Найти в Дзене
Автовод со стажем

5 советских грузовиков, которые выпускали за границей и некоторые выпускают до сих пор

Оглавление

Грузовая техника, выпущенная в СССР в период с 50-х до 80-х годов прошлого века, была не просто надежной и выносливой. На модели отечественных грузовиков равнялись и копировали страны, у которых автомобилестроение только развивалось. И что интересно, многие модели в развивающихся и теперь в некоторых развитых странах берут свое начало от отечественных автомобилей.

Иногда Советский Союз даже передавал чертежи и технологии производства грузовиков, чтобы сократить время, необходимое для освоения сборки машин. И нередко в эти же страны уходил станочный парк, материалы и даже инженеры. Лишь бы как-то помочь начинающим автомобилестроителям.

Передача технологий и необходимых мощностей началась практически сразу после окончания Второй мировой. Один из самых известных послевоенных грузовиков ГАЗ-51, который за свою выносливость и проходимость часто называли маленьким Studebaker, сошел с конвейера в 1946 году. А уже через два года начали искать способ организации массового производства в Восточной Европе.

Производство ГАЗ-51 в Польше и Китае

Первым производство ГАЗ-51 освоила Fabryka Samochodów Ciężarowych - это завод в польском Люблине. Всего за период с 1951 года по 1958 год было собрано 17,5 тысячи экземпляров лицензионного автомобиля. А далее поляки наладили выпуск своей версии грузового фургона, известного как ZUK. По сути это был тот же ГАЗ-51, но на базе местных комплектующих.

Кроме поляков, выпуском лицензионных ГАЗ-51 занимались китайские автопроизводители. Причем у Китая был выбор - кроме отечественных автомобилей можно было скопировать американские или японские машины. После окончания конфликта у Китая осталось несколько ремонтных заводов из Японии, да и сама конструкция японских грузовиков была примитивной.

Тем не менее руководство Китая выбрало ГАЗ-51 - тогда это было реально наилучшее решение. Ведь кроме поставок деталей и станков, СССР взял на себя обязательство обучить несколько десятков тысяч рабочих, инженеров и металлургов.

С 1956 года китайские грузовики Nanjing Yuejin NJ130 сошли с конвейера Нанкинского автозавода. Далее был NJ230 на базе ГАЗ-63 и еще несколько оригинальных самостоятельных моделей.

Развитие китайского автопрома на основе ЗИС и ЗИЛ

Кстати, в то время китайцы очень хотели показать всему миру, что они в состоянии самостоятельно проектировать и строить грузовики. Поэтому даже для первого NJ130 разработали оригинальный дизайн кабины. Хотя конструктивно это был чистый ГАЗ-51.

Интересна история копирования ЗИС-150. Первыми производство грузовика под названием Steagul Roşu освоили румыны. Разумеется, китайские автомобилестроители также получили лицензию на производство мощного грузовика. Китаю очень нужен был мощный грузовой автомобиль, а взять технологию, которую они могли бы освоить бесплатно и в короткие сроки, было негде.

На этот раз все обошлось более-менее законно. Китайский завод FAW в Чанчуне сохранил конструкцию без изменений, хотя название, понятно, было китайским - Jiefang CA-10. Затем история практически повторилась с легендарным ЗИЛ-157. Почти 20 лет, вплоть до 1986 года, его собирали в Китае под названием Jiefang CА-30.

-2

Это был основной грузовик Народно-освободительной армии Китая. Еще были попытки делать грузовики на базе ЗИЛ-130, но в 80-е у Китая появилась возможность напрямую закупать японские машины, и тема 130-го плавно перекочевала к Северной Корее.

Северокорейские версии отечественной техники

КНДР больше всего копировала техническую продукцию Советского Союза. Помимо легких машин типа ГАЗ-51, ГАЗ-53, ГАЗ-56, северокорейцы собирали и мощные КрАЗ-219 под своим названием Jaju-64. Первоначально грузовики комплектовались мостами, коробками и дизелями производства СССР, но затем в КНДР не без помощи Китая и СССР освоили производство даже столь сложных агрегатов.

Уже в 1982 году КНДР запустила производство более нового и мощного КрАЗ-255 с дизелем мощностью 240 лошадиных сил. По сути, на базе этого грузовика северокорейцы построили целую линейку тяжелых тягачей. Эти машины до сих пор в производстве и, по отзывам, не уступают, по крайней мере в живучести, самым современным китайским грузовикам.

-3

Интересно, что вместе с КрАЗом освоили производство БелАЗ-540 и БелАЗ-548. Правда, это были машины Sungrisan/Konsor-25 и Kyomsungsang с оригинальным дизайном кабины и более мощным двигателем, но конструкция была полностью разработки СССР.

Эксперты говорят, что в 70-е годы эти грузовики помогли выбраться КНДР из глубоких экономических трудностей. Поставки полезных ископаемых почти двадцать лет поддерживали и развивали экономику страны.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!