Найти в Дзене

Интересные детали картины «Поклонение волхвов» Джотто ди Бондоне, 1304/06 гг.

Картина Джотто ди Бондоне (1266/70-1337) «Поклонение волхвов» входит в серию работ, украшающих интерьер Капеллы дель Арена в Падуе на севере Италии. Тема, объединяющая серию, — история жизни и страстей Иисуса Христа. На рассматриваемой картине Джотто показывает одно из центральных событий в рождественской истории — прибытие волхвов, мудрецов с Востока, которые пришли поклониться новорожденному Спасителю и принесли дары из золота, ладана и смирны (Мф. 2). Джотто привнёс в искусство новое измерение, которое в то время казалось не чем иным, как чудом, — фигуры на его картинах существовали в реальном пространстве и демонстрировали узнаваемые человеческие эмоции. Все картины в часовне Арена являются фресками, то есть они были написаны непосредственно на стене часовни, пока штукатурка была ещё влажной, таким образом становясь неотъемлемой частью здания. Верблюды на картине указывают на экзотическое происхождение трёх мудрецов. Однако складывается впечатление, что Джотто никогда не видел в
Оглавление

Картина Джотто ди Бондоне (1266/70-1337) «Поклонение волхвов» входит в серию работ, украшающих интерьер Капеллы дель Арена в Падуе на севере Италии.

Тема, объединяющая серию, — история жизни и страстей Иисуса Христа.

На рассматриваемой картине Джотто показывает одно из центральных событий в рождественской истории — прибытие волхвов, мудрецов с Востока, которые пришли поклониться новорожденному Спасителю и принесли дары из золота, ладана и смирны (Мф. 2).

Джотто привнёс в искусство новое измерение, которое в то время казалось не чем иным, как чудом, — фигуры на его картинах существовали в реальном пространстве и демонстрировали узнаваемые человеческие эмоции.

Все картины в часовне Арена являются фресками, то есть они были написаны непосредственно на стене часовни, пока штукатурка была ещё влажной, таким образом становясь неотъемлемой частью здания.

Экзотическое животное

Верблюды на картине указывают на экзотическое происхождение трёх мудрецов. Однако складывается впечатление, что Джотто никогда не видел верблюда в реальной жизни, у его голубоглазых верблюдов уши больше похожи на ослиные, а ноги — на коровьи.

Уход за верблюдами

Молодой конюх, заботливо ухаживающий за верблюдом, — очаровательная и личная деталь, тщательно созданная на основе наблюдений из реальной жизни. Одним из аспектов гениальности Джотто является его способность передавать характер людей и их жизненное положение. Деревенский парень в своей плохо сидящей одежде ярко контрастирует с царственностью Мудрецов.

-2

Падающая звезда

Волхвы были приведены к Спасителю звездой, восходящей на Востоке (Мф. 2:2).

Звезда, за которой следовали Волхвы, видна на заднем плане фрески, и даже здесь Джотто постарался быть настолько правдоподобным, насколько это возможно. В 1301 году комета Галлея совершила одно из своих периодических появлений, и, очевидно, именно это явление с его огненным хвостом и изобразил Джотто.

-3

Деревянный навес

Простой деревянный навес был написан с натуры, и Джотто постарался придать ему убедительный трёхмерный вид. При взгляде снизу навес очень похож на стол и, вполне возможно, что именно его художник взял в качестве прототипа навеса.

Горный пейзаж

Джотто регулярно использовал эти похожие на горы формы скал, чтобы создавать сцены, на которых происходит повествование его картин. Причём “горы” нередко перекликаются с группами фигур; здесь они возвышаются позади Святого Семейства, которое находится в центре внимания.

-4

Выразительные черты лица

Джотто очень точно передает мысли и эмоции через жестикуляцию и выражение лица. Даже когда эмоции очень сильны, они основаны на повседневном опыте — никогда не преувеличены и не театральны. Здесь торжественность лиц отражает всю серьезность и важность момента.

Ангел-хранитель, принимающий дары

На картине Джотто изобразил ангела, торжественно стоящего рядом с Богородицей и держащего в руках шкатулку с благовониями, одним из драгоценных даров, преподнесенных волхвами Христу. Цари преподнесли в дар золото, символизирующее чистоту, ладан, символизирующий божественность, и мирру — мазь для бальзамирования, отсылающую к страданиям и смерти Христа.

Царица небесная

Краска на мантии Богородицы стерлась, и стал виден рисунок под ней. Оригинальный насыщенный синий цвет — цвет бескрайнего неба — и её царственная осанка показывают Марию в её символической роли Царицы Небесной.

-5

Смиренный царь Каспар

Коленопреклоненный Каспар — хороший пример знаменитого упрощения формы Джотто. У него простые четкие очертания, которые быстро читаются глазом, и его действие сразу становится понятным, как само по себе, так и как часть истории, рассказанной на картине. Коленопреклоненная фигура обладает объёмом и вксом — мы чувствуем очертания тела под плащом, а колено давит на складки ткани.

Корона Каспара

Джотто подчеркивает роль Христа как “Царя царей”, показывая смирение Каспара. Он положил свою корону к ногам ангела и склонился, чтобы поцеловать ноги Иисуса.

-6
Джотто был человеком столь выдающегося гения, что не было ничего во всем творении, что он не мог бы изобразить.
Грован Боккаччо
Интересные факты и детали о художниках и картинах | Живописные истории | Дзен
-7