Когда в городской компании заходит разговор о жизни и быте советской деревни, то неизменно возникает тема беспробудного деревенского пьянства.
И сразу же воображение рисует вот такие живописные картины: вылезающий и тут же падающий в промозглую жижу пьяный колхозный тракторист (а в ином состоянии он в кабину и не садится!); матерящаяся жена, волокущая от соседей с помощью многочисленных детишек мертвецки пьяного мужа; обезумевший от выпитого и гоняющий по деревенской улице свою старушку-мать непутёвый сын…
Ну и как тут не вспомнить незабвенного Высоцкого: «И ещё вином много тешились - разоряли дом, дрались, вешались...».
Возможно, кое-где так оно и было, но только в депрессивных (назову так) деревнях и колхозах, да и то - только в последние советские годы.
Вот как виделась жизнь в отдалённой сельской глубинке городским обитателям, регулярно приезжавшим в гости к своей родне, а также шефам и шабашникам, сезонно трудившимся на колхозно-совхозной ниве. Те были просто шокированы этой непрекращающейся ежедневной пьянкой: как это можно постоянно жить и работать «под градусом»?
Пили везде и все: «весёлые» доярки на фермах, мужики на машинном дворе, поддавшие водители, склонявшиеся повсеместно пьяненькие старички… Это был какой- то нереальный мир, живущий в пьяном угаре! Если в магазин привозили портвейн (а его в основном-то и пили), то все разом бросали дела и гуртовались поблизости от него. И сплошной грязный мат везде: дети малые и старухи матерились - слушать невозможно! Такое ощущение, что трезвыми были лишь они - заводские рабочие, направленные для оказания шефской помощи в уборке картофеля, да шабашники, строившие в совхозе скотный двор. Все же остальные в это время пьянствовали…
Приведу воспоминания одного знакомого шабашника:
Помню, в соседях был у нас в селе через пару домов комбайнёр, как раз из тех людей, благодаря которым на наших столах имеется хлеб. Работа у них полгода (или как- то так, точно не знаю), но местные утверждали, что после сбора урожая и вплоть до следующей весны не делал он ни хрена! Комбайнёр был хороший, не жаловались, но вот как человек - дерьмо дерьмом, поскольку пил те месяцы без работы жутко: через день в их доме крики, скандалы, жену и детей лупил - те прятались у соседей.
А вот как вспоминает это весёлое время знакомая городская жительница:
У меня жила бабушка в деревне. В советское время я приезжала к ней на лето, было весело. Но время шло своим чередом, молодёжь вырастала и постепенно все уезжали. Клуб закрылся, фермы распались, магазин стоял заброшенным, мужики стали поголовно спиваться. В деревне стало скучно, пусто, никому ничего не нужно. Помню, там бабка одна жила, вечно самогон крутила. Так вот вся деревня к ней в очередь стояла за хорошей жизнью!
В общем, можно до бесконечности слушать эти (и им подобные) воспоминания, которые представляются вполне правдоподобными. Если бы не одно но...
Прожив значительную часть своей жизни в глухой тверской деревушке и захватив те самые советские годы, не могу согласиться с подобного рода дилетантскими рассуждениями, и, тем более, поставить знак равенства между понятиями «деревня» и «алкоголики». Уверяю вас: пьющих сельчан в 1960-1970-ые годы было не больше, чем в городе!
Откуда такая убеждённость? Во-первых, заработки в местном колхозе (а позднее - в совхозе) были несравнимы с городскими - денег едва хватало лишь на самое необходимое. А потому покупка спиртного считалась дорогим удовольствием! Тут мне многие возразят: да в советских деревнях водка не котировалась - в каждом доме на печи (некоторые использовали иные потаённые места) всегда шумел бидон браги, перегоняемый позднее в самогон. Но тот, как правило, предназначался на бытовые нужды: вспахать огород - бутылка, купить пару мешков зерна - бутылка, привезти дрова или сено- она, родимая!
К тому же, не будем забывать, что огромное деревенское хозяйство и постоянная занятость в поле не могли уживаться с затяжной пьянкой, а иначе многочисленная семья пошла бы по миру…
Есть и ещё один немаловажный нюанс. Помните слова известной песни «От людей на деревне не спрятаться…»? Там все друг друга знают и постоянно на виду. В советских деревнях было сильно развито людское осуждение, являвшееся наиболее эффективным воспитательным средством в отношении пьяниц. А потому попасться «подшофе» на глаза любопытным и вредным старушкам считалось делом опасным: нелестная молва разнесётся уже на следующий день по всей округе. И в таких интерпретациях! А это будет почище городского медвытрезвителя!
Несмотря на более низкий социальный статус и имеющееся образование, социальная ответственность перед своей семьёй у деревенских всё-таки была несравнимо выше. Если в городе пьяница относительно спокойно воспринимал своё увольнение, будучи уверенным, что без работы в условиях мегаполиса всё равно не останется (устроится на худой конец грузчиком, землекопом и т.п.), то у деревенского алкоголика вариантов последующего трудоустройства было гораздо меньше. А потому откровенного (тем более - поголовного) пьянства в деревнях не наблюдалось.
Труженикам совхоза в те годы порой было просто не до него - в периоды посевной и уборочной они (и стар, и млад) сутками не вылезали с полей, работая почти без выходных.
Что являлось в те годы причиной пьянства мужиков в городе? Наверное, беспросветность, скука и тоска, помноженные на относительную доступностью спиртного. Посудите сами: выше простого слесаря не прыгнешь и больше 200 рублей в месяц не заработаешь; о машине, загранице и иных развлечениях можно было лишь мечтать. Вот и оставалась только одна радость в жизни - выпивка с друзьями.
В деревне же подоплёка была иная: больше пили по поводу. Поводов этих было хотя и немало (окончание посевной, престольные праздники, все деревенские свадьбы и похороны, забой скотины и т.д., и т.п.), но всё-таки их число не шло в сравнение с нескончаемыми затяжными серыми городскими буднями. Зато по содержанию они были вне конкуренции!
Взять хотя бы свадьбы. Пить начинали ещё задолго до самого торжества: при сватовстве, сговоре, смотринах, на мальчишниках. На самой свадьбе все участники пиршества считали делом чести не просто пить, а напиться, полагая при этом, что чем шире пьяный разгул, тем счастливее будут жить молодые (?). Неудивительно, что деревенские свадьбы меньше трёх дней не проводились и пребывать на них пьяным - это было в порядке вещей!
После окончания работы деревенские мужики зачастую по полной «отрывались» в своей компании. Собирались в кружок на краю вспаханного (чем не повод?) поля и «уговаривали» в присест пару поллитровок! Но при этом всегда на своих двоих добирались до дома. К тому же (к чести пьющих мужиков), из семейного бюджета на спиртное они деньги никогда не тратили, а приобретали его, «накалымив» в течение рабочего дня на стороне. А зачастую оказанная ими услуга непосредственно оплачивалась бутылкой водки или самогона.
Если взять нашу колодкинскую статистику и пройтись по персоналиям из 1960-1970-ых, можно отметить, что из двух с половиной десятков проживавших в то время в деревне взрослых (за 30 лет) мужиков с большой натяжкой запойными можно было назвать лишь пятерых.
С одним я около года проработал в полеводческой бригаде в местном совхозе и частенько наблюдал степень его пристрастия к «зелёному змию». Когда тот был не в состоянии брать в руки вилы или косу, выручала сердобольная мать-старушка, подменяя его на полевых работах. А тот потом в подпитии гонял её по всей деревне. Как водится в таком случае, он не дожил и до пятидесяти...
В одной из семей здорово пили и отец (участник войны), и старший сын. Однажды в очередном пьяном угаре отец поднял руку на свою жену, а такой же пьяный сынок схватился за нож. Итог - один отправился на кладбище, второй - в тюрьму.
Да ещё у нашей одинокой деревенской соседки было два непутёвых городских брата, оба - любители спиртного и не любители работать, а потому находившиеся на её полном пансионе (то бишь, иждивении). Всё это происходило у нас под боком, и мы с горечью наблюдали, как она тянула эту лямку до конца дней своих… Остальные деревенские мужики пили умеренно и никогда не давали повода говорить о себе, как об алкоголиках.
А вот в первые послевоенные годы деревенские мужики (со слов старожилов) бухали по-чёрному. Если фронтовики были приучены к этому за годы войны (чему виной знаменитые «наркомовские» 100 грамм), постепенно превращаясь в алкоголиков, то молодые парни исподволь старались подражать «героям войны» и копировали их образ жизни.
К концу 1980-ых в деревнях вымерли и те, и другие. А продолжателей дела не нашлось - всё оставшееся мужское население к этому времени разбежалось по городам и весям. Поэтому основная заслуга в том, что в этот период СССР официально был признан «страной бытового пьянства», принадлежит всё-таки именно горожанам.
Любопытный факт. Дабы хоть как-то смягчить ситуацию с беспробудным пьянством и перевести её в рамки цивилизованного пития, в конце 1940-ых на центральной усадьбе местного колхоза в селе Дмитрова Гора была открыта чайная. Чай в ней не пользовался особым спросом, но зато продавался на разлив алкоголь - в надежде, что мужики будут ограничивать себя лишь рюмочкой водки, поскольку покупая стопарик, они были обязаны приобрести также и закуску. Предполагали, что в таком ассортименте на вторые сто грамм денег у большинства уже не хватит. Идея провалилась сразу же: те предпочитали тратиться лишь на спиртное, принося закуску с собой! Вскоре чайная благополучно канула в Лету…
К концу 1980-ых ситуация с пьянством на селе усугубилась. И причина не столько в антиалкогольной горбачёвской политике, сколько в начинавшемся развале надёжной советской экономики, включая и сельхозпроизводство. Некогда крепкий местный совхоз уже на ладан дышал, а его работники, пребывавшие в депрессии в преддверии наступающего краха, старались напоследок оторваться по полной: тащили всё, что плохо лежало, и пили, пили, пили...
Более-менее трезвыми за руль садились только с утра, после открытия магазина запасались спиртным и вечером возвращались домой навеселе. Такое можно было наблюдать и в посевную, и в уборочную. Неудивительно, что все эти крепко пьющие мужики уходили в мир иной, едва дотянув до шестидесяти. Руководство совхоза всё это видело и закрывало глаза: лишь бы дело делали! А дело они в любом состоянии тогда делать умели.
Сегодняшние трактористы работают ничуть не меньше, но так не упиваются! Зарабатывают в местном агрохолдинге приличные деньги и дорожат своим местом...
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!