Сегодня уже вряд ли кто помнит люльку в доме и как мать пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.
Помните у Толкуновой:
Давно ли песню ты мне пела,
Над колыбелью наклонясь…
Это чудо, созданное с любовью для самых сладких снов младенца, пришедшее к нам из глубины веков и оставшееся в нашей памяти одним из самых важных символов детства, практически исчезло из деревенского обихода в середине прошлого века. В народе за этим нехитрым изобретением укоренились самые разные названия: «люлька», «зыбка», «баюкалка», «колыбка», «качалка». Но как бы они не именовались, задача у всех была одна - убаюкать малыша.
Искусство уложить спать ребёнка уходит корнями в глубину веков. Сегодня уже невозможно установить, кто первым из заботливых родителей сколотил (или сплёл) прообраз подвесной детской кроватки своему малышу. Одно можно сказать совершенно точно - это огромный пласт нашей народной культуры, с которым связана масса примет, суеверий и традиций, которым следовали наши предки.
В каждой семье имелась своя счастливая люлька, изготовленная с молитвами и любовью. Потом она передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному. Исключение делали, если младенец умирал - такую колыбель для младших детей уже не использовали.
Мастерили люльку несколькими способами: плели из лозы или бересты, сколачивали из досок или выдалбливали из большого куска дерева. Плетёнки были удобны тем, что их можно было брать с собой на работы в поле и подвешивать на ветки большого дерева: люлька покачивалась - младенец спал.
А вот некоторые деревянные люльки напоминают мне гроб. Не правда ли, очень символично это внешнее сходство колыбели (с которой человек начинает свой жизненный путь) и гроба (в котором его земная жизнь завершается)?
В деревенском доме люльку-зыбку, как правило, подвешивали на очепе - длинной берёзовой жерди, на нижний конец которой она и крепилась; при этом верхний её конец уходил прямиком к матице (потолочной балке). К очепу прикрепляли также длинную верёвку с петлей внизу, чтобы люльку было удобно качать. Мать в это время могла заниматься рукоделием и прочими домашними делами - прясть, вязать, вышивать. В некоторых случаях люльку подвешивали на верёвках сразу к кольцу, которое крепко было вбито в матицу.
Считалось, что приподнятый над полом ребёнок находится под покровительством небесных сил, как бы между тем миром и этим. Что было символично - ведь малыш только появился на свет и ещё не привык к обстановке и нуждался в защите. На самом же деле всё было куда прозаичнее: когда люлька висела, на ребёнка не дуло из-под двери и не было холодно от пола в зимнее время года, поскольку весь тёплый воздух от печи скапливался наверху. Кроме того, считалось, что в состоянии приподнятости ребёнок растёт лучше. Это как у Юрия Антонова: «Только в полёте живут самолёты, только в полёте растёт человек...».
В качестве подстилки (постилки) обычно использовали яровую или ржаную солому или стружки, накрытые ветошью, шерстью, старой одеждой. Кто был побогаче, заказывал или шил перину с пухом. В ногах на люльке вырезался крест: это означало, что все люди ходят под Богом. Иногда крестик и обереги клали на дно.
Ребёнок спал в люльке примерно до двух лет, а потом «переезжал» к старшим детям на полати. Но иногда приходилось освобождать первое спальное место и гораздо раньше - для только что родившегося младшего брата или сестры.
Можно без преувеличения сказать, что вот из таких зыбок - плетёных и выдолбленных, подвесных и «ванек-встанек» - вышла вся Россия!
Заметим, что колыбельная песня предназначалась не только для убаюкивания ребёнка, но должна была уберечь его от сглаза и болезней. Соответственно, сам текст колыбельной имел сакральное значение. Да и само слово люлька возникло от от глагола лелеять и общеславянского люлю, означающего припев при укачивании.
А теперь о поверьях, которых было немало.
Люльку часто вешали подле икон, чтобы малыш находился под охраной святых. Её нельзя было ломать, жечь или удлинять - это могло сократить жизнь малыша. Строго-настрого запрещалось качать пустую зыбку: якобы ребёнок потом будет спать беспокойно. А для спокойного сна в неё было принято класть полено, приговаривая при этом: «Спи так же крепко, как эта деревяшка». На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Ещё Будиху задабривали угощениями. В народе считалось, что младенец, смеющийся во сне, видит райские благоухающие и волшебные сады, а потому колыбельки старались украсить царскими птичками, причудливыми цветами и деревцами. В изголовье рисовали солнышко, в ногах - месяц и звёзды.
Люльки раскачивались довольно сильно и нужно было обладать навыками укачивания. Иногда, когда мать не справлялась с хозяйством и заботами о ребёнке, в дом приглашали детей из бедных семей, чтобы они укачивали («зыбили») младенца.
Тут уместно вспомнить Чехова и его Ваньку Жукова:
«Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул».
Чтобы младенец не выпал из люльки, его закрепляли специальными перевязями из широкой полоски ткани, а саму люльку накрывали пологом - тот служил защитой ребёнка от укусов насекомых и (что было не менее важно) скрывал малыша от чужих глаз (дабы не навели порчу). Скрывать младенца таким образом могли вплоть до года.
В отличие от деревенских жителей горожане использовали, как правило, люльки на полозьях-качалках или на специальной стационарной опоре, к которой крепилась кроватка и её можно было раскачивать из стороны в сторону.
В наши дни многие молодые родители снова вспомнили о преимуществах старинной колыбели. Разница только в том, что теперь их делают не только из экологичных материалов, но и буквально оборудуют по последнему слову техники: те имеют функции автоукачивания и прослушивания колыбельных песен и успокаивающих мелодий.
Некоторые предпочитают покупать и люльку, и кроватку. Первые 2-3 месяца малыш спит в уютной колыбели (пространство в ней более ограничено), а как только становится активным и способным подниматься, его переселяют в кроватку.
А остались ли у вас воспоминания о своей первой колыбельке?
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!