В 1972 году Кен Хенсли – главный композитор и аранжировщик британской рок-группы Uriah Heep, написал музыку к одному из самых последних классических творений в истории рок-музыки – альбому «Demons and Wizards», а после этого повел свою группу по пути приспособленчества к размытым критериям массовой культуры, и хоть и на этом пути его сопровождала немалая творческая и коммерческая удача, тем не менее классическим роком он после 1972 года больше никогда не занимался.
Я сегодня случайно вытащил из своей коллекции диск Uriah Heep «Demons and Wizards» 1972 года, правда, российский от SNC Records 1992 года выпуска, и вспомнил, как мне этот диск достался. Купил я его в магазине «Мелодия» в 1993-м, тогда я вообще целую пачку российских «Хипов» купил, видимо уже подспудно знал, что начинаю собирать коллекцию российского винила. Хотя поначалу моим приоритетом было собирать винил фирменный – благо он в то время так упал в цене, что я буквально через год я мог закупать его пачками, как до этого – и российский.
Но я, прикупая потом на тучах и барахолках фирменный винил за копейки, избавляться от российского винила и не собирался, да и кому бы я его впарил? Тогда винил вообще никакой никому не был нужен. Потому и удалось мне собрать такую большую коллекцию всякой фирмы. Жена все удивлялась – зачем я столько никому ненужного пластика в доме складирую, когда компакт-диски и лучше по звуку, и удобнее в использовании, и практичнее в хранении?
Но она ничего в виниле не понимала, поэтому я ей всё это ворчание прощал. Она не слушала рок-музыку в 70-х, когда ее начинал слушать я, и не приходила в экстаз от каждой виниловой пластики Deep Purple, Led Zeppelin или Queen, попавшей случайно в руки.
Ну ладно, я повспоминал историю появления в моей коллекции российской пластинки Uriah Heep «Demons and Wizards» в 1993 году, и мои воспоминания плавно перетекли в 1976 год, когда я эту музыку вообще услышал.
А услышал я «Demons and Wizards» впервые на магнитофонной ленте, и это вообще был первый альбом Uriah Heep, который я услышал. Вернее, не услышал, а осознал, потому что первым был «Very 'eavy… Very 'umble», но, во-первых, я тогда не знал, что это именно Uriah Heep, а, во-вторых, мне альбом не понравился. Именно поэтому именно «Demons and Wizards» был первым, и я от него был просто без ума.
Это потом я уже услышал все другие альбомы до 1976 года, причем все в течение первых 12 месяцев после того, как услышал «Demons and Wizards». Были среди них и более ударные альбомы, но, как говорил какой-то китайский философ – «первая любовь не ржавеет никогда» (с). И с тех пор «Demons and Wizards» сколько уже десятилетий для меня самый любимый диск «Хипов», хотя «Look at Yourself» и «Return to Fantasy» гораздо убойнее его.
Но они именно убойные, но совершенно не волшебные, а «Демоны и колдуны» - это волшебство самого высшего порядка, и выше этой планки Uriah Heep уже не запрыгнули. Да, они попытались повторить успех на следующем альбоме того же года – «День рождения волшебника», но попытка не удалась. На том альбоме было несколько просто вышибающих песен, но в целом альбом был хоть и небольшим, но провалом вниз, и волшебство на нем получилось какое-то хоть немного, но явно фальшивое.
И вот, учитывая тот фактор, что «Хипы» на своих «Колдунах» достигли своего творческого апогея, этот альбом и можно считать завершением классического, то есть истинного рока, потому что музыканты UH пришли к этому апогею с другими известными классическими рок-группами, такими, как Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, Grand Funk Railroad и некоторыми другими. А после этого во всей рок-музыке пошли или чистые эксперименты, или совершенная коммерция.
После 1972 года возникло множество других рок-групп, но классическими уже ни одна не стала, так как все они рассыпались по разным направлениям, за ними потянулись и старые классические банды. Вот как раз в этом году и исчезла классика рока как класс, а так как ее сформировали группы, указанные выше, то как раз все альбомы, записанные этими группами после 1972 года, классическими быть перестали.
И возвращаясь к альбому Uriah Heep «Demons and Wizards», надо признать, что он стал кульминацией заката классического рока наряду с альбомами Deep Purple «Machine Head», Black Sabbath «Vol,4», Grand Funk Railroad «Phoenix» и годом ранее вышедшим последним классическим произведением Led Zeppelin «IV». А раз так, то вспоминаем тот самый 1972 год, когда в мире закончилась рок-музыка, и на сцену полезли новые форматы, с одной стороны определенные такими группами, как Manfred Mann’s Earth Band, Pink Floyd и Electric Light Orchestra, а с другой – такими, как Sweet, Slade и Queen.
А такие рок-киты, как Deep Purple, Black Sabbath, Grand Funk Railroad, Led Zeppelin и иже с ними попытались протиснуться между этой Сциллой и Харибдой без потерь, но превратились в некоего аналога Кото-Пёса, то есть впитали в себя все, что с того момента во всем рок-мире начало культивироваться в угоду самой разной публике.
На аудио: тут весь альбом Uriah Heep "Demons and Wizards", 1972 г.
В заключение хочу представить очерк, появившийся в 1972 году в самом авторитетном тогда музыкальном журнале «Rolling Stone», и вышедший из-под пера известного американского рок-критика Майка Сондерса. Этот очерк посвящен альбому Uriah Heep «Demons and Wizards», и очень интересно узнать мнение об этом альбоме не от Артемия Троицкого или какого-то из его советских коллег, а от одного из известных западных рок-деятелей своего времени, писавших рецензии на альблмы, группы и целые музыкальные течения в самые разные журналы.
Кстати, именно Сондерс ввел термин «хэви-метал» в музыкальном жанре еще в 1970 году, это зафиксировано в его рецензии на альбом Humble Pie «As Safe as Yesterday Is» в номере журнала Rolling Stone от 12 ноября 1970 года. Правда, чуть позже Сонденс стал не металлистом, а панк-рокером, но это не умаляет его огромного опыта в сфере рок-музыкальной критики, а в этой ипостаси он заработал гораздо больше, чем как участник разных пан-рок-групп.
Журнал «Rolling Stone», 23 ноября 1972 г.
URIAH HEEP ~ 1972 ~ DEMONS AND WIZARDS
Автор: Майк Сондерс
Переводчик: Елена Степанова
…Странные времена наступили. У рок-групп, еще недавно интересных, наступило своеобразное размягчение мозга. Они становятся «мягкими», выживают из ума в музыкальном плане, делая само понятие «хард-рок» противоречащим тому смыслу, который в него вкладывают уцелевшие группы 60-х годов.
Но сейчас 1972 год, а не шестьдесят какой-то. Рок-музыка – по-прежнему та область, в которой происходят наиболее интересные события. И самым лучшим доказательством этого является новый альбом «Demons and Wizards» группы Uriah Heep.
Честно говоря, долгое время я думал, что этим ребятам никогда не пробиться к славе. Uriah Heep начинали так же ужасно, как любая группа поколения «Cream» и Джеффа Бека, то есть поколения, испытавшего на себе период британского увлечения блюзом: нечто приблюзованное, пара «фишек» из «Cream», малоосмысленные тяжелые риффы - знакомая музыкальная формула, характерная для многих групп.
Однако начиная со своего третьего альбома «Look At Yourself» (в основном монотонного, но на нем есть пара действительно великолепных треков) и тем более с нового своего творения, «Demons and Wizards», группа Uriah Heep наконец обрела свой уникальный стиль.
Конкретно из чего состоит стиль Uriah Heep, сказать трудно. Вокальные партии - психоделические и вибрирующие, гитара и ритм-секция - английский хэви-метал рок, а орган Кена Хенсли звучит примерно в той же манере, как у Deep Purple. Но есть песни, в которых группа вдруг звучит как Procol Harum, и тут уже забываешь про классификацию.
Эти ребята - хороши. Первая сторона альбома «Demons and Wizards» представляет собой лучшую за последний год коллекцию моментов высокой энергии. Здесь Uriah Heep идут буквально в одной связке с Blue Oyster Cult.
Их песни неординарны. «Easy Livin'» - простой панк-рок (примечание переводчика: хотя в 1972-м году еще не было стиля «панк-рок» в том виде, в котором он стал известен в середине 70-х, этот термин уже использовался музыкальными критиками для обозначения песен, исполнявшихся под незамысловатые и быстрые гитарные риффы) под фузовую гитару.
«The Wizard» - фактически, комбинация психоделии (текст песни и вокал, обработанный эффектом фейзера) и фолк-рока.
Остальные три песни на первой стороне пластинки сочетают в себе хард-рок с отличными мелодиями. «Traveller In Time» в особенности запоминается в этом отношении.
В целом, это восхитительный рок-н-ролл. Плотность музыки поражает. А в тех местах, где есть инструментальные проигрыши, эти проигрыши лаконичны и сыграны по делу. Я не так давно был на концерте Uriah Heep в «Whiskey» (примечание переводчика: скорее всего имеется в виду ночной клуб «Whisky A Go-Go» в Лос-Анджелесе. В 1972-м году Uriah Heep играли там в конце июня - начале июля), и эти номера звучали по-настоящему здорово. Это лучшие песни в сценическом репертуаре Uriah Heep.
Вторая сторона альбома - чуть менее выдающаяся, но все равно хороша. Первые две вещи - хард-рок в среднем темпе. «Paradise/The Spell» - длинный трек, состоящий из двух сегментов каждый по 6 минут. Самые мелодичные отрывки разбросаны по всей композиции, но трек звучит весьма интересно (кстати, это не самая простая задача, учитывая, что речь идет о 12-минутной композиции) и демонстрирует различные концептуальные амбиции органиста, композитора и лидера группы, Кена Хенсли (он - единственная звезда в Uriah Heep, но, как сказал мой приятель, трудно быть звездой, если играешь сидя). Даже обложка альбома выполнена в психоделическом ключе.
Когда я был ребенком, то много читал о пластинках, которые здорово слушать на вечеринках (в частности, в качестве таких пластинок нередко упоминались альбомы «Rolling Stones»). Ну, вечеринка продолжается, и в случае с «Demons and Wizards» мы имеем 40 минут энергии и громких звуков (местами можно сказать, что это гениально реализованная монотонность), поэтому альбом, без сомнения, станет настоящим фаворитом на вечеринках нынешнего года.
Эта группа, возможно, начинала как малоинтересная приблюзованная копия Cream, но теперь Uriah Heep достигли такой точки в своем развитии, когда их с чистым сердцем можно назвать первосортной современной хард-рок командой.
КОНЕЦ ОЧЕРКА.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ URIAH HEEP НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как советский ВИА «Иверия» в 1974-76 гг. записывал на фирме «Мелодия» лучшие хиты «Uriah Heep»
Uriah Heep как зачинатели хэви-металла с самого начала 70-х, и Дэвид Байрон как заправский металлист
Uriah Heep «Live» 1973 года ~ мой самый любимый концертный альбом 70-х, невзирая на многие ляпы
«Wonderworld», 1974 г. ~ прекрасный «середнячок» от Uriah Heep, вполне тянет на культовый альбомМ