Найти в Дзене

История русской роговой музыки, ч. 4

Часть первая Часть вторая Часть третья Написав три части, вспомнил об одном своем давнем открытии, дополняющем тему! В 1772 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы "Антигона" капельмейстера Томмазо Траэтты. Эта произведение - одна из вершин оперного жанра за все время его существования! Сюжет оперы, основанный на трагедии Софокла, трактован либреттистом Марко Кольтеллини достаточно вольно. В соответствии с философскими умонастроениями эпохи Просвещения, финал из трагического переделан в оптимистический: Антигона остается в живых, сочетаясь браком со своим возлюбленным Эмоном. Однако, проницательная публика уловила "двойное дно", заложенное Траэттой (приглядитесь к его мрачному портрету!) в партитуру "Антигоны". Два эпизода в финале оперы говорят, что счастье Антигоны призрачно: Я думаю, что Траэтта использовал звучание рогов для создания образа потустороннего мира, появления теней братьев Антигоны - Этеокла и Полиника, которые убили друг друга на поединке (с этого начинается

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Написав три части, вспомнил об одном своем давнем открытии, дополняющем тему!

Томмазо Траэтта (1727-1779)
Томмазо Траэтта (1727-1779)

В 1772 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы "Антигона" капельмейстера Томмазо Траэтты. Эта произведение - одна из вершин оперного жанра за все время его существования! Сюжет оперы, основанный на трагедии Софокла, трактован либреттистом Марко Кольтеллини достаточно вольно. В соответствии с философскими умонастроениями эпохи Просвещения, финал из трагического переделан в оптимистический: Антигона остается в живых, сочетаясь браком со своим возлюбленным Эмоном. Однако, проницательная публика уловила "двойное дно", заложенное Траэттой (приглядитесь к его мрачному портрету!) в партитуру "Антигоны". Два эпизода в финале оперы говорят, что счастье Антигоны призрачно:

  • во-первых, это Чакона, закрывающая оперу, и написанная в трагической тональности ре минор;
  • во-вторых, в танцевальные и хоровые эпизоды всеобщего ликования неожиданно вклиниваются два небольших фрагмента (в ре миноре и ля миноре), инструментовка которых обозначена как Corni da Boscho (искаженное Bosco, лесные рога). Скорее всего, эти фрагменты исполнялись на деревянных рогах, так же, как и через пару лет в "Альцесте" Раупаха.
-2

Я думаю, что Траэтта использовал звучание рогов для создания образа потустороннего мира, появления теней братьев Антигоны - Этеокла и Полиника, которые убили друг друга на поединке (с этого начинается опера). Таким образом, Траэтта заложил традицию восприятия звучания рогового оркестра как инфернального.

В 1792 году появляется мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика» на текст Я. Княжнина — самое известное русское произведение этого редкого жанра (мелодрама — жанр, сочетающий драматический театр и инструментальное сопровождение). Оригинальная партитура этого сочинения содержит партии роговой музыки. У Фомина ее звучание приобретает роковой, «инфернальный» оттенок. Партитура мелодрамы также хранится в Библиотеке Мариинского театра, но, благодаря советскому изданию в редкации Б. Доброхотова, существует несколько записей этого сочинения. Среди них выделяется, конечно, запись 2008 года в исполнении оркестра Pratum Integrum и Российского рогового оркестра. На сегодняшний день это единственная аутентичная запись музыки XVIII века с использованием рогов.

-3

Фомин, Евстигней Ипатьевич — русский композитор. Учился у Г. Раупаха в Петербурге и падре Мартини в Болонье. Был избран членом Болонской филармонической академии. Автор нескольких опер.

В 1792 году состоялась премьера балета Висенте Мартин-и-Солера «Покинутая Дидона». Это — единственный известный балет, сопровождаемый звучанием рогового оркестра. К сожалению, партии роговой музыки не выписаны в сохранившихся партитуре и, тем более, в клавире. Партитура из библиотеки Мариинского театра, судя по всему, относится к более поздним постановкам «Дидоны», поэтому роговые партии могли быть заменены тромбонами, либо исключаться совсем.

Висенте Мартин-и-Солер (1754-1806) — испанский композитор. В 1788 был приглашен императрицей Екатериной II в Россию и до своей смерти жил и работал в Петербурге. Здесь им были написаны оперы на либретто Екатерины II, несколько балетов. Похоронен на Смоленском евангелическом кладбище.

Не обошел своим вниманием роговую музыку и классик русской музыки Дмитрий Бортнянский. В 1797 году по случаю коронации Павла I композитор превратил свой хоровой концерт «Господи, силою Твоею возвеселится царь» в праздничную кантату. В партитуре добавлены симфонический и роговой оркестры.

Как минимум в двух своих произведениях использовал рога Осип Козловский. Первое из них — танцевальная Сюита (6 полонезов, 3 менуэта и 6 контрдансов), написанная по случаю той же коронации 1797 года (нельзя не отметить, что роговая музыка использовалась в коронационных торжествах четырех императоров). Все полонезы, кроме вступительного, написаны на популярные в то время темы Паизиелло, Моцарта и др. Эта музыка была напечатана в голосах: 14 оркестровых партий, партии хора и роговой музыки.

Партии рогового оркестра из Сюиты Козловского
Партии рогового оркестра из Сюиты Козловского

25 февраля 1798 года в Католической церкви на Невском проспекте был исполнен Реквием Козловского, написанный в память последнего польского короля Станислава-Августа Понятовского. Это произведение для солистов, хора, симфонического и рогового оркестра стало не только главным в творчестве композитора, но и одним из образцов русской вокально-симфонической музыки. В наши дни Реквием часто исполняется сифоническими оркестрами при участии Российского рогового оркестра.

Козловский, Осип Антонович (1757-1831) — выдающийся русский композитор польского происхождения. В 1780‑х служил в русской армии. Будучи замечен князем Потемкиным. Автор неофициального российского гимна «Гром победы раздавайся» (1791). Самая известная часть его композиторского наследия — полонезы. Перу Козловского принадлежат оперы, оратории, кантаты, песни и фортепианные произведения.

Часть пятая