Найти в Дзене
ТЕЛЕПОРТ.РФ

Ученый рассказал, как подготовить ребенка к школе

До 35% детей сталкиваются с проблемами в адаптации.

По данным РНИМУ им. Н.И. Пирогова, около половины школьников испытывают трудности с адаптацией к образовательной среде, что способствует росту нарушений нервной системы. В странах с высоким уровнем дохода этим страдают до 35% детей. Общая распространенность психических расстройств составляет примерно 10%, среди мальчиков - 11%, среди девочек - 9%. Ученый Пермского Политеха Валерий Литвинов объясняет, как определить готовность ребенка к школе, облегчить адаптацию, понять полезный и вредный стресс и помочь вернуться к школьному графику после каникул.

По его словам, полностью избегать стрессовых ситуаций неправильно. Эустрессовые (положительные) реакции помогают ребенку привыкнуть к новой обстановке, людям и правилам, здесь важна правильная реакция на эустресс и умение им управлять. Валерий Литвинов отмечает, что стресс повышает уровень гормонов глюкокортикоидов, необходимых для борьбы с воспалениями, но при этом снижается активность лимфоцитов и макрофагов, что делает ребенка более уязвимым к простудным заболеваниям. Адаптация к школе может сопровождаться сокращением сна, что также считается нормальной реакцией.

Возвращение после летних каникул тоже является стрессом: ребенку приходится снова включаться в режим учебы, что может вызвать дезадаптацию, тревогу и психоэмоциональное напряжение. Эксперт рекомендует заранее корректировать режим сна и бодрствования, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Процесс адаптации обычно занимает месяц-полтора, и родители не должны чрезмерно хвалить ребенка за посещение школы, чтобы привыкание проходило естественно.

Сложнее адаптируются дети, сталкивающиеся с дополнительными стрессовыми факторами, такими как семейные конфликты или хронические заболевания. У них может развиваться дистресс (негативная реакция) с проявлением нервно-психических расстройств, например, неконтролируемых истерик, недержания мочи, головных болей или синдрома гипердинамичности (СДВГ). В таких случаях необходимо обратиться к врачу - педиатру, детскому неврологу или психиатру.

Первоклассник изначально не должен стремиться к школе: с психофизиологической точки зрения переход в новую среду вызывает естественный дискомфорт. Дети понимают, что им придется адаптироваться к новым условиям, и это нормальная реакция, отмечает Валерий Литвинов. Часто у ребенка есть желание «стать взрослым», и родителям полезно объяснить, что школа помогает приобрести знания и навыки, которые компенсируют трудности.

Готовность к школе определяется нейропсихологической зрелостью, особенно способностью удерживать произвольное внимание. Это умение концентрироваться на конкретной деятельности, а не отвлекаться на внешние раздражители, такие как яркие картинки или музыка. Речь идет не о навыках чтения или счета, а о повседневных умениях: спокойно сидеть, пользоваться столовыми приборами, завязывать шнурки и самостоятельно одеваться. Если воспитатель отмечает, что ребенок еще не созрел, нет смысла спешить с отправкой в школу. Дети, пришедшие позже, адаптируются лучше и успешно учатся наряду со сверстниками.

Для облегчения адаптации важно развивать у ребенка способность к продолжительной концентрации, самостоятельность и контроль эмоций. Эти навыки позволяют осваивать более сложный материал даже при насыщенной учебной программе первого класса.

Информация Пермского национального исследовательского политехнического университета, фото ТЕЛЕПОРТ.РФ

Читать на сайте ТЕЛЕПОРТ.РФ

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале https://t.me/amurobl