Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Как в честь 8 Марта я побыла иркутской мещанкой и барышней на выданье

В честь 8 Марта музей городского быта г. Иркутск пригласил дам на увлекательную экскурсию по будуару старой усадьбы и фотосессию в платьях конца XIX века. Ну как такое пропустить?!))) Весь экшен произошёл тут. В доме-усадьбе Фёдора Михайловича Полканова. Экскурсия с последующей фотосессией в исторических платьях обошлась мне в 570 ₽. Своё погружение в мир женской моды мы начали в дамской комнате (будуаре). Подробнее о музее городского быта писала тут 👇 Сначала минут двадцать экскурсовод Дарья рассказывала нам об эволюции моды в динамике века. Она показывала отдельные экспонаты, делая особый акцент на увлечении иркутянами XIX века «китайщиной». Иркутские мещане двухсотлетней давности считали особым шармом и пунктиком демонстрировать свою связь с Великим чайным путём, который пролегал через Иркутск. Отсюда шкафы с драконами, китайские фонарики, этажерки из бамбука, шкатулки с сакурой, китайские тарелки и вазы и т. д. Было интересно узнать, что мода прошлого во многом определяла мобил

В честь 8 Марта музей городского быта г. Иркутск пригласил дам на увлекательную экскурсию по будуару старой усадьбы и фотосессию в платьях конца XIX века. Ну как такое пропустить?!)))

Весь экшен произошёл тут. В доме-усадьбе Фёдора Михайловича Полканова. Экскурсия с последующей фотосессией в исторических платьях обошлась мне в 570 ₽. Своё погружение в мир женской моды мы начали в дамской комнате (будуаре).

Подробнее о музее городского быта писала тут 👇

Весь экшен прошёл тут – в усадьбе Фёдора Полканова. (© Анна, «Маяк энержайзера»)
Весь экшен прошёл тут – в усадьбе Фёдора Полканова. (© Анна, «Маяк энержайзера»)
Сразу кому актуально – прайс музея. (© Анна, «Маяк энержайзера»). Экскурсия с фотосессией обошлась мне в 570 ₽. (© Анна, «Маяк энержайзера»)
Сразу кому актуально – прайс музея. (© Анна, «Маяк энержайзера»). Экскурсия с фотосессией обошлась мне в 570 ₽. (© Анна, «Маяк энержайзера»)

Сначала минут двадцать экскурсовод Дарья рассказывала нам об эволюции моды в динамике века. Она показывала отдельные экспонаты, делая особый акцент на увлечении иркутянами XIX века «китайщиной». Иркутские мещане двухсотлетней давности считали особым шармом и пунктиком демонстрировать свою связь с Великим чайным путём, который пролегал через Иркутск. Отсюда шкафы с драконами, китайские фонарики, этажерки из бамбука, шкатулки с сакурой, китайские тарелки и вазы и т. д.

Любимая иркутянами прошлого китайщина. (© Анна, «Маяк энержайзера»)
Любимая иркутянами прошлого китайщина. (© Анна, «Маяк энержайзера»)

Было интересно узнать, что мода прошлого во многом определяла мобильность представительниц прекрасного пола.

Состоятельные женщины конца ХIХ века редко путешествовали, потому что не было инфраструктуры, чтобы обеспечить им минимальный уровень удобств, да и дневной и вечерний гардеробы занимали столько сундуков, что даже идея выехать из усадьбы казалась крайне эксцентричной. Сама одежда была многослойной и тяжёлой, справляться с ней без помощи компаньонки было сложно. Надо было брать с собой помощницу и её гардероб тоже. Цепная реакция какая-то...

И самая «жесть»: если поездка куда-то занимала 4–5 часов, то столько времени женщинам приходилось не пить жидкости и терпеть до приезда туда, где им можно будет наконец культурно справить природную нужду. Считалось неприличным искать «кустики» во время поездки, даже обслуга не должна была становиться свидетельницей этого позорного факта... Общественное мнение – прежде всего!

Мужчинам в этом плане было проще. Они могли сказать, мол, пойду проверю состояние дороги или посмотрю, сколько ещё осталось ехать до поля. А там не грех и кустик полить.

В дамском будуаре. (© Анна, «Маяк энержайзера»)
В дамском будуаре. (© Анна, «Маяк энержайзера»)

В конце XIX века дамы предпочитали не краситься, даже если имели средства на лучшую косметику, потому что макияж считался неприличным – это удел актрис и падших женщин. Зато не брезговали натуральными масками для волос и клизмами для здорового цвета лица.

На видео лекция экскурсовода и куратора проекта исторических образов Дарьи о динамике изменений моды 👇

Вообще в XIX веке для ухода за кожей лица использовали различные средства, выбор которых определял достаток. Состоятельные дамы применяли средства из аптек, а девушки крестьянского происхождения чаще использовали народные методы, травы и натуральные ингредиенты. 

  • Для умывания применяли огуречный рассол, парное молоко и его сыворотку, отвары василька и других трав.
  • Для тонизирования кожи обтирали лицо льдом или снегом.
  • Для отбеливания лица использовали тоник на основе клубники (или земляники) и вина, молоко и сметану. Также применяли специальные белила из смеси измельчённого мела, яичного белка и уксуса. Также для смягчения и отбеливания кожи использовали «Берёзовый бальзам доктора Ленгиля» и медово-глицериновый крем торгового дома А. М. Рузанова. Эти средства хорошо смягчали кожу и уберегали её от солнечных ожогов. 
  • Для разглаживания морщин использовали желтки от яиц, мёд и жир. С кожными воспалениями боролись с помощью отвара ромашки, чистотела.
  • В качестве маски для лица применяли телятину, сало, овечью шерсть, пропитанную маслами и животным жиром, оливковое и другие масла. 
Щипцы для завивки волос, ножницы, флаконы духов, шкатулочки для зубного порошка, украшения, веер, сумочка. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Щипцы для завивки волос, ножницы, флаконы духов, шкатулочки для зубного порошка, украшения, веер, сумочка. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Не прошли мы и мимо темы женской талии. В XIX веке женщины подчёркивали талию с помощью корсетов для создания эстетически привлекательного силуэта «песочных часов», в котором тонкая талия выделяла другие части тела — бёдра и грудь. Такой образ был противопоставлением мужскому силуэту, указывая на природные способности женского тела – родить и вскормить потомство.

Бытовала и медицинская точка зрения на корсеты: считалось, что они поддерживают здоровую осанку и правильное положение внутренних органов.

В нашей стране корсеты для женщин XIX века изготавливали из различных материалов, в зависимости от исторического периода. 

В 1820-х годах корсеты делали мягкими, из белого хлопчатобумажного атласа или сатина, без китового уса. Чаще всего с геометрическим рисунком в виде ромбов или диагональных линий, иногда декорированные вышивкой в области талии.

В 1830-х годах для изготовления корсетов использовали косточки из китового уса, плоские и изогнутые, которые придавали изделию изгибы требуемого модного силуэта. Для этого пластинки китового уса распаривали, зажимали в специальных «тисках» и давали высохнуть.

Также корсеты делали из хлопка и льна белого или бежевого цвета, поскольку их носили под одеждой. Изредка использовали белый атлас или шёлк. 

На видео интересные факты об аксессуарах XIX века 👇

Началась интерактивная часть программы – переодевание в красивые платья! (© Анна, «Маяк энержайзера»)
Началась интерактивная часть программы – переодевание в красивые платья! (© Анна, «Маяк энержайзера»)

После лекции мы приступили к самой эмоционально-эстетической части программы – к перевоплощениям в героинь прошлого! Нас было четверо, платьев пять, так что с девочками не передрались, а даже как-то сдружились. Ещё бы! Большую часть платьев самостоятельно не надеть, так что лучше дружить))

Я осилила три платья из пяти. Признаться, в какой-то момент я буквально запарилась. Ткани плотные, тяжёлые, в музее тёплый микроклимат, а я ещё и в своих плотных колготках осталась...

На проект с переодеванием в старинные образы музей приглашает в разные сезоны. Я с удовольствием бы погуляла в таких платьях весной, например, среди цветущих яблонь и кружевных деревянных зданий во дворе...

Ниже некоторые кадры со вчерашней фотосессии 👇

Когда душа просит музыки! В конце XIX — начале XX веков в Иркутске патефоны появились благодаря магазину Якова Яковлева, который торговал техническими новинками, в том числе граммофонами и патефонами. (Фото от участницы проекта)
Когда душа просит музыки! В конце XIX — начале XX веков в Иркутске патефоны появились благодаря магазину Якова Яковлева, который торговал техническими новинками, в том числе граммофонами и патефонами. (Фото от участницы проекта)
У старинного буфета. В музее городского быта представлена экспозиция, которая позволяет познакомиться с бытом семьи мещанина Полканова, жившей на рубеже веков. Все экспонаты — мебель, посуда, одежда, детские игрушки, фотографии и открытки — подлинные. (© Анна, «Маяк энержайзера»)
У старинного буфета. В музее городского быта представлена экспозиция, которая позволяет познакомиться с бытом семьи мещанина Полканова, жившей на рубеже веков. Все экспонаты — мебель, посуда, одежда, детские игрушки, фотографии и открытки — подлинные. (© Анна, «Маяк энержайзера»)
Дело было вечером, делать было нечего)) А когда дамы прошлого не знали, как скоротать время, они вышивали, читали, пели, писали картины и письма, ходили на балы, подавали бедным... В общем, удивительная прокрастинация! (Фото от экскурсовода Дарьи)
Дело было вечером, делать было нечего)) А когда дамы прошлого не знали, как скоротать время, они вышивали, читали, пели, писали картины и письма, ходили на балы, подавали бедным... В общем, удивительная прокрастинация! (Фото от экскурсовода Дарьи)
Это я, мещанка-вдова, готовая сурово разговаривать с пронырой-ростовщиком, которому при жизни задолжал мой муж-картёжник. Во фантазия пошла! 😅 (фото от экскурсовода Дарьи)
Это я, мещанка-вдова, готовая сурово разговаривать с пронырой-ростовщиком, которому при жизни задолжал мой муж-картёжник. Во фантазия пошла! 😅 (фото от экскурсовода Дарьи)
Если интернет не врёт, то в руках у меня английский мушкетон Энфилда (1861). Мушкетон был короткоствольной версией нарезного мушкета Энфилда образца 1853 года, имевшего более высокую скорость закручивания нарезов наряду с большим количеством нарезных канавок, что делало его таким же точным, как винтовка, на более коротких дистанциях. В противном случае гораздо более короткий ствол снижал бы точность на более длинных дистанциях. Поэтому более короткую винтовку было легче переносить и перезаряжать. (© Анна, «Маяк энержайзера»)
Если интернет не врёт, то в руках у меня английский мушкетон Энфилда (1861). Мушкетон был короткоствольной версией нарезного мушкета Энфилда образца 1853 года, имевшего более высокую скорость закручивания нарезов наряду с большим количеством нарезных канавок, что делало его таким же точным, как винтовка, на более коротких дистанциях. В противном случае гораздо более короткий ствол снижал бы точность на более длинных дистанциях. Поэтому более короткую винтовку было легче переносить и перезаряжать. (© Анна, «Маяк энержайзера»)
А тут я нежная нежность с парасолью, будто барышня на выданье. В России зонтик пытались назвать «парасолью» в XVIII веке, но это слово не прижилось. Слово «зонтик» пришло в русский язык из голландского — «zonnedek», «zondek». В переводе оно означает «тент», «навес», буквально — защита от солнца. (Фото от участницы проекта)
А тут я нежная нежность с парасолью, будто барышня на выданье. В России зонтик пытались назвать «парасолью» в XVIII веке, но это слово не прижилось. Слово «зонтик» пришло в русский язык из голландского — «zonnedek», «zondek». В переводе оно означает «тент», «навес», буквально — защита от солнца. (Фото от участницы проекта)
Селфи перед балом 🤳 Известнейший бал в Иркутске состоялся 15 сентября 1805 года в доме генерал-губернатора Восточной Сибири Головкина. Во время мероприятия художник Андрей Ефимович Мартынов сделал серию рисунков, по которым в 1821–1824 годах выполнил серию литографий под названием «Бал в Иркутске в 1805 году».
Селфи перед балом 🤳 Известнейший бал в Иркутске состоялся 15 сентября 1805 года в доме генерал-губернатора Восточной Сибири Головкина. Во время мероприятия художник Андрей Ефимович Мартынов сделал серию рисунков, по которым в 1821–1824 годах выполнил серию литографий под названием «Бал в Иркутске в 1805 году».
Не все дамы умели шить. Но все дамы показывали, что умеют шить)) Нередко вышивку делала какая-нибудь мастерица из обслуги, а светская львица на званом вечере сидела с вышивкой, имитируя свою увлечённость рукоделием. Надо ж было понравиться женихам! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Не все дамы умели шить. Но все дамы показывали, что умеют шить)) Нередко вышивку делала какая-нибудь мастерица из обслуги, а светская львица на званом вечере сидела с вышивкой, имитируя свою увлечённость рукоделием. Надо ж было понравиться женихам! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
В России в XIX веке зонты украшали кружевами.  Купола солнцезащитных зонтов изготавливали из шёлка и полотна, украшали летами, рюшами, кружевными купонами. Эффектно выглядели зонтики из шёлка с вытканными купонными узорами или из кружев на шёлковом чехле с расшитыми вставками. Края куполов обшивали шёлковой бахромой, кистями, оборками, лентами, тесьмой, кружевными рюшами, перьями птиц. Иногда на края зонтиков наносили лёгкие тиснёные рисунки. Журнал «Дамский листок» за 1910 год упоминал модель зимнего зонтика из чёрного бархата со скунсовой каймой и изящной отделкой из кружев. (Фото от участницы проекта)
В России в XIX веке зонты украшали кружевами. Купола солнцезащитных зонтов изготавливали из шёлка и полотна, украшали летами, рюшами, кружевными купонами. Эффектно выглядели зонтики из шёлка с вытканными купонными узорами или из кружев на шёлковом чехле с расшитыми вставками. Края куполов обшивали шёлковой бахромой, кистями, оборками, лентами, тесьмой, кружевными рюшами, перьями птиц. Иногда на края зонтиков наносили лёгкие тиснёные рисунки. Журнал «Дамский листок» за 1910 год упоминал модель зимнего зонтика из чёрного бархата со скунсовой каймой и изящной отделкой из кружев. (Фото от участницы проекта)
Светский досуг. Карточные игры на Руси появились ещё во время правления Ивана Грозного, уже при Алексее Михайловиче на них наложили запрет, а отъявленным картежникам вырывали ноздри. Петр I разрешил только карточные игры без денежных ставок, а вот Екатерина II хоть и не отменяла запреты предшественников, сама любила играть с фаворитами и придворными. В конце XVIII века появились игорные дома, и карты стали повсеместным развлечением: крестьяне, дворяне, государственные лица коротали за ними время. (По информации с сайта Культура.РФ, фото от экскурсовода Дарьи)
Светский досуг. Карточные игры на Руси появились ещё во время правления Ивана Грозного, уже при Алексее Михайловиче на них наложили запрет, а отъявленным картежникам вырывали ноздри. Петр I разрешил только карточные игры без денежных ставок, а вот Екатерина II хоть и не отменяла запреты предшественников, сама любила играть с фаворитами и придворными. В конце XVIII века появились игорные дома, и карты стали повсеместным развлечением: крестьяне, дворяне, государственные лица коротали за ними время. (По информации с сайта Культура.РФ, фото от экскурсовода Дарьи)

Спасибо экскурсоводу Дарье за интересную лекцию и помощь во время фотосессии! И спасибо моим «историческим» подругам за каждый застёгнутый крючок и кадры для статьи))) Где б ещё столько необычных платьев померили!

Кто тоже хочет попробовать себя в старинных образах, звоните в музей городского быта или подписывайтесь на его аккаунт в VK 👇

ВКонтакте | ВКонтакте

В исторических платьях можно провести фотосессию для девичника, для женского рабочего коллектива, для создания уникального контента для соцсетей и учебных проектов на темы истории и культуры. Можно приходить со своими фотографом и стилистом – по договорённости с музеем.

Меня зовут Анна. Переезд в Иркутск вдохновил на блог. Пишу о событиях и местах, где бывала лично. Подписывайтесь!