В портике, наполненном светом и цветом, мы становимся свидетелями знаменательной встречи двух фигур, окруженных нимбами.
Обе фигуры приняли схожую позу грациозного смирения, склонив головы и скрестив руки.
Эта неподвижная, медитативно-задумчивая картина изображает один из определяющих моментов христианской традиции: архангел Гавриил возвещает Деве Марии, что она избрана Богом быть матерью Христа.
Картина «Благовещение» в интерпретации доминиканского монаха Фра Беато Анджелико (ок. 1395-1455) была создана как религиозное панно для алтаря Сан-Доменико во Фьезоле, недалеко от Флоренции.
Под картиной расположена пределла (горизонтальная панель с религиозными сценами), отсюда её квадратная форма.
Диагональный луч священного света падает на Марию, освещая насыщенный ультрамариновый цвет её плаща и дополняющие его персиковые тона ее платья.
С другой стороны центральной колонны сияющее одеяние Гавриила с золотым узором, похожее по оттенку на платье Марии, также дополняет этот насыщенный синий цвет.
Скруглённая спина ангела гармонирует с грациозной позой Марии и перекликается с изгибом его массивных, изысканно проработанных крыльев.
Кончики крыльев Гавриила выступают за пределы портика, в первую часть картины, занимающую четверть композиции и изображающую сцену из Книги Бытия, первой книги Библии.
Это изгнание Адама и Евы из Эдемского сада, эпизод, который придает драматизм всей картине и вписывает Благовещение в контекст: Христос родится на земле, чтобы спасти человечество от первородного греха.
Рожденный Гвидо де Пьетро, Фра Анджелико уже иллюстрировал или «иллюминировал» рукописи, когда вступил в доминиканский орден во Фьезоле, недалеко от Флоренции. Он был известен как Фра Джованни; прозвище «Анджелико» (ангельский) было, вероятно, добавлено после его смерти. То немногое, что известно о Фра Анджелико, почерпнуто главным образом из трудов Джорджо Вазари.
Помимо покровительства церкви, Фра Анджелико также получал другие заказы и много путешествовал в последние годы жизни.
Позднее его стали называть «Блаженный Анджелико», а в 1982 году он был официально причислен к лику блаженных.
Цвет, свет и пространство
Эта драгоценная работа демонстрирует тонкую наблюдательность и тончайшее мастерство Фра Анджелико.
Использование света, ярких красок и естественность поз оживляют фигуры Марии и Гавриила, придавая им вес и делая их похожими на живые.
Архитектурное сооружение также демонстрирует мастерство Фра Анджелико в области перспективы.
Возрождение классической архитектуры, скульптуры и литературы было одной из отличительных черт Ренессанса. На этой картине Фра Анджелико изобразил классический портик со стройными коринфскими колоннами ,основанный на реальных античных образцах.
Благодаря уходящим вдаль колоннам и открытому пространству в задней части, композиция приобретает глубину и создает впечатление, что обе фигуры обитают в реальном физическом пространстве.
В этом отношении можно увидеть влияние других художников раннего Возрождения, таких как Мазаччо (1401-1428) — современник Фра Анджелико и один из первых художников, который убедительно рисовал реалистичные фигуры в трехмерных декорациях.
Однако картины Фра Анджелико обладают утончённостью и изяществом, которые отличают их от работ его современников.
Фра Анджелико написал множество алтарей и фресок, в том числе несколько сцен Благовещения, которые отличаются простотой линий и яркими красками. Для него живопись была актом духовной преданности, и его работы, кажется, передают силу и вдохновение, которые он черпал из своей христианской веры, а также красоту, которую он видел в окружающем мире.
Дева Мария
В тонком изображении лица Марии видно мастерство Фра Анджелико в проработке деталей. Будучи иллюстратором рукописей, он должен был обладать талантом к тонкой, мелкой работе.
Как защитница, она играла центральную роль для доминиканских монахов, ордена Фра Анджелико.
Поклонение Деве Марии было широко развито к XV веку, и существовало множество культов, посвящённых ей. Дева Мария занимала центральное место в христианском искусстве эпохи Возрождения, играя множество ролей, в первую очередь роль матери.
Царица Небесная
Дева Мария скромно облачена в мантию синего цвета — цвета Девы Марии как Царицы Небесной — с золотым плетением. Её лицо так же чисто и утончённо, как и у ангела.
Нимб представляет собой сияющую ауру света, окружающую голову святого человека, и обычным правилом в искусстве эпохи Возрождения было изображать Деву Марию и архангела Гавриила в обрамлении золотого диска.
Мария скрещивает руки на груди в знак того, что она подчиняется роли и долгу, возложенным на неё Богом.
Предание гласит, что, когда явился Архангел Гавриил, Мария читала Библию. Говорят, что она размышляла над отрывком из Книги Пророка Исаии о молодой женщине, родившей сына (Исаия 7:14).
Архангел Гавриил
Сияющий нимб вокруг головы Гавриила, который был создан с помощью сусального золота подчеркивает божественность главного посланника Бога.
Почтительная поза Гавриила столь же грациозна, как и покорный жест Марии, и две фигуры, каждая в обрамлении арки, прекрасно дополняют друг друга.
Фра Анджелико умело изобразил напряженность их встречи, но в то же время присутствует ощущение неподвижности, что придаёт алтарю медитативное звучание.
На изображениях Благовещения Архангел Гавриил очень часто держит в руках лилию, которая символизирует чистоту Девы Марии. Фра Анджелико здесь отошёл от данной традиции.
Фра Анджелико придал Габриэлю объёмную человеческую форму, его поза реалистична.
Божественный облик ангелу придают крылья. Каждое их перышко тщательно прорисовано, и в целом создается впечатление настоящей птицы с большим размахом крыльев. Вы почти ощущаете тяжесть крыльев на спине ангела.
Также Фра Анджелико подчеркнул божественность ангела, изобразив лучи золотого света, исходящие от его одеяния.
Луч света
Божественный свет, проходящий по диагонали через всю картину, символизирует всемогущее присутствие Бога.
Из своего огненного источника в первой части картины золотой луч касается позолоченного нимба архангела и мягко рассеивается перед Марией, связывая два разных повествовательных эпизода.
В небесном свете спускается белый голубь, символизирующий Святого Духа, что знаменует момент зачатия.
Бог-отец
Над центральной колонной портика находится скульптурная голова бородатого мужчины. Это изображение Бога, мудрого и всевидящего Отца.
Адам и Ева
За пределами портика мы видим удручённые фигуры Адама и Евы,которые лишились Божьей милости и были изгнаны из плодородного Эдемского сада.
С запретным плодом под босыми ногами они выходят за пределы картины.
Фра Анджелико противопоставляет их греховность непорочному состоянию Марии и напоминает, что Христос родился, чтобы искупить грехи человечества.
Декоративные растения
Эдемский сад, расположенный за портиком и занимающий первую четверть картины, настолько богат растительным орнаментом, что напоминает средневековый гобелен.
В стилизованной трактовке луговых цветов на переднем плане в творчестве Фра Анджелико прослеживается влияние готического стиля.
Ласточка
На центральной колонне, над головами Марии и Гавриила, под изображением Бога, восседает ласточка.
Вероятней всего, она символизирует воскресение Христа. Подобно тому, как Христос умирает и затем возрождается, ласточка исчезает и возвращается каждую весну.
Её присутствие на картине объединяет триединство Бога-Сына, Бога-Отца и Бога-Святого Духа.
О технике
Фра Анджелико использует линейную перспективу, чтобы убедить зрителя в том, что пространство внутри классического портика представляет собой реальное трехмерное пространство.
Коринфские колонны уменьшаются в размерах и словно отходят на задний план, как и арки звёздного потолка.
Через дверной проём видна небольшая комната с окном в задней стене.
Однако единой точки схода перспективы нет.
Фра Анджелико работал в переломный момент во флорентийском искусстве, когда готические каноны стали уступать место более сложным техникам.
Контекст
Фра Анджелико неоднократно возвращался к теме Благовещения в своих картинах и фресках, созданных в разное время.
Рассматриваемое «Благовещение» (музей Прадо) было написано примерно в то же время, что и другой алтарный образ для церкви Сан Доменико в Кортоне, Тоскана. Хотя обе картины схожи по композиции, кортонский алтарь более декоративен и украшен золотым текстом, струящимся из уст архангела и Марии.
Третью знаменитую фреску «Благовещение» Фра Анджелико создал для монастыря Сан Марко близ Флоренции, где её можно увидеть на стене у верхней лестницы дортуара. По сравнению с двумя более ранними версиями, которые драматичны и красочны, это чистый, умиротворённый образ созерцания.
Фра Анджелико — не художник в собственном смысле слова, а вдохновенный святой.
Джон Рескин, Современные художники, том II, 1846
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!