По «техническим причинам», пока сижу дома и жду, когда срастётся перелом, продолжаю писать статьи по следам посещённых летом выставок. Фотографий в телефоне предостаточно. О моём эпичном последнем дне лета тут 👇
Сегодня продолжим знакомиться с экспозицией уникальной выставки «Портрет-а-порте» в Галерее сибирского искусства, родившейся благодаря коллаборации двух иркутских музеев – Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов и Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва. О нестандартной – танцевальной – презентации этой выставки было тут 👇
Сегодня будет без бала и шелеста кринолина. Будет тихо и интимно, потому что мы посмотрим одежду для будуара и интересные аксессуары.
На всякий указала для статьи возрастную категорию 16+ (хотя вряд ли канал про выставки и фестивали интересен детям и подросткам).
Сначала заглянем на первый этаж, куда ещё не ходили. Там мы увидим то, что раньше не положено было видеть посторонним. Женские пеньюары.
История пеньюара начинается в Венеции XVI века. Его предшественник назывался «рокетти». Это был лёгкий халат из бархата и кружев для утреннего занятия макияжем.
Моду на элегантные накидки у итальянок быстро подхватили француженки, они и подарили «рокетти» нынешнее название – «пеньюар».
Первое время пеньюар носил практический характер и играл роль обычной домашней женской одежды — выйти к гостям в пеньюаре считалось неприличным. Но всё быстро изменилось: в XVIII веке будуар благородной дамы стал центром светской жизни. Вскоре дамы стали принимать гостей, накинув на плечи элегантный пеньюар, а сама накидка обрела статус утончённого элемента домашнего гардероба богатой женщины.
Во времена французской Прекрасной эпохи (конец XIX века) аристократки носили пеньюары не только дома, но и с удовольствием надевали их в поездках, в гостиницах, в поездах. Обязательным дополнением к наряду по правилам этикета были перчатки. Однако в России такая откровенность не приветствовалась и пеньюар оставался исключительно частью домашнего образа.
Россиянки надевали пеньюары, когда готовили причёску и лицо к выходу к людям. Также его использовали, чтобы уберечь одежду от пудры: дамы рисковали засыпать ею наряд при сборе на бал или в театр.
Упоминание пеньюара есть, например, в романе Льва Толстого «Война и мир»: героиня Наташа Ростова сидит перед зеркалом в накинутом на плечи пеньюаре.
Отдельно стоит отметить, что пеньюар не был обязательной частью гардероба жительниц Иркутска XIX века, но в домашней обстановке зажиточные иркутянки носили лёгкие утренние халаты, которые немногим отличались от пеньюаров. О моде иркутянок прошлого можно почитать тут (мне довелось примерить исторические платья) 👇
Сейчас пеньюар – не только одежда для дома, но и используется, как одежда для сна или как вариант эротической одежды.
Так как выставка «Портрет-а-порте» – это не только про одежду и аксессуары, но и про то, как они стали частью искусства, то давайте посмотрим на картины и скульптуры этого зала.
Я была в восторге от скульптуры «Отдых» от Адель Васильевны Вернер!
Адель Васильевна Вернер (28 января 1865 года — не ранее 1930 года) — российский и советский скульптор, работавшая в стиле модерн. Известна как портретист.
Именно эта скульптура мастера была в числе тех её работ, что в 1903–1906 годах Императорский фарфоровый завод тиражировал в бисквите (фарфор) и терракоте (фаянс).
Я в восторге от проработки скульптором анатомии женского тела – видны даже пунктирная линия позвоночника и линии рёбер! А причёска с этого ракурса напоминает воздушный зефир!
А какие изящные ступни! Стопа у этой отдыхающей греческая – второй пальчик длиннее большого. У меня такая же. На практике это не очень удобно, морока с обувью, часто ношу на размер больше.
Можно в зале найти и формы поаппетитнее – ниже замечательная картина кисти Рябушкина Андрея Петровича (1861–1904), на которой акварелью изображена натурщица 👇
Андрей Петрович Рябушкин (17 (29) октября 1861, Тамбовская губерния — 27 апреля (10 мая) 1904, Новгородская губерния) — русский живописец и график, мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Совершал поездки по старым русским городам, где исполнял этюды церквей, копировал фрески, зарисовывал старинную крестьянскую утварь. Иллюстрировал русские былины и другие произведения. Ниже изображение художника, красивый, на мой взгляд, мужчина, от натурщиц наверно не было отбоя 👇
Под серией картин на застеклённом столе можно посмотреть интересные вещицы. Вот, например, сетчатая штука – это подушка для турнюра (Западная Европа, XIX век). Девочки на выставке думали, что это какая-то вещь для придания объёма причёске, но нет. Это для... женского тыла.
Подушка-турнюр — модная в конце XIX века принадлежность женского туалета в виде подушечки, которая подкладывалась под платье сзади ниже талии для придания фигуре пышности.
На практике это выглядело так 👇
В разные периоды существовали разные виды таких подушечек:
- В 1880-х годах предлагали турнюры в виде валиков или подушечек, сплетённых из тонкой и гибкой стальной проволоки.
- Около 1900 года появились плоские полукруглые простёганные подушечки, набитые конским волосом. Их повязывали поверх корсета или надевали под него, формируя модный в ту пору S-образный силуэт.
Некоторые современные девушки тоже практикуют ношение того, что сейчас выполняет функцию турнюра 👇
Когда впервые увидела такие накладки в репортажах про селебрити, в голове был вопрос: «А что, так можно было?! Без генетики и фитнеса?!» Оказывается, уже пару веков как можно 🤣
По пути на второй этаж Галереи мы полюбуемся мебелью: кресло и зеркало так и просят, чтобы мы уделили внимание их рельефному и весьма высокохудожественному декору.
Рама зеркала – птицы на ветвях. У деревянных птиц вырезаны перья, у листьев – прожилки, ягодки отражают своими боками искусственный свет 👇
Это настенное зеркало родом из Германии конца XIX века выполнено из морёного дуба.
Морёный дуб — это древесина дуба, которая на протяжении веков и тысячелетий находилась в болотах, озёрах или на дне рек практически без доступа кислорода. Название происходит от французского «le Marais» — топь или болото. Морёную древесину относят к невозобновляемым ресурсам, так как быстро восстановить её запасы невозможно.
А это ангельское лицо на спинке кресла.
И двуглавые орлы держат на головах деревянный полукруг спинки.
Такая красота, что даже если бы можно было сесть на это кресло, созданное в России XIX века, я в своих джинсах не села бы. Точно не в джинсах. Вот так лучше 👇
А теперь мы наверх – украшать свой верх)) За шляпками то есть.
Я бы примерила все! Просто чтоб понять, какой исторический фасон мне больше к лицу. Но и без примерки одна из них стала моей фавориткой – это шляпка с сорокой, даже двумя (или тут их полторы?) 👇
Во второй половине XIX века в Европе и Америке было модно украшать шляпы перьями, крыльями, головами, а то и целыми тушками птиц. Встречались даже гнёзда с яйцами и птенцами, чтобы шляпка казалась «населённой» пернатыми.
Для украшений использовали разных птиц: фазанов, павлинов, ласточек, голубей. Часто тушку помещали на шляпу в «живой» позе. Но особенно красивой считалась подвижная конструкция: внутрь тела убиенной птицы помещали пружины, что позволяло голове и крыльям чучела покачиваться в такт движениям.
Такая мода привела к истреблению многих видов птиц: ради перьев и тушек уничтожались целые колонии пернатых. В 1886 году орнитолог из Американского музея естественной истории Фрэнк Чепмен написал письмо в естественно-научный журнал, в котором представил список видов птиц, замеченных в шляпках нью-йоркских модниц: их было около 40.
К сожалению для птиц, до России эта своеобразная и нездоровая мода тоже дошла.
Эту фотографию молодой сороки я сделала весной в парке музея-усадьбы В. П. Сукачёва 👇
Она была доверчива и подпустила меня весьма близко.
Как хорошо, что сейчас ни одна иркутянка не хочет сделать эту птичку украшением своей шляпки!..
Шляпы перестали украшать птицами (плюмажем) из-за сочетания исторических тенденций и этических аспектов. Как бы парадоксально это не звучало, но птиц спасло и изобретение автомобиля, так как тот не оставлял места для объёмных женских головных уборов, которые вскоре были заменены плотно прилегающими шляпами-клош.
Если вы из «Гринписа», то не читайте эту вставку. Самыми распространёнными «шляпками» были птицы, но нередко встречались белки, мыши и даже котята. Когда-то они были живыми...
Добил «птичью» моду запрет на использование перьев экзотических птиц. В 70-е годы XX века благодаря Вашингтонской конвенции применение перьев экзотических птиц в индустрии моды было запрещено.
Ниже фото с недели моды в Мадриде 👇
Если хотите удивиться, то в статье по ссылке ниже найдёте 20 необычных шляпок (даже шляпку-пепельницу) 👇
А теперь фото-загадка )) Угадайте, что это? 👇
Давайте накидаю варианты ответа:
1. Таблетница
2. Брошь
3. Кошелёк
4. Пудреница
5. Подвеска с фоторамкой внутри
6. Женские часики
Пока думаете, покажу фото других красивых вещиц, которые можно найти рядом со шляпками.
Это сумочки и женские кошельки. И вот правильный ответ на вопрос выше: перед нами французский дамский кошелёк с перламутром, внутри шёлк.
На втором этаже много красивых платьев, готовых поведать нам свою историю. Даже свадебные есть! Их мы посмотрим в следующей статье с продолжением обзора выставки «Портрет-а-порте», посетить которую можно до 26 октября 👇
Меня зовут Анна. Переезд в Иркутск вдохновил на блог. Пишу о событиях и местах, где бывала лично. Подписывайтесь!