Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

«Портрет-а-порте»: крылатые шляпки, соблазнительные пеньюары и немного обнажённой натуры (16+)

По «техническим причинам», пока сижу дома и жду, когда срастётся перелом, продолжаю писать статьи по следам посещённых летом выставок. Фотографий в телефоне предостаточно. О моём эпичном последнем дне лета тут 👇 Сегодня продолжим знакомиться с экспозицией уникальной выставки «Портрет-а-порте» в Галерее сибирского искусства, родившейся благодаря коллаборации двух иркутских музеев – Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов и Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва. О нестандартной – танцевальной – презентации этой выставки было тут 👇 Сегодня будет без бала и шелеста кринолина. Будет тихо и интимно, потому что мы посмотрим одежду для будуара и интересные аксессуары. На всякий указала для статьи возрастную категорию 16+ (хотя вряд ли канал про выставки и фестивали интересен детям и подросткам). Сначала заглянем на первый этаж, куда ещё не ходили. Там мы увидим то, что раньше не положено было видеть посторонним. Женские пеньюары. История пе

По «техническим причинам», пока сижу дома и жду, когда срастётся перелом, продолжаю писать статьи по следам посещённых летом выставок. Фотографий в телефоне предостаточно. О моём эпичном последнем дне лета тут 👇

Сегодня продолжим знакомиться с экспозицией уникальной выставки «Портрет-а-порте» в Галерее сибирского искусства, родившейся благодаря коллаборации двух иркутских музеев – Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов и Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва. О нестандартной – танцевальной – презентации этой выставки было тут 👇

Сегодня будет без бала и шелеста кринолина. Будет тихо и интимно, потому что мы посмотрим одежду для будуара и интересные аксессуары.

На всякий указала для статьи возрастную категорию 16+ (хотя вряд ли канал про выставки и фестивали интересен детям и подросткам).
На 1 этаже Галереи сибирского искусства (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
На 1 этаже Галереи сибирского искусства (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Сначала заглянем на первый этаж, куда ещё не ходили. Там мы увидим то, что раньше не положено было видеть посторонним. Женские пеньюары.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

История пеньюара начинается в Венеции XVI века. Его предшественник назывался «рокетти». Это был лёгкий халат из бархата и кружев для утреннего занятия макияжем. 

Моду на элегантные накидки у итальянок быстро подхватили француженки, они и подарили «рокетти» нынешнее название – «пеньюар». 

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Первое время пеньюар носил практический характер и играл роль обычной домашней женской одежды — выйти к гостям в пеньюаре считалось неприличным. Но всё быстро изменилось: в XVIII веке будуар благородной дамы стал центром светской жизни. Вскоре дамы стали принимать гостей, накинув на плечи элегантный пеньюар, а сама накидка обрела статус утончённого элемента домашнего гардероба богатой женщины.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Во времена французской Прекрасной эпохи (конец XIX века) аристократки носили пеньюары не только дома, но и с удовольствием надевали их в поездках, в гостиницах, в поездах. Обязательным дополнением к наряду по правилам этикета были перчатки. Однако в России такая откровенность не приветствовалась и пеньюар оставался исключительно частью домашнего образа.

Описание с выставки (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Описание с выставки (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Россиянки надевали пеньюары, когда готовили причёску и лицо к выходу к людям. Также его использовали, чтобы уберечь одежду от пудры: дамы рисковали засыпать ею наряд при сборе на бал или в театр. 

Упоминание пеньюара есть, например, в романе Льва Толстого «Война и мир»: героиня Наташа Ростова сидит перед зеркалом в накинутом на плечи пеньюаре. 
«В будуаре» (In The Boudoir) французского художника Фредерика Сулакруа (1825–1897) (картинка из интернета)
«В будуаре» (In The Boudoir) французского художника Фредерика Сулакруа (1825–1897) (картинка из интернета)

Отдельно стоит отметить, что пеньюар не был обязательной частью гардероба жительниц Иркутска XIX века, но в домашней обстановке зажиточные иркутянки носили лёгкие утренние халаты, которые немногим отличались от пеньюаров. О моде иркутянок прошлого можно почитать тут (мне довелось примерить исторические платья) 👇

Сейчас пеньюар – не только одежда для дома, но и используется, как одежда для сна или как вариант эротической одежды.
Вариант современного женского пеньюара. Скриншот из приложения маркетплейса
Вариант современного женского пеньюара. Скриншот из приложения маркетплейса

Так как выставка «Портрет-а-порте» – это не только про одежду и аксессуары, но и про то, как они стали частью искусства, то давайте посмотрим на картины и скульптуры этого зала.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Я была в восторге от скульптуры «Отдых» от Адель Васильевны Вернер!

«Отдых» скульптора Адель Вернер (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Отдых» скульптора Адель Вернер (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Адель Васильевна Вернер (28 января 1865 года — не ранее 1930 года) — российский и советский скульптор, работавшая в стиле модерн. Известна как портретист. 

Именно эта скульптура мастера была в числе тех её работ, что в 1903–1906 годах Императорский фарфоровый завод тиражировал в бисквите (фарфор) и терракоте (фаянс).

Я в восторге от проработки скульптором анатомии женского тела – видны даже пунктирная линия позвоночника и линии рёбер! А причёска с этого ракурса напоминает воздушный зефир!

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А какие изящные ступни! Стопа у этой отдыхающей греческая – второй пальчик длиннее большого. У меня такая же. На практике это не очень удобно, морока с обувью, часто ношу на размер больше.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Можно в зале найти и формы поаппетитнее – ниже замечательная картина кисти Рябушкина Андрея Петровича (1861–1904), на которой акварелью изображена натурщица 👇

Портрет натурщицы кисти Андрея Рябушкина (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Портрет натурщицы кисти Андрея Рябушкина (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Андрей Петрович Рябушкин (17 (29) октября 1861, Тамбовская губерния — 27 апреля (10 мая) 1904, Новгородская губерния) — русский живописец и график, мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Совершал поездки по старым русским городам, где исполнял этюды церквей, копировал фрески, зарисовывал старинную крестьянскую утварь. Иллюстрировал русские былины и другие произведения. Ниже изображение художника, красивый, на мой взгляд, мужчина, от натурщиц наверно не было отбоя 👇
Художник Андрей Петрович Рябушкин (иллюстрация из интернета)
Художник Андрей Петрович Рябушкин (иллюстрация из интернета)

Под серией картин на застеклённом столе можно посмотреть интересные вещицы. Вот, например, сетчатая штука – это подушка для турнюра (Западная Европа, XIX век). Девочки на выставке думали, что это какая-то вещь для придания объёма причёске, но нет. Это для... женского тыла.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Подушка-турнюр — модная в конце XIX века принадлежность женского туалета в виде подушечки, которая подкладывалась под платье сзади ниже талии для придания фигуре пышности. 

На практике это выглядело так 👇

Фото из интернета
Фото из интернета

В разные периоды существовали разные виды таких подушечек:

  • В 1880-х годах предлагали турнюры в виде валиков или подушечек, сплетённых из тонкой и гибкой стальной проволоки.
  • Около 1900 года появились плоские полукруглые простёганные подушечки, набитые конским волосом. Их повязывали поверх корсета или надевали под него, формируя модный в ту пору S-образный силуэт.

Некоторые современные девушки тоже практикуют ношение того, что сейчас выполняет функцию турнюра 👇

Фото с AliExpress.com
Фото с AliExpress.com
 Фото с joom.ru
Фото с joom.ru
Когда впервые увидела такие накладки в репортажах про селебрити, в голове был вопрос: «А что, так можно было?! Без генетики и фитнеса?!» Оказывается, уже пару веков как можно 🤣

По пути на второй этаж Галереи мы полюбуемся мебелью: кресло и зеркало так и просят, чтобы мы уделили внимание их рельефному и весьма высокохудожественному декору.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Рама зеркала – птицы на ветвях. У деревянных птиц вырезаны перья, у листьев – прожилки, ягодки отражают своими боками искусственный свет 👇

-20

Это настенное зеркало родом из Германии конца XIX века выполнено из морёного дуба.

Морёный дуб — это древесина дуба, которая на протяжении веков и тысячелетий находилась в болотах, озёрах или на дне рек практически без доступа кислорода. Название происходит от французского «le Marais» — топь или болото. Морёную древесину относят к невозобновляемым ресурсам, так как быстро восстановить её запасы невозможно. 

А это ангельское лицо на спинке кресла.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

И двуглавые орлы держат на головах деревянный полукруг спинки.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Такая красота, что даже если бы можно было сесть на это кресло, созданное в России XIX века, я в своих джинсах не села бы. Точно не в джинсах. Вот так лучше 👇

Фото с весенней экскурсии и примерки исторических платьев в музее городского быта. Я в красивом платье
Фото с весенней экскурсии и примерки исторических платьев в музее городского быта. Я в красивом платье

А теперь мы наверх – украшать свой верх)) За шляпками то есть.

-24

Я бы примерила все! Просто чтоб понять, какой исторический фасон мне больше к лицу. Но и без примерки одна из них стала моей фавориткой – это шляпка с сорокой, даже двумя (или тут их полторы?) 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Во второй половине XIX века в Европе и Америке было модно украшать шляпы перьями, крыльями, головами, а то и целыми тушками птиц. Встречались даже гнёзда с яйцами и птенцами, чтобы шляпка казалась «населённой» пернатыми. 

Для украшений использовали разных птиц: фазанов, павлинов, ласточек, голубей. Часто тушку помещали на шляпу в «живой» позе. Но особенно красивой считалась подвижная конструкция: внутрь тела убиенной птицы помещали пружины, что позволяло голове и крыльям чучела покачиваться в такт движениям. 

Такая мода привела к истреблению многих видов птиц: ради перьев и тушек уничтожались целые колонии пернатых. В 1886 году орнитолог из Американского музея естественной истории Фрэнк Чепмен написал письмо в естественно-научный журнал, в котором представил список видов птиц, замеченных в шляпках нью-йоркских модниц: их было около 40. 

К сожалению для птиц, до России эта своеобразная и нездоровая мода тоже дошла.

Скриншот с сайта https://kulturologia.ru/blogs/031022/54393/
Скриншот с сайта https://kulturologia.ru/blogs/031022/54393/

Эту фотографию молодой сороки я сделала весной в парке музея-усадьбы В. П. Сукачёва 👇

Она была доверчива и подпустила меня весьма близко.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Как хорошо, что сейчас ни одна иркутянка не хочет сделать эту птичку украшением своей шляпки!..

Шляпы перестали украшать птицами (плюмажем) из-за сочетания исторических тенденций и этических аспектов. Как бы парадоксально это не звучало, но птиц спасло и изобретение автомобиля, так как тот не оставлял места для объёмных женских головных уборов, которые вскоре были заменены плотно прилегающими шляпами-клош. 

Если вы из «Гринписа», то не читайте эту вставку. Самыми распространёнными «шляпками» были птицы, но нередко встречались белки, мыши и даже котята. Когда-то они были живыми...

Добил «птичью» моду запрет на использование перьев экзотических птиц. В 70-е годы XX века благодаря Вашингтонской конвенции применение перьев экзотических птиц в индустрии моды было запрещено.

Ниже фото с недели моды в Мадриде 👇

Фото с сайта mirinteresno.mirtesen.ru
Фото с сайта mirinteresno.mirtesen.ru

Если хотите удивиться, то в статье по ссылке ниже найдёте 20 необычных шляпок (даже шляпку-пепельницу) 👇

Оригинальные головные уборы - ВЗГЛЯНИ НА МИР С ИНТЕРЕСОМ - Медиаплатформа МирТесен

А теперь фото-загадка )) Угадайте, что это? 👇

Что-то красивое из Франции ХХ века (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Что-то красивое из Франции ХХ века (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Давайте накидаю варианты ответа:

1. Таблетница

2. Брошь

3. Кошелёк

4. Пудреница

5. Подвеска с фоторамкой внутри

6. Женские часики

Пока думаете, покажу фото других красивых вещиц, которые можно найти рядом со шляпками.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Это сумочки и женские кошельки. И вот правильный ответ на вопрос выше: перед нами французский дамский кошелёк с перламутром, внутри шёлк.

На втором этаже много красивых платьев, готовых поведать нам свою историю. Даже свадебные есть! Их мы посмотрим в следующей статье с продолжением обзора выставки «Портрет-а-порте», посетить которую можно до 26 октября 👇

В Галерее сибирского искусства – в одном из моих любимых мест в Иркутске
В Галерее сибирского искусства – в одном из моих любимых мест в Иркутске
Меня зовут Анна. Переезд в Иркутск вдохновил на блог. Пишу о событиях и местах, где бывала лично. Подписывайтесь!