Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Потанцуем? Кадриль, вальс и полька на балу в Галерее Сибирского искусства

Позвольте пригласить вас на танец! Сегодня на балу будут вальс, полька, кадриль и контрданс. А если вы не знаете эти танцы, то давайте вместе посмотрим на тех, кто их знает и может научить других.

Меня после пятидневного фестиваля Diko Dance на Байкале всё не отпускает тема танцев!)) Танцуют все! 💃
Участники студии «Прекрасная эпоха» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Участники студии «Прекрасная эпоха» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

27 июня я была на мастер-классе, который можно назвать самым костюмированным и атмосферным в моей жизни! Вы только посмотрите на этих прекрасных дам! А какой кавалер! 😍

Но давайте по порядку. Вечером 27 июня я пришла в Галерею Сибирского искусства, потому что накануне увидела у входа в музей эту афишу о выставке «Портрет-а-порте. О портрете и костюме: живописный контекст» 👇

Афиша у Галереи Сибирского искусства
Афиша у Галереи Сибирского искусства

Эта выставка уникальна для Иркутска хотя бы потому, что впервые два областных музея объединили свои коллекции! Такая коллаборация Художественного музея имени В. П. Сукачёва и музея декабристов.

Стоимость билетов на выставку: от 200 до 500 ₽.
-3

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Пришла я в Галерею, чтобы увидеть более 600 экспонатов на тему портрета и костюма. Музей декабристов представил костюмы, обувь, аксессуары, головные уборы, игрушки, предметы повседневного обихода ушедших эпох.

«Первая папироска» Брызгалов Николай Александрович (1860) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Первая папироска» Брызгалов Николай Александрович (1860) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Девушка с книгой» неизвестный художник (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Девушка с книгой» неизвестный художник (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Художественная часть выставки представлена разными видами изобразительного искусства из коллекции художественного музея: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и скульптура. 

Среди именитых художников: Карл Брюллов, Александр Маковский, Илья Репин, Константин Сомов, Валентин Серов.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Paulussen R. Morgen promenad (1896). Бумага, фотогравюра (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Paulussen R. Morgen promenad (1896). Бумага, фотогравюра (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Отдельные тематические экспонаты – это детские костюмы, кукольная одежда и игрушки.

История игрушек иркутян XIX века — это увлекательное путешествие в прошлое, когда ручная работа и натуральные материалы создавали уникальные предметы для малышей. В этот период Иркутск, будучи важным торговым и культурным центром Сибири, активно обменивался товарами из Европы и России, что влияло на ассортимент игрушек и предпочтения в играх.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
-11

В XIX веке в Иркутске преобладали деревянные игрушки ручной работы: куклы, фигурки животных, игровые наборы. Часто их делали из дерева, обмазывали красками или лаками, а формы создавали с использованием резьбы и штампов. Популярными были куклы из тростника или ткани, а также мягкие игрушки, сделанные из холста и набитые ватой или шерстью.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
-13

Детские игры включали в себя классические народные игрушки: деревянные мечи, лошадки-качалки, игры с мячами и бумами. В богатых семьях могли появляться игрушки из фарфора или стекла, привезённые из Европы, что свидетельствовало о статусе владельца.

Портреты детей иркутского мецената и общественного деятеля Владимира Сукачёва: Анна, Володя, Борис, Платон (1890) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Портреты детей иркутского мецената и общественного деятеля Владимира Сукачёва: Анна, Володя, Борис, Платон (1890) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Погружение в историю игрушек, костюмов и предметов быта помогает нам не только ощутить связь с прошлым, но и оценить мастерство и художественный вкус наших предков.

Про мужчин и жеребцов тоже есть упоминания)) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Про мужчин и жеребцов тоже есть упоминания)) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Я посмотрела на костюмы, игрушки, с интересом посмотрела картины. И тут... В зал стали входить они! Прекрасные дамы и кавалеры! Их исторические костюмы сразу преобразили пространство музея, будто мы оказались на съёмочной площадке фильма о России XIX века.

Какие красивые! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Какие красивые! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Мы, посетители музея, пришедшие в первый день новой выставки, расселись по лавочкам и приготовились любоваться танцами в исполнении участников студии исторического бального танца «Прекрасная эпоха» 👇

VK | VK

Прекрасная дама в кринолине и руководитель студии «Прекрасная эпоха» Михаил Верхозин (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Прекрасная дама в кринолине и руководитель студии «Прекрасная эпоха» Михаил Верхозин (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Гости вечера. Фото из ленты музея в VK
Гости вечера. Фото из ленты музея в VK

Ведущий танцевального вечера – руководитель студии Михаил Верхозин – перед каждой композицией погружал нас в исторический контекст танца, рассказывал об особенностях бального этикета. Например, объяснил, почему менялась конструкция кринолина.

Кринолин — конструкция, которая придавала юбке пышную форму. С середины 1860-х кринолин начал увядать: он становился всё меньше и меньше спереди и по бокам, а сетка оставалась только сзади. Это было связано с тем, что кринолин вышел из моды, его заменили тюрнюром — специальными подушечками для поддержания силуэта. При этом существовали разные варианты кринолинов, и многое зависело от их конструкции. Например, в некоторых моделях часть обручей не смыкалась сзади, чтобы кринолин не задирался.

Михаил Верхозин рассказал о бальной программе середины XIX века и о том, как со временем в России менялась техника исполнения танцев на балах и светских вечерах 👇

А ещё о том, как полька завоевала сердца россиян XIX века 👇

И о контрдансах мы тоже узнали 👇

После каждого исторического экскурса была демонстрация танца.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Нашему вниманию на вечере были представлены салонные танцы прошлых эпох. Я впервые своими глазами увидела кадрили середины XIX века и сиквенсы начала XX века!

И что самое замечательное, можно было стать участником этого бала! На фото ниже среди людей в исторических костюмах уже стоят гости вечера. Гости разучивали шаги и повороты, и в итоге у них получилось влиться в танец под классическую музыку!

Селфи с иркутянкой XIX века)) А какой веер! 😍 Кажется, я выгляжу в зале музея гораздо неуместнее, чем эта дама в кринолине. Так я ей и сказала, что мне срочно захотелось причесаться и приодеться)))
Селфи с иркутянкой XIX века)) А какой веер! 😍 Кажется, я выгляжу в зале музея гораздо неуместнее, чем эта дама в кринолине. Так я ей и сказала, что мне срочно захотелось причесаться и приодеться)))
Бальные танцы – это ещё про гендерную коммуникацию. Танец – это легальный способ сократить личные границы партнёра через прикосновения, взаимодействие, жесты и мимику. Такого взаимодействия у современников мало, разве что если занимаетесь социальными танцами (бачата, танго и пр.). А раньше у людей не было чатов, поэтому они общались на балах, и все смайлики у них были через акценты на одежде, вееры, язык цветов, оттенки платьев и пр.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Ниже видео мастер-класса для гостей вечера 👇

Из личных наблюдений: в фильмах не слышно, как во время балов шуршат ткани. Будто осенняя листва под ногами. А ещё через экран, конечно, не передать то ощущение движения воздуха, которое происходит во время танца дам в кринолине! Как будто по бальному залу сам собой гуляет ветер. Его создают объёмные конструкции женских платьев. Дамы в кринолине на танцевальном вечере так держали себя, что невольно и мы, гости, сидевшие на лавочках, старались выпрямить осанку и расправить плечи))

А ещё смотрела на бал и думала: «Как же дамы справлялись с природными потребностями при таких-то юбках?!» Конечно, нашла в интернете подробности женских походов в туалет. В XIX веке дамы, носившие кринолин, справляли нужду, используя специальные сосуды и помощь горничных. Больше не напишу, чтобы не сбивать всех нас с танцевального ритма))
Мастер-класс для гостей (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Мастер-класс для гостей (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В конце XIX и начале XX века Иркутск был процветающим городом с богатой культурной жизнью, и танцы занимали важное место в повседневной жизни его жителей. Этот период отличался разнообразием стилей и настроений, отражая настроение эпохи и характер иркутского общества.

Популярными тогда были вальс и полька — излюбленные танцы светского общества, которые символизировали изящность и грацию. Вальс, со своей плавной и романтичной мелодией, часто звучал на балах и светских вечерах, создавая атмосферу элегантности. Полька же была более энергичной, она прекрасно подходила для народных гуляний и семейных праздников.

Кроме того, в иркутском обществе ценились народные танцы, такие как казачьи и сибирские хороводы. Они объединяли людей, создавали атмосферу тепла и радости, а их движения передавали традиции и дух региона.

Контрданс был популярен на балах Европы, в том числе и в России, в XVIII–XIX веках. Общедоступность, живость и универсальность контрданса (в противоположность придворным танцам — менуэту и паванне, исполняемым одной-двумя парами) сделали его популярным. Это привело к возникновению многочисленных видов контрданса: кадриль, гросфатер, экоссез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и другие. 

Танцы конца XIX – начала XX века были не только развлечением общества, но и способом выразить свои чувства, укрепить связи и почувствовать единство с окружением. Эти ритмы и сейчас вызывают ностальгию и напоминают о яркой эпохе сибирского города, эпохе великой страны... 

Нейрофантазия на тему бала. Нейросеть мне даже этого эффектного незнакомца дорисовала))) Назову его Фёдор Михайлович.
Нейрофантазия на тему бала. Нейросеть мне даже этого эффектного незнакомца дорисовала))) Назову его Фёдор Михайлович.

Вот так я впервые побывала на балу!

Знаете, ради этого стоило переехать в Иркутск!))))) И ради танцевального фестиваля Diko Dance 👇