпальницу, где оно и находится поныне.

Два сердца под портретом, живое и мертвое, скреплены узами навек, и на одном начертано "My only treasure" ("Мое единственное сокровище"), а на втором — "Poorest Paul" ("Несчастный Павел").

Эпитафия тоже по-английски:

O! The tender ties

Close twisted with the fibres of the heart

Which brocken, break them; and drain the Soul

Of human joy; and make it pain to live,

And is it than to live: when such friends part.

Tis the survivor dies

О! Узы нежные,

Сплетенные с биеньем сердца,

Которое разбившись, умолкает и иссушает душу

И радость, и в муку превращает жизнь.

А стоит ли жить, когда друзья такие расстаются.

Тогда и переживший умирает

Тем временем и в Москве можно увидеть надгробия работы Мартоса. Вот этот памятник находится в Донском монастыре и был установлен губернатору Петербурга, действительному статскому советнику, сенатору Ивану Алексеевичу Алексееву.

В 1950х крест от памятника куда-то делся, и был восстановлен лишь в 2018 году. Заодно сам памятник отреставрировали. У меня сохранился кадр, как он выглядел до реставрации, прикладываю для оценки разницы.

Последними надгробиями, которое создал Мартос, были отлитые из бронзы и чугуна крылатые Гении, скорбящие над символической погребальной урной.

Одно надгробие — в Санкт-Петербурге, в Некрополе XVIII века: это памятник Елене Сергеевне Карнеевой, урожденной Лашкаревой.

Второе — в Москве, в некрополе Донского монастыря, установлено над могилой Анны Петровны Кожуховой, урожденной Трубецкой. На надгробии размещена краткая, но такая выразительная эпитафия: "Незабвенному другу от неутешного супруга с четырьмя сиротами". Впоследствии памятник несколько раз повторяли другие скульпторы.

В завершение этого длинного рассказа хочу упомянуть пару других проектов Ивана Петровича Мартоса.

Самым известным творением, пожалуй, является памятник Минину и Пожарскому, установленный на Красной площади в Москве в 1818 году. А еще скульптор получил за эту работу звание действительного статского советника.

Интересно, что изначально памятник предназначался для Нижнего Новгорода. Но когда проект Ивана Петровича победил в конкурсе среди других скульпторов, то он сказал, что видит скульптуру только в Москве, так как события, коим посвящена композиция, происходили в первую очередь здесь.

Сперва памятник установили посреди площади, но в 1931 году, по распоряжению Сталина, перенесли к Храму Василия Блаженного, т.к. из-за постройки мавзолея скульптура перестала "вписываться" в пейзаж. Там памятник находится и поныне.

Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому

А еще хочу обязательно отметить скульптуру, которая стала символом Одессы: я говорю о памятнике Арману Эммануэлю дю Плесси Ришелье, первому градоначальнику города.

Открытие памятника состоялось в 1828 году. Эта скульптура стала одной из последних работ Мартоса, и французский герцог здесь скорее похож на римского императора, не правда ли? Мне очень нравится эта статуя.

Надеюсь, что вам понравилось знакомство с творчеством одного из самых примечательных мастеров в стиле русского классицизма. В дальнейшем я хотела бы иногда возвращаться к таким отдельным обзорам, если хватит терпения.