Найти в Дзене

Интересные детали картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико, 1430/32 гг.

В портике, наполненном светом и цветом, мы становимся свидетелями знаменательной встречи двух фигур, окруженных нимбами. Обе фигуры приняли схожую позу грациозного смирения, склонив головы и скрестив руки. Эта неподвижная, медитативно-задумчивая картина изображает один из определяющих моментов христианской традиции: архангел Гавриил возвещает Деве Марии, что она избрана Богом быть матерью Христа. Картина «Благовещение» в интерпретации доминиканского монаха Фра Беато Анджелико (ок. 1395-1455) была создана как религиозное панно для алтаря Сан-Доменико во Фьезоле, недалеко от Флоренции. Под картиной расположена пределла (горизонтальная панель с религиозными сценами), отсюда её квадратная форма. Диагональный луч священного света падает на Марию, освещая насыщенный ультрамариновый цвет её плаща и дополняющие его персиковые тона ее платья. С другой стороны центральной колонны сияющее одеяние Гавриила с золотым узором, похожее по оттенку на платье Марии, также дополняет этот насыщенный син
Оглавление

В портике, наполненном светом и цветом, мы становимся свидетелями знаменательной встречи двух фигур, окруженных нимбами.

Обе фигуры приняли схожую позу грациозного смирения, склонив головы и скрестив руки.

Эта неподвижная, медитативно-задумчивая картина изображает один из определяющих моментов христианской традиции: архангел Гавриил возвещает Деве Марии, что она избрана Богом быть матерью Христа.

Картина «Благовещение» в интерпретации доминиканского монаха Фра Беато Анджелико (ок. 1395-1455) была создана как религиозное панно для алтаря Сан-Доменико во Фьезоле, недалеко от Флоренции.

Под картиной расположена пределла (горизонтальная панель с религиозными сценами), отсюда её квадратная форма.

Алтарная картина Фра Анджелико – прекрасный образец раннего стиля Возрождения, зародившегося во Флоренции в XV веке. Изящный стиль художника пронизан безмятежностью христианской веры.
Алтарная картина Фра Анджелико – прекрасный образец раннего стиля Возрождения, зародившегося во Флоренции в XV веке. Изящный стиль художника пронизан безмятежностью христианской веры.

Диагональный луч священного света падает на Марию, освещая насыщенный ультрамариновый цвет её плаща и дополняющие его персиковые тона ее платья.

С другой стороны центральной колонны сияющее одеяние Гавриила с золотым узором, похожее по оттенку на платье Марии, также дополняет этот насыщенный синий цвет.

Скруглённая спина ангела гармонирует с грациозной позой Марии и перекликается с изгибом его массивных, изысканно проработанных крыльев.

Кончики крыльев Гавриила выступают за пределы портика, в первую часть картины, занимающую четверть композиции и изображающую сцену из Книги Бытия, первой книги Библии.

Это изгнание Адама и Евы из Эдемского сада, эпизод, который придает драматизм всей картине и вписывает Благовещение в контекст: Христос родится на земле, чтобы спасти человечество от первородного греха.

Рожденный Гвидо де Пьетро, ​​Фра Анджелико уже иллюстрировал или «иллюминировал» рукописи, когда вступил в доминиканский орден во Фьезоле, недалеко от Флоренции. Он был известен как Фра Джованни; прозвище «Анджелико» (ангельский) было, вероятно, добавлено после его смерти. То немногое, что известно о Фра Анджелико, почерпнуто главным образом из трудов Джорджо Вазари.
Помимо покровительства церкви, Фра Анджелико также получал другие заказы и много путешествовал в последние годы жизни.
Позднее его стали называть «Блаженный Анджелико», а в 1982 году он был официально причислен к лику блаженных.

Цвет, свет и пространство

Эта драгоценная работа демонстрирует тонкую наблюдательность и тончайшее мастерство Фра Анджелико.

Использование света, ярких красок и естественность поз оживляют фигуры Марии и Гавриила, придавая им вес и делая их похожими на живые.

Архитектурное сооружение также демонстрирует мастерство Фра Анджелико в области перспективы.

Возрождение классической архитектуры, скульптуры и литературы было одной из отличительных черт Ренессанса. На этой картине Фра Анджелико изобразил классический портик со стройными коринфскими колоннами ,основанный на реальных античных образцах.

Благодаря уходящим вдаль колоннам и открытому пространству в задней части, композиция приобретает глубину и создает впечатление, что обе фигуры обитают в реальном физическом пространстве.

В этом отношении можно увидеть влияние других художников раннего Возрождения, таких как Мазаччо (1401-1428) — современник Фра Анджелико и один из первых художников, который убедительно рисовал реалистичные фигуры в трехмерных декорациях.

Однако картины Фра Анджелико обладают утончённостью и изяществом, которые отличают их от работ его современников.

Фра Анджелико написал множество алтарей и фресок, в том числе несколько сцен Благовещения, которые отличаются простотой линий и яркими красками. Для него живопись была актом духовной преданности, и его работы, кажется, передают силу и вдохновение, которые он черпал из своей христианской веры, а также красоту, которую он видел в окружающем мире.

-3

Дева Мария

В тонком изображении лица Марии видно мастерство Фра Анджелико в проработке деталей. Будучи иллюстратором рукописей, он должен был обладать талантом к тонкой, мелкой работе.

Как защитница, она играла центральную роль для доминиканских монахов, ордена Фра Анджелико.

Поклонение Деве Марии было широко развито к XV веку, и существовало множество культов, посвящённых ей. Дева Мария занимала центральное место в христианском искусстве эпохи Возрождения, играя множество ролей, в первую очередь роль матери.

Царица Небесная

Дева Мария скромно облачена в мантию синего цвета — цвета Девы Марии как Царицы Небесной — с золотым плетением. Её лицо так же чисто и утончённо, как и у ангела.

-4

Нимб представляет собой сияющую ауру света, окружающую голову святого человека, и обычным правилом в искусстве эпохи Возрождения было изображать Деву Марию и архангела Гавриила в обрамлении золотого диска.

-5

Мария скрещивает руки на груди в знак того, что она подчиняется роли и долгу, возложенным на неё Богом.

-6

Предание гласит, что, когда явился Архангел Гавриил, Мария читала Библию. Говорят, что она размышляла над отрывком из Книги Пророка Исаии о молодой женщине, родившей сына (Исаия 7:14).

-7

Архангел Гавриил

Сияющий нимб вокруг головы Гавриила, который был создан с помощью сусального золота подчеркивает божественность главного посланника Бога.

Почтительная поза Гавриила столь же грациозна, как и покорный жест Марии, и две фигуры, каждая в обрамлении арки, прекрасно дополняют друг друга.

Фра Анджелико умело изобразил напряженность их встречи, но в то же время присутствует ощущение неподвижности, что придаёт алтарю медитативное звучание.

-8

На изображениях Благовещения Архангел Гавриил очень часто держит в руках лилию, которая символизирует чистоту Девы Марии. Фра Анджелико здесь отошёл от данной традиции.

-9

Фра Анджелико придал Габриэлю объёмную человеческую форму, его поза реалистична.

Божественный облик ангелу придают крылья. Каждое их перышко тщательно прорисовано, и в целом создается впечатление настоящей птицы с большим размахом крыльев. Вы почти ощущаете тяжесть крыльев на спине ангела.

-10

Также Фра Анджелико подчеркнул божественность ангела, изобразив лучи золотого света, исходящие от его одеяния.

-11

Луч света

Божественный свет, проходящий по диагонали через всю картину, символизирует всемогущее присутствие Бога.

Из своего огненного источника в первой части картины золотой луч касается позолоченного нимба архангела и мягко рассеивается перед Марией, связывая два разных повествовательных эпизода.

-12

В небесном свете спускается белый голубь, символизирующий Святого Духа, что знаменует момент зачатия.

-13

Бог-отец

Над центральной колонной портика находится скульптурная голова бородатого мужчины. Это изображение Бога, мудрого и всевидящего Отца.

-14

Адам и Ева

За пределами портика мы видим удручённые фигуры Адама и Евы,которые лишились Божьей милости и были изгнаны из плодородного Эдемского сада.

С запретным плодом под босыми ногами они выходят за пределы картины.

Фра Анджелико противопоставляет их греховность непорочному состоянию Марии и напоминает, что Христос родился, чтобы искупить грехи человечества.

-15

Декоративные растения

Эдемский сад, расположенный за портиком и занимающий первую четверть картины, настолько богат растительным орнаментом, что напоминает средневековый гобелен.

В стилизованной трактовке луговых цветов на переднем плане в творчестве Фра Анджелико прослеживается влияние готического стиля.

-16

Ласточка

На центральной колонне, над головами Марии и Гавриила, под изображением Бога, восседает ласточка.

Вероятней всего, она символизирует воскресение Христа. Подобно тому, как Христос умирает и затем возрождается, ласточка исчезает и возвращается каждую весну.

Её присутствие на картине объединяет триединство Бога-Сына, Бога-Отца и Бога-Святого Духа.

-17

О технике

Фра Анджелико использует линейную перспективу, чтобы убедить зрителя в том, что пространство внутри классического портика представляет собой реальное трехмерное пространство.

Коринфские колонны уменьшаются в размерах и словно отходят на задний план, как и арки звёздного потолка.

Через дверной проём видна небольшая комната с окном в задней стене.

Однако единой точки схода перспективы нет.

Фра Анджелико работал в переломный момент во флорентийском искусстве, когда готические каноны стали уступать место более сложным техникам.

Благовещение для церкви Сан Доменико в Кортоне
Благовещение для церкви Сан Доменико в Кортоне
Благовещение для монастыря Сан Марко близ Флоренции
Благовещение для монастыря Сан Марко близ Флоренции

Контекст

Фра Анджелико неоднократно возвращался к теме Благовещения в своих картинах и фресках, созданных в разное время.

Рассматриваемое «Благовещение» (музей Прадо) было написано примерно в то же время, что и другой алтарный образ для церкви Сан Доменико в Кортоне, Тоскана. Хотя обе картины схожи по композиции, кортонский алтарь более декоративен и украшен золотым текстом, струящимся из уст архангела и Марии.

Третью знаменитую фреску «Благовещение» Фра Анджелико создал для монастыря Сан Марко близ Флоренции, где её можно увидеть на стене у верхней лестницы дортуара. По сравнению с двумя более ранними версиями, которые драматичны и красочны, это чистый, умиротворённый образ созерцания.

Фра Анджелико — не художник в собственном смысле слова, а вдохновенный святой.
Джон Рескин, Современные художники, том II, 1846
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-20