Найти в Дзене

История русской роговой музыки, ч. 3 / Сарти и его ученики

Часть первая Часть вторая Композитором, наиболее полно оценившим возможности и уникальный колорит роговой музыки, был знаменитый итальянец Джузеппе Cарти. Джузеппе Сарти (1729-1802) — итальянский композитор. Прославился в Италии и Дании своими оперными произведениями и в 1784 году был приглашен на пост капельмейстера при дворе Екатерины Великой. В 1787-1790 гг. Сарти служил князю Потемкину, назначившего композитора директором вновь образованной Екатеринославской музыкальной академии. С 1792 до мая 1802 года Сарти проживал в Санкт-Петербурге, пользовался особым покровительством Павла I. В России композитор создал множество произведений на русские канонические тексты: оратории, кантаты, хоровые концерты. Будучи известным мастером оркестровки и любителем больших составов, Сарти не мог пройти мимо подобного феномена русского инструментализма. Уже на следующий год после приезда в Россию Сарти по заказу князя Потемкина написал ораторию «Господи, воззвах к Тебе» для солистов, двух хоров,

Часть первая

Часть вторая

Композитором, наиболее полно оценившим возможности и уникальный колорит роговой музыки, был знаменитый итальянец Джузеппе Cарти.

С. Тончи / Портрет Дж. Сарти
С. Тончи / Портрет Дж. Сарти

Джузеппе Сарти (1729-1802) — итальянский композитор. Прославился в Италии и Дании своими оперными произведениями и в 1784 году был приглашен на пост капельмейстера при дворе Екатерины Великой. В 1787-1790 гг. Сарти служил князю Потемкину, назначившего композитора директором вновь образованной Екатеринославской музыкальной академии. С 1792 до мая 1802 года Сарти проживал в Санкт-Петербурге, пользовался особым покровительством Павла I. В России композитор создал множество произведений на русские канонические тексты: оратории, кантаты, хоровые концерты.

Будучи известным мастером оркестровки и любителем больших составов, Сарти не мог пройти мимо подобного феномена русского инструментализма. Уже на следующий год после приезда в Россию Сарти по заказу князя Потемкина написал ораторию «Господи, воззвах к Тебе» для солистов, двух хоров, оркестра и роговой музыки. Композитор отдал рогам функцию органа, усилив ими аккордовые звуки в нижнем регистре.

Перейдя на службу к Потемкину в 1787 году, Сарти отправился вместе со своим новым патроном в Новороссию. Известно, что в поездке князя сопровождало множество музыкантов, в том числе и роговая капелла, незадолго до того перекупленая у К.Г. Разумовского. Есть сведения, что в том же году в честь Екатерины Второй и австрийского императора Иосифа Второго, встретившихся в Херсоне, была исполнена фуга Сарти для рогового оркестра (возможно, фрагмент какого-то сочинения).

Одно из интереснейших сочинений Сарти с использованием рогового оркестра было написано по случаю взятия Очакова в 1788 году. Партитура кантаты "Тебе Бога хвалим" поражает своим инструментальным составом, особенно если учесть, что исполнение происходило в ставке действующей армии. Так описывает исполнение кантаты адъютант светлейшего князя Л.Н. Энгельгардт:

«Хор музыки инструментальной, роговой и вокальной был до трехсот человек; известный сочинитель музыки г. Сарти всегда был при князе. Он положил на музыку победную песнь: Тебе Бога хвалим, и к оной музыке прилажена была батарея из десяти пушек, которая по знакам стреляла в такт; когда же пели: «Свят! Свят!», тогда производилась из оных орудий скорострельная пальба».

Иванов М. М. / Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического при взятии Очакова 6 декабря 1788 года
Иванов М. М. / Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического при взятии Очакова 6 декабря 1788 года

Как видно, Чайковский при сочинении увертюры "1812 год" опирался на очень давнюю традицию.

В августе 1790 года Екатерина II писала князю Потемкину: «Платон Александрович мне отдал Сартиевы хоры, два очень хороши, а «Тебе Бога хвалим» - жаль, что в церкви петь нельзя, по причине инструментов, он всего искуснее. Но уже 29 августа в той же переписке мы читаем: «завтра, Бог даст здоровья, при столе в Невском монастыре, будут петь со всеми инструментами «Тебе Бога хвалим», что ты ко мне прислал». Судя по всему, эта самая партитура хранится в Российской национальной библиотеке с печатью библиотеки Александро-Невской лавры.

Интересное объявление о концерте 8 февраля 1791 года в Петровском театре в Москве гласит: «Г. Сарти, Придворный Капельмейстер, имеет честь <...> дать почтеннейшей публике концерт собственного сочинения <...> Число музыкантов будет простираться более двухсот. В хорах вокальных будет поющих более 80 человек с аккомпанированием роговой музыки Его Высокоблагородия Николая Федоровича Колычева; при сем будут играть разные музыкальные пьесы на случай торжествования о взятии Очакова, в числе которых находятся еще две со слышанием пушечных выстрелов».

В 1792 году, по случаю празднования мира с Турцией, Сарти создает еще одну ораторию на церковно-славянский текст - "Слава в вышних Богу". Инструментальный состав этой оратории совпадает с кантатой "Тебе Бога хвалим", вплоть до пушек и пиротехники.

Партию рогового оркестра Сарти обозначал как Tubi, и записывал традиционной пятилинейной нотацией на двух станах со скрипичным и басовыми ключами.

Отметим, что ученики Сарти также активно использовали в своей музыке роговой оркестр. Так, Степан Дегтярев стал автором оратории «Минин и Пожарский» (1811 год), в оркестровке которой роговая музыка играет значительную роль.

Дегтярев Степан Аникиевич (1766-1813) — русский композитор из крепостных графа Н. Н. Шереметева. В 1803 году получил вольную и поселился в Москве. Автор около 60-ти духовных концертов.

Другим сартиевским учеником, продолжавшим дело своего учителя, был Даниил Кашин.

Кашин Даниил Никитич (1773 – 1841) - русский композитор. Происходил из крепостных Г.И. Бибикова, который, заметив музыкальные способности Кашина, предоставил ему возможность учиться у Сарти и затем отпустил на волю. В разное время поставлены 3 его оперы. В 1806 - 1807 годах Кашин издавал в Москве ежемесячный "Журнал отечественной музыки". Позднее был капельмейстером московского театра. События 1812 - 14 годов вызвали ряд патриотических сочинений Кашина. Наибольшую славу доставили Кашину его аранжировки русских народных песен.

В 1799 году состоялся концерт сочинений Кашина с привлечением роговой музыки, а в 1801 году в рамках коронационных торжеств состоялся концерт, «составленный из всей музыки новой оперы «Наталья боярская дочь». Оркестр был огромен и украшался беспрестанными хорами певиц и необыкновенною мелодией славной шереметевской роговой музыки... Сочинитель текста С.Н. Глинка, а музыка Д.Н. Кашина...».

Часть четвертая