В Новосибирске после многолетнего ожидания открылась станция метро «Спортивная» – объект, вокруг которого было множество переносов сроков, проблем со строительством и пересмотра проектных решений.
Но в истории метростроения России эта станция останется прежде всего как технически и архитектурно уникальная. Она расположена прямо на метромосту через Обь, и это уже само по себе выводит её в особый ряд: до сих пор в стране подобных примеров можно было пересчитать по пальцам.
Первая в СССР и в мире станция на метромосту – «Ленинские горы» в Москве, открытая ещё в 1959 году, но с иным подходом к конструкции. В постсоветское время первой подобной станцией стало «Аметьево» в Казани. Теперь к ним добавилась новосибирская «Спортивная», ставшая при этом первой в России станцией на метромосту с береговыми платформами и оборудованная станционными дверьми.
Главная особенность – двухтемпературный режим. Это действительно редчайшее решение для мировой практики, и реализовано оно именно здесь, в сибирских условиях.
В зимний период на путях температура будет оставаться минусовой, а пассажирская зона – платформы и вестибюль – будут обогреваться и поддерживаться на уровне около +18 °C. По сути, инженеры создали две климатические зоны в пределах одного объекта.
Такое решение было вызвано климатом Новосибирска: морозы здесь нередки, а сама станция находится в открытом пространстве метромоста, где невозможно полностью изолировать инфраструктуру от холода.
Важная деталь – применение платформенных раздвижных дверей. Благодаря этому архитектурному решению «Спортивную» внешне стали сравнивать со станциями закрытого типа в Петербурге, например «Зенит» или «Беговая».
Но здесь есть принципиальное различие: перегонные тоннели в данном случае отсутствуют, за стеной с дверями – открытое пространство моста. То есть конструкция выполняет лишь роль защитного барьера и инженерного решения, но не является продолжением тоннеля. Поэтому классифицировать «Спортивную» как станцию закрытого типа нельзя.
Долгий путь к открытию
Строительство велось с 2019 года и сопровождалось целым рядом трудностей. Первоначально станцию планировали открыть 1 сентября 2022 года, но сроки переносились неоднократно.
В августе 2024 года заказчик расторг договор с подрядчиком «Спецтрансстрой», обвинив его в срыве графика. Лишь после смены подрядной организации и корректировки проектной документации строительство удалось довести до конца. Итоговый объём инвестиций составил почти 3,8 млрд рублей – больше, чем закладывалось изначально.
Станция сразу стала важным элементом транспортной инфраструктуры, так как она обслуживает район спортивных объектов – новую «Сибирь-Арену», парк «Арена» и прилегающие территории, куда традиционно стекаются тысячи болельщиков и горожан.
Не случайно губернатор Андрей Травников подчеркнул, что именно в ближайшее воскресенье новой станцией смогут воспользоваться первые зрители матча хоккейного клуба «Сибирь». Власти города и области называют открытие «Спортивной» знаковым шагом, поскольку это первая новая станция новосибирского метрополитена за последние 13 лет.
На станции установлено 16 автоматизированных систем, обеспечивающих безопасность и комфорт. Особое внимание уделено вентиляции, отоплению пассажирской зоны и защите конструкций от перепадов температур. Таким образом, «Спортивная» фактически стала самой современной станцией в городе, отличаясь от более старых объектов Новосибирского метрополитена.
Ещё один символический момент связан с обновлением подвижного состава.
Вместе с открытием станции на линию выходит первый состав модели «Ермак», специально адаптированный под условия новосибирского метро.
К концу года планируется поступление ещё четырёх таких составов, что вкупе с новой станцией призвано обновить облик подземки и повысить привлекательность её использования для горожан.
Однако в Новосибирске считают, что не все с новой станцией все так безоблачно. Строили ее долго, денег потратили немерено, но это не самая востребованная станция. На форумах пишут, что куда полезнее было бы открыть «Молодежную» и «Гусиноброскую».
Как сообщал РБК со ссылкой на пресс-службу городской администрации, для реализации проекта по продлению новосибирского метро, который рассчитан до 2030 года, потребуется более 100 млрд руб.
Согласно Генплану Новосибирска, до 2030 года в городе планируется продлить Дзержинскую ветку — построить станции «Гусинобродская», «Молодежная», метродепо «Волочаевская». На Ленинской линии — станции «Площадь Станиславского», «Троллейная», от станции «Заельцовская» — станцию «Северная».